Последователи и продолжатели дела Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира, великие князья Киевские и Московские

Дело князя Владимира продолжил его сын Ярослав по прозванию Мудрый, сосредоточившийся на внутреннем устройстве Русской земли. Русская государственность крепла, устанавливались законы, учреждался справедли­вый суд, что нашло свое отражение в краткой редакции «Русской Правды». Русь этого времени называли страной городов. В правление Ярослава Мудрого их насчитывалось около 30. При нем был основан город Юрьев, названный по христианскому имени Ярослава (ныне временно оттор­гнутый от России город Тарту). Русские города поражали иностранцев своими крупными сооружениями, каких еще нельзя было встретить в западноевропейских столицах. Неслучайно русской княжне Анне, дочери Ярослава Муд­рого, вышедшей замуж за французского короля, Париж показался большой деревней.

В русских городах возводят­ся грандиозные архитектурные сооружения - Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве. Русская церковь выделилась в отдельную митрополию, во главе ее появились русские люди, среди них выдаю­щийся представитель русской цивилизации митрополит Иларион, мыслитель и церковный писатель. При нем сложилась первая редакция начальной русской летописи, осуществлялась широкая деятельность по переводу на русский язык иностранных книг, была создана первая в России библиотека. Митр. Иларион формулирует духовно­нравственную суть Святой Руси - поклонение Богу не в формальном следовании церковному закону и оправдании им, а в постоянном стремлении к добру, к высшему Благу, в победе благодати над душами людей

Ко времени князя Ярослава относится возникновение Киево-Печерского монастыря, основанного великими русскими святыми преподобными Антонием и Феодосием Печерс­кими. При их жизни в монастыре подвизались около сотни монахов-подвижников, живших по строгому уставу. Из Киево-Печерского монастыря монашество разошлось по всей Руси.

После смерти Ярослава Мудрого русская цивилизация сталкивается с серьезными испытаниями, главными из которых были - удельная раздробленность и нашествие татаро-монгольских орд. Во 2-й половине XI в. Русское госу­дарство распадается на ряд отдельных княжеств, перво­начально поделенных между пятью сыновьями Ярослава Мудрого: Изяслав получил Киевское княжество и Нов­городскую землю, Святослав - Черниговское княжество, Всеволод - Переяславское (с разделением между ними Волжско-Окского края), Игорь - Владимиро-Волынское, Вячеслав - Смоленское. В роде Изяслава Владимировича оставалось Полоцкое княжество. Обособленно держалось Тмутараканское княжество. Удельные княжества враж­дуют между собой за власть и землю. Объединительным фактором, противостоящим этой вражде, была Русская церковь, всегда выступавшая против раздробленности. Против раздробленности выступали и простые русские люди. В их сознании любое из удельных княжеств вос­принималось как часть единой Русской земли. Да и сами великие князья, владевшие отдельными уделами, вос­принимали их в составе Русской земли, принадлежащей всей княжеской семье. Но каждый из князей стремился стать первым, объединить Русь под своей властью, что, в частности, в определенной степени удалось Владимиру Мономаху (1113-1125).

Владимир Мономах представляет своего рода идеаль­ного правителя Святой Руси. Глубоко верующий и любя­щий церковь - он живет по слову Божию. Сильный и ловкий, талантливый и бесстрашный полководец, он никогда не нарушал данной клятвы, всегда мирил ссорившихся князей, становился на сторону слабых и обиженных». В «Поучении Владимира Мономаха» раскрывается мировоззрение русской ци­вилизации: любовь к Богу, добротолюбие, трудолюбие. Труд - высшее мерило богоугодности человека, за любой труд, за «малые дела» награждает Бог.

В селах и деревнях и на городских посадах община и артель сплачивали русских тружеников в самоуправ­ляющийся коллектив. В ХII-ХШ вв. плотники и другие строительные работники, а также кузнецы, литейщики, кожевенники и др. объединялись в «братии», «братчиков» или «дружины», так в то время назывались артели.

По мере усиления княжеских междоусобиц политичес­кий центр, столица Руси, перемещается из Киева в север­ные земли - в город Владимир. В 1157 г. внук Владимира Мономаха, сын основателя Москвы Юрия Долгорукова, Андрей Боголюбский ушел на север и сел на Владимирс­кое княжение. Туда же постепенно переходит и духовный центр, перевозятся чудотворные иконы, основываются новые монастыри. В 1155 г. из великокняжеской резиден­ции в Вышгороде под Киевом во Владимир перевозится величайшая святыня русского народа - Чудотворная икона Богородицы, впоследствии получившая название Влади­мирской. Перед татаро-монгольским нашествием на Руси было известно более ста русских святых, существовали тысячи церквей, сотни монастырей, свыше сорока Чу­дотворных икон Божией Матери прославились чудесами, совершавшимися по молитвам верующих. Православное сознание проникло в толщу русского народа, который в большинстве своем верил в то, что Русь есть «Дом Пресвя­той Богородицы» и что служение «Правде Божией» - глав­ная задача в жизни каждого православного.

