Первый Патриaрх Московский и Всея Руси Иов

Изображение
Image

Патриарх Иов (в миру Иван; ок. 1525 — 19 июня 1607) — первый Патриарх Московский и всея Руси (1589–1605).

Родился около 1525 года в Старице (сейчас Тверская область). После первоначального обучения грамоте Иоанн тщательно изучил церковные книги. «Всю Псалтырь, и Апостол, и Евангелие без книг толкование сказывал и читал». Иоанн был также обучен переписыванию книг и овладел искусством излагать свои мысли на бумаге.

По достижении совершеннолетия принял постриг, а впоследствии стал игуменом (с 1566 по 1571 год) в Старицком Успенском монастыре. Как сказано в житии Иова, в христианских добродетелях он превзошел всех:

«Во дни же его не обретался человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни поступью, ни вопросом, ни ответом... Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек»

Однажды, посетивший Успенский монастырь, Иван Грозный обратил внимание на Иова, который выделялся своей красивой внешностью, приятным голосом, проникновенным чтением Писания.

6 мая 1569 г. у Успенского монастыря появился новый руководитель. На этом посту Иов задержался недолго — в 1571 г. он стал настоятелем одного из знаменитейших монастырей — Московского Симонова.

В 1575 году стал настоятелем царского Новоспасского монастыря в Москве.

Иов и Борис Годунов начинали жизнь в одно время и оба счастливчики, уцелевшие в кровавых «потехах» возле трона. Видный опричник Борис Федорович в январе 1575 г. был «дружкой» на свадьбе Грозного и сопровождал его в «мыльню» с тремя другими царскими любимцами. Через несколько месяцев двое из них оказались в опале, а сестра Бориса Годунова Ирина стала супругой царевича Федора Иоанновича. Сам Борис Федорович в это время сопровождал царя в Старицу, возможно, вместе с Иовом.

К 1581 г. Годунов стал уже боярином. 16 апреля 1581г. Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского.

В ноябре Иван Грозный убил своего сына Ивана и наследником стал зять Бориса Федоровича царевич Федор Иоаннович. С этого времени, по словам самого Иова, Годунов стал оказывать ему «превеликия милости» и «благодеяния». Иов между тем оказался близок и к богомольному царю Федору. Его великолепное знание Священного Писания и множества молитв, яркий талант проповедника, замечательный голос производили глубокое впечатление.

Сам Иов вел строгий образ жизни. Обличая чревоугодников и пьяниц. Коломенский епископ сурово ограничивал себя в еде, вина же не пил никогда: даже на царском пиру в золотой кубок ему наливали простую воду. Изнуряя себя молитвами, он истово выполнял обязанности священнослужителя, не пропуская храмовые службы и принимая на себя излишние обязанности.

В то же время Иов был добр к окружающим его, не заставлял насильно следовать своему примеру, но охотно прощал даже ленивых священнослужителей, за которых нередко выполнял их церковные труды. Он не досаждал своему окружению, избегал сообщать о проступках подчиненных начальству.

При содействии Бориса Годунова в 1586 год Иов возведён в митрополиты Московские и 26 января (5 февраля по новому стилю) 1589 года поставлен после упорных сложных переговоров с находившимся в Москве Константинопольским Патриархом Иеремией II первым Патриархом Московским.

Ещё ранее в начале XVI века ученый старец Филофей из Пскова в споре с католиками, утверждавшими, что первенство в христианском мире принадлежит Риму и Римскому Папе, сформулировал и озвучил аксиому русской средневековой национальной идеологии — учение о Москве — Третьем Риме: Первый Рим пал от «латынской ереси», Второй Рим (Константинополь) пал от нашествия турок, Третий Рим — Москва, а четвертому не бывать. С этим учением на Руси распространилась уверенность в том, что Московское царство — последний в мире оплот истинной православной веры, а Московская Церковь — единственный гарант неизменности и чистоты этой веры.

В принятой Уложенной грамоте об утверждении особой Патриаршей кафедры в Москве— и была продекларирована концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: «<...> Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде»

Сан Патриарха позволял утвердить Иова как официально второе лицо в государстве. На Патриарха легла тяжелая ответственность за государственные дела, он оказался одной из центральных фигур ожесточенной придворной борьбы за власть. Впоследствии в духовном завещании Иов писал о бедах человеческих и лютых напастях, рыдании и слезах, пришедших к нему вместе со святительским саном.

