Начало Православной Руси. 2.Княгиня Ольга, первая русская святая

Изображение
Image

Княгиня Ольга стала первой правительницей Руси, принявший крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней оставались язычниками. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, работе монаха Иакова «Память и похвала князю Владимиру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. По утверждению, доктора исторических наук, специалиста по истории Древней Руси И. Н. Данилевского, некоторые фрагменты жизнеописания Ольги из «Повести временных лет» являются прямыми переложениями библейских сюжетов и, следовательно, сомнительны с фактологической точки зрения.

Согласно "Повести временных лет"[ Пользуемся книгой "Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969], в 955 году Ольга решила совершить путешествие в Константинополь, где в это время царствовал император Константин Багрянородный.

Каковы были причины поездки княгини Ольги в Константинополь? Как пишет белорусский историк Г.М. Филист[Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск.1988. с.111] «по мнению Д. И. Багалея и В. Т. Пашуто, княгиня Ольга отправилась туда с целью утвердить христианство. Е. Е. Голубинский и П. Щебальский считали эту поездку личным делом Ольги, пожелавшей «убедиться в истинности самого христиан­ства». Православные историки расценивают визит как «мирное хождение», сочетавшее задачи «рели­гиозного паломничества и дипломатической миссии. Но политические соображения требовали проявления военного могущества», надо было напомнить «гордым ромеям» о по­бедах Аскольда и Дира. Под влиянием увиденного "серд­це мудрой Ольги открылось святому Православию, она принимает решение стать христианкой"[ Настольная книга священнослужителя. Т.3 М. 1979 с. 556]. На наш взгляд, — продолжает Г.М. Филист, — две причины общего характера могли лежать в основе ее поездки. Первая — личное желание ознакомиться с прелестями Константинополя. Но в этом случае она не имела бы значения для истории. Вторая — исторически необходимая миссия с определенными религиозными и поли­тическими целями"[ Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск.1988. с.111].

Что касается мотивов религиозных, приведем высказывания Н.М. Карамзина "К тому времени, Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная вера, более, нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога-Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства; могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу империи и веры греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике«.[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008. С. 72]

Если же говорить о политической составляющей поездки княгини Ольги в Константинополь, то ей надо было наладить нормальные, добрососедские отношения с Византией, ведь до сих пор Русь с ней вела в основном боевые действия, постоянные набеги на эту страну. А кроме этого наладить и торговые связи.Не зря вместе с ней в Константинополь прибыли 42 купца. Именно после Ольги отношения Руси с Византией начали улучшаться и стали относительно спокойными. Пройдет чуть более 30 лет, и князь Владимир примет христианство, после чего связи Руси с Византией станут постоянными и дружелюбными на протяжении ряда веков.

Отправляясь в поездку в Константинополь, Ольга присоединилась к обычному торговому каравану, взяв с собой шестнадцать знатных боярынь своих родственниц и восемнадцать придворных женщин. Был среди них и православный священник Григорий. По прибытии судов подозрительные греки долго не пускали их, пока не убедились, что здесь находится княгиня и ее приближенные.

Купцов разме­стили на подворье монастыря святого Ма­монта, и они занялись своими торговыми делами, а вот княгине пришлось подождать... По мнению Ольги, слишком долго. Император всякий раз оказы­вался занят делами чрезвычайной важности. Перед княгиней, «архонтисойрусов», извинялись, но официальный прием откладывался со дня на день. Та­кое— выдержать приезжих, отчасти для большей сговор­чивости, а более из спеси,— существовало в посольской практике с очень давних времен. Ольга понимала это. Важно, чтобы ромеи не перешли границ, когда проволоч­ки переходят в дипломатическое оскорбление. Границ этих Константин не перешел.

Наконец, 9 сентября она была принята императором Константином. "Высадившись у входа в царский дворец, великая княгиня Ольга со своими спутниками вступила в великолепный двор...На этом дворе Ольга могла видеть все, чем было сильно и славно Греческое царство. А сильно оно было крепкой верою в заступление Богоматери, Софийским храмом, которой выдвигался на самую площадь с особой крестильницей для всех, ищущих Святой Веры. Сильно, славно и победоносно было это царство и Святым Крестом, которого изображение господствовали над площадью. Во время приема были развешиваемые царские золотые одеяния и венцы. Ранее прибытия княгини Ольги в Большую Золотую Палату в нее проследовал Греческий царь, одетый в свой богатейший царский наряд. Он с молитвой повергся на землю перед иконой Господа Вседержителя и затем уселся на Соломонов трон. При приближении нашей великой княгини занавеси в дверях поднялись, и придверники с золотыми жезлами в руках пропустили сперва греческих бояр и чиновников по разрядам. Напоследок взошла великая княгиня Ольга в сопровождении шести русских княгинь и восемнадцати боярынь.Увидев царя, она приостановилась. В это время заиграли органы и трубы...После этого императору были поднесены русские дары- дорогие собольи меха, и Ольга вступила с ним в беседу...От царя Ольга проследовала по дивным палатам в приемную императрицы, которая также приветствовала ее с своего трона, а затем просила Ольгу пройти в священную царскую спальню, куда прибыл и царь. Здесь царь с царицей и наша княгиня беседовали уже по домашнему«.[ Нечволодов А.Д. Сказание о русской земле. Репринтное издание в 4-х т. Уральское отделение Всесоюзного культурного центра «Русская энциклопедия». Издание подготовлено при содействии издательства «Православная книга». Книга первая. 1991. С. 90.]