Духовная цельность и твердая вера человека Святой Руси позволили ему выдержать чудовищную агрессию татаро-монголов и сохранить свою русскую цивилизацию. В 1235 г. татаро-монгольские полчища вторглись в русские земли и стали уничтожать русские города, поголовно уби­вая все население. Разрозненные русские дружины не смог­ли противостоять врагу, обладавшему многочисленной, хорошо организованной армией и лучшими техническими средствами войны. Тем не менее русские воины нанесли татарам ощутимый урон, ослабили вражеские войска, оста­новив их дальнейшее движение на Запад. Почти на полтора столетия значительная часть русских земель попала под ненавистное басурманское иго. Русские князья оказались подчинены иноземной власти и вынуждены были ездить на поклон к хану, чтобы получить от него «ярлык» на право княжения.

Преступления, которые совершали на Русской земле захватчики, по словам современников, невозможно было описать - убийства, грабежи, насилие, массовый угон в рабство, поругание церквей и святынь. Ослабле­нием Руси воспользовались ее враги с Запада, Польша, Литва, Швеция оккупировали ряд исторических русских территорий, организуют гонения на Православие. Однако оккупантам не удалось сломить духа русского народа. Русская Церковь несла свое служение, сохраняя русских людей как православных и патриотов.

Дух Святой Руси ободряет народ, русские святые и подвижники где открыто, где подспудно организуют сопро­тивление врагу. Святой князь Александр Невский в самый разгар наступления татар, в 1240-1242 гг., поднимает полки на отпор шведам, германцам и литовцам. Летом 1240 г. Александр Невский разбивает шведское войско, намеревавшееся захватить Новгород. Предание Святой Руси свидетельс­твует, как начальник сторожевого поста на Неве по имени Пелгусий, во св. крещении Филипп, видел святых князей Бориса и Глеба, спешивших на помощь «сроднику» Александру.

Через два года после этой победы Александр Невский остановил крестовый поход католицизма против Руси. Весною 1242 г. русские войска в битве на льду Чудского озера наголову разбили немецких «псов-рыцарей» - крестонос­цев, заставив их на многие столетия оставить попытки поработить русский народ.

Силы сопротивления татаро-монголам собирались вок­руг Москвы, которая в 1-й половине XIV в. постепенно стано­вится столицей Русского государства. В 1328 г., в правление Ивана Даниловича Калиты, великое княжение окончатель­но перешло к Москве. Опытный политик и дипломат, он сумел умирить других русских князей, заручиться подде­ржкой Золотой Орды. Иван Калита продолжил политику Александра Невского, сумел оградить Русь от набегов татаро-монгольских орд. «И бысть... тишина велика по всей Русской земле, и перестали татары воевати Русскую землю». Святой митрополит Петр переводит митрополичью кафед­ру из Владимира в Москву, которая становится центром русского Православия.

Москва продолжает духовную линию русской цивили­зации, укрепляя и поднимая на новую высоту ее духовные ценности. Служение правде Божией, добротолюбие в час­тности, выражались в особом отношении к Богоматери. Русские люди укрепляются в сознании, что Русь является Домом Пресвятой Богородицы. Традиция посвящать влавные храмы Божьей Матери еще более углубляется в Москве. Как и во Владимире, главный московский храм получает название Успения Пресвятой Богородицы. Его закладывает первый «московский и всея Руси чудотворец» митр. Петр. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были пост­роены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и ряде других городов и селений. Совершенно очевидно, событиям Успения Богородицы русские люди придавали особое зна­чение. Образ торжества Богородицы в завершающий день ее земной жизни отождествлялся у них с собственным по­ниманием цели жизни через служение Богу, добротолюбие, страдание и смерть - к вечной жизни.

В быту и хозяйственной жизни ценности русской циви­лизации выражались в духовно-нравственных отношениях общины и артели. Человек не был одинок, он чувствовал постоянную поддержку и помощь со стороны общины и артели. И радости. и горести были общие. Пиры, свадьбы и похороны совершались совместно, обычно в прирубе церкви, именуемом трапезной. По этому случаю в трапез­ную вносили длинные столы и лавки. Одной из форм этого обычая были братчины, на которых не только пировали, но и обсуждали крестьянские нужды, решали общие дела.

(источники: «История СССР в 12 т .«Наука» т.2. М.- 1963; «Всемирная история в 12 т., «Наука», т.3. М.- 1957; Б.А. Рыбаков. «Мир истории. Начальные века русской истории». М. 1987»; Б.А. Рыбаков. «Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII вв» М.- 1993; О. Платонов «Святая Русь» М. 2000; Е. Пчёлов. «Рюриковичи. История династии». М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2001)

Александр Медельцов.

Историк, член Союза писателей Беларуси