Ревностно исполнял Иов патриаршее служение. Главной целью его деятельности стало укрепление веры и благочестия на Руси. Заботясь об устроении Церкви, он учредил четыре митрополии: Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Сарско-Подонскую. Его стараниями было построено множество церквей, открыты многие обители, в частности, Донской монастырь в Москве.

Он соборно определил праздновать память новоявленного чудотворца Василия Блаженного — юродивого.

Осенью 1591 г. Патриарх написал канон и исправил службу преподобному Иосифу Волоцкому — крупнейшему идеологу церковного стяжательства и государственной Церкви, злому врагу инакомыслия, которому 9 сентября соборно установлен был праздник.

Хотя каждому из трех святителей московских — Петру, Алексию и Ионе — были установлены особые празднества, в 1595 г. Иов решил поминать их всех вместе 5 октября. При Иове были перенесены в Соловецкий монастырь останки убиенного Иваном Грозным Митрополита Московского и всея Руси Филиппа (1591 г.).

По рассуждениям Иова «два великия начала от Бога установлены в мире: священство и царство», причем духовная власть и церковные имущества принадлежат исключительно архиереям, а мирская власть — царям. Бог запрещает кому бы то ни было посягать на церковное достояние и вмешиваться в священные предметы. С другой стороны, каноны запрещают пользоваться покровительством мирских властей для достижения степеней священства.

При Иове православие распространилось в Поволжье и в Сибири.

26 февраля 1598 г. Иов во главе московского духовенства встречал Бориса Годунова у стен столицы. Венчание Годунова на царство состоялось 1 сентября, в день, когда на Руси праздновали Новый год. В Успенском соборе патриарх Иов от служил торжественную литургию, молясь о благоденствии царя Бориса Федоровича, и благословил его «на Московское царьство всея Великия Росии» крестом.

Добившись воцарения Годунова, Иов, по его словам, освободился от печали, порадовался о государе и пребывал в благоденствии.

Но 13 апреля 1605 г. Борис Годунов скончался. Его тело было выброшено из Архангельского собора, вдова и сын зверски убиты, а дочь Ксения стала наложницей Лжедмитрия I.

После победы Лжедмитрия I Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и потребовал от москвичей верности Фёдору Борисовичу. Лжедмитрий и его сторонники, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием» были преданы Патриархом анафеме. Так как секретарём Иова некоторое время был Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), то исследователи объясняют стремление последнего поскорее удалить Иова из Москвы нежеланием разоблачения. Сам патриарх Иов в своих грамотах называл Лжедмитрия

«расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался...да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву»

Иов — первый российский Патриарх насильственно лишенный престола. После убийства Фёдора Годунова Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него Патриаршье облачение и как простого монаха отправили в изгнание. В Москве по велению самозванца состоялся Собор, который лишил Иова Патриаршества и возвел на его место грека Игнатия, рязанского архиепископа. Игнатий приехал в Старицу, желая получить благословение от опального святителя. Но Иов, как гласит предание, несмотря на угрозы, отказался благословить предателя и только сказал: «По ватаге атаман, а по овцам и пастырь».

Вскоре Лжедмитрий был убит, Игнатий лишился Патриаршего сана, а на царский престол был избран князь Василий Шуйский. Бояре и архиереи молили Иова возвратиться на свою кафедру и венчать на царство нового государя. Но Патриарх к тому времени ослеп и благословил на свое место казанского митрополита Ермогена.

Ради освобождения Руси от захватчиков Патриарх Ермоген и царь Василий призвали народ к церковному покаянию, которое просили принять старца Иова. Он прибыл в столицу, и 20 февраля 1607 года в Успенском соборе состоялось всенародное моление. Москвичи, возглавляемые царем и Патриархом, со слезами взывали к Иову: «О пастырь предобрый! Прости нас, словесных овец бывшего твоего стада... Мы же, окаянные, малодушные, своими нравами отбежали от тебя, предивного пастуха. И заблудили в дебри греховодные и сами себе дали на снедь злолютому зверю, иже всегда готов губить души наши. Восхити нас, о богоданный решитель, от нерешимых уз, по данной тебе Божественней благодати».

На это Иов отвечал: «Чада духовные! В сих клятвах и крестного целования преступлении, надеясь на щедроты Божии, прощаем вас и разрешаем соборно, да примите благословение Господне на главах ваших».

Простив и благословив народ, Патриарх вернулся в Старицу где прожил ещё два года, и умер 19 июня 1607 года и был похоронен в Старицком Успенском монастыре, В 1652 году останки Иова перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Патриарх Московский и Всея Руси Иов канонизирован Русской Православной церковью в 1989 году в лике святителей.

А.Соколовский