Затем состоялся торжественный ужин, но котором присутствовали император с императрицей, их сын Роман, и другие царские дети и невестки Константина.

Далее мы приводим рассказ Нестор-летописца в переводе на современный русский язык академиком Д.С. Лихачевым:

«...И увидел царь, что она очень кра­сива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, и ска­зал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил ее патриарх в вере и сказал: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих по­нижениях внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и в молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка наполняемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было нареченоей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После Крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это— ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью....[ Повесть временных лет. "Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969]

Многие считают этот рассказ вымыслом Нестора, ведь он не жил в то время и не был свидетелем этих событий. Этот рассказ был основан, скорее, всего на народных преданиях. Но он вошел в историю Русской Православной Церкви и мы не вправе его отвергать.

"Конечно, рассказ летописи о сватовстве императора к Ольге не следует воспринимать буквально, — пишет российский историк Евгений Пчелов, — Константин тогда был женат и, разу­меется, прекрасно знал, что крестный отец не может жениться на кре­стной дочери. Легенда о сватовстве подчеркивала высокое положение Ольги и её общение на равных с правителем могущественнейшей в ту мору державы. С другой стороны, она объясняла крещение Ольги, де­монстрировала её хитрость, которая помогла ей принять новую веру«[ Пчелов Е. Рюриковичи. История династии.М «ОЛМА-ПРЕСС». 2001 с. 63.].

18 октября княгиня Ольга вторично была торжественно принята императором Константином и императрицей, после чего стала собираться в Киев. "Перед самым своим отъездом она была у Патриарха для испрошения благословения и говорила ему: «Народ мой и сын мой язычники, когда бы Бог соблюл меня от всякого зла? «Чадо верное, — отвечал ей Патриарх, — крестясь во Христа, ты облеклась в Христа. Он сохранит тебя». Затем Патриарх дал на благословение Ольги крест, который долго сохранился в Киеве и после нее. Прибыв в Киев, Ольга привезла с собой несколько священников и построила деревянный храм Святой Софии, он был украшен иконами, присланными ей Патриархом«.[Нечволодов А. Указ. Соч. с. 135]

Вместе с Ольгой возвратились в Киев и ее спутницы, из которых многие тоже крестились. Величие и чистота новой веры, христианская жизнь, виденная ими в Константинополе, произвели большой переворот в их душах. Они стали влиять на своих близких, чтобы те оставили язычество и приняли крещение. Особенно старалась Ольга, чтобы ее сын Святослав принял христианство. Но он отвечал своей матери: «Как я один приму новый закон? Дружина моя будет смеяться надо мной!». И действительно, дружина его не только смеялась над перешедшими в христианство, но иногда и грубо оскорбляло их. Все это глубоко огорчало княгиню Ольгу. Время еще не пришло, оно придет при отце Святослава, князе Владимире Святославиче.

«Правление Ольги было решительным поворотом в истории Киевской Руси. Страна обрела упорядоченное управление, начав интегрироваться в политическую систему христианского мира. Христианство получило мощный импульс для распространения среди местных язычников. Два десятилетия после смерти Ольги велась ожесточенная борьба между христианской и языческой партиями, завершившаяся победой христианства при внуке Ольги Владимира»[Семака Л. Ольга, святая равноапостольная великая княгиня киевская. В книге «100 великих украинцев». М. 2002. С. 16].

Княгиня Ольга прожила 80 лет. Она была похоронена по христианскому обряду в 969 году. Ее внук Владимир Святославич в 1007 году перенес мощи Ольги в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Скорее всего, в княжении Ярополка (972-978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Официальная канонизация произошла, видимо, позднее — до середины XIII века, а в 1547 году она была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести были удостоены только пять святых женщин в христианской истории — Мария Магдалина, царица Елена, первомученица Фекла, мученица Алфия и просветительница Грузии Нина.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси