Архиереи-отступники: митрополит Исидор и патриарх Игнатий

В истории Русской Православной Церкви мы встречаем не только истинных ревнителей Православия, радеющих за его процветание, патриотов русской земли, но, к сожалению, и тех, кого можно назвать отступниками, переходящих на сторону противников России и призывающих у унии с католической церковью. Среди них – митрополит Киевский и всея Руси Исидор (митрополит в 1436 – 1448 гг.)  и Патриарх Московский и всея Руси Игнатий (1605-1606).

Впрочем, их обоих не много связывает с Русью. Как Исидор, так и Игнатий по происхождению были греками, прибывшие сюда из Византии. Они были далеки от российской жизни, уклада  и особенностей русского народа, его культуры.

Исидор родился в 1385 году. В начале XVвека учился в Константинополе. Переписывал книги и делал выписки из сочинений античных авторов, интересовался различными сторонами гуманитарного и естественнонаучного знания: трудами античных философов и историков, риториками, пособиями по древнегреческому языку и грамматике, сочинениями по астрономии, прикладной химии и медицине. Письменно благодарил МануилаII Палеолога за его возвращение из поездки по Европе, за возобновление деятельности школ, закрытых во время первой осады Константинополя турками (1396—1402), сообщал о нехватке преподавателей.

Около 1410 г.  уехал из Константинополя в Монемвасию, принял монашество в монастыре Архистратига Михаила и всех ангелов. В Мистре познакомился с выдающимся учёным того времени Георгием Гемистом Плифоном. С Пелопонеса писал письма императору Феодору II Палеологу, митрополитам Фотию Киевскому и Неофиту Мидийскому, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона и др. В 1420-х годах произносил речи в честь молодого императора Иоанна Палеолога. На основе исторических свидетельств составил две записки о сущности спора Монемвасийской митрополии с Коринфом. Эти записки помогли императорскому суду прекратить спор и подтвердить прежние привилегии Монемвасии.

В 1429 г. в Константинополе произнес перед императором Иоанном VIII Палеологом свой знаменитый патерик. Осенью 1429 года был в Сиракузах на Сицилии. В апреле 1430 г. был опять на Пелопоннесе, затем переехал в Константинополь. Стал одним из членов круга придворных политиков, в 1433 году был кафигуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Считался одним из наиболее учёных представителей столичного духовенства.

 15 октября 1433 назначен членом дипломатического представительства Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, куда отправился в январе 1434 г. через Валахию и Венгрию. Летом 1434 года прибыл в Буду, нанёс визит Эстергомскому архиепископу. 24 июня прибыл в Ульм, передал императору Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнёс приветственную речь, в которой призвал Сигизмунда приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии.12 июля 1434 прибыл в Базель, 24 июля на официальном приёме византийских послов, выслушав речь кардинала Джулиана Чезарини, произнёс ответную речь.

После возвращения с Базельского собора и получения известия о смерти митрополита Герасима (1435) был рукоположен в епископский сан и поставлен на Киевский престол. 2 апреля 1437 г. с ближайшим помощником монахом Григорием и двадцатью девятью родственниками в сопровождении Николая Гуделиса (императорского посла и посла великого князя) и рязанского епископа Ионы прибыл в Москву.

В Москве был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Тёмным, как поставленный против его воли. Будучи опытным дипломатом, Исидор сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви.

Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, 8 сентября 1437 года выехал из Москвы на Собор в Западную Европу. 4 февраля 1438 г. прибыл в Ригу, 7 мая отплыл на корабле в Любек, а затем в Венецию. Тем временем греческая делегация в конце февраля приняла решение проводить Вселенский собор не в Базеле (500 км от Венеции), а в Ферраре (100 км от Венеции). Исидор во главе русской делегации 18 августа прибыл в Феррару. Подарил Евгению IV саккос со сценами из византийской иконографии (хранится в сокровищнице Святого Петра в Ватикане.

На соборе активно способствовал заключению унии с Римом. 5 июля 1439 года поставил свою подпись митрополита Киевского и всея Руси и местоблюстителя апостольского престола святейшего патриарха антиохийского под Соборным определением после автократораромеев Иоанна Палеологаи двух представителей патриарха Александрийского.

Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду. Митрополит Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии, которая оказалась впоследствии малорезультативной: простой народ и духовенство не приняли её. В Византии сторонниками унии, по политическим мотивам, оставались только двор императора и назначенный им Патриарх.

Другой причиной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы, сторонники Базельского собора и избранного им антипапы Феликса V. Не признавали власти Евгения и в Речи Посполитой.

6 сентября 1439 года во главе русской делегации покинул Флоренцию, 15 сентября был в Венеции, 16 сентября назначен легатом Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии.

За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 года Исидор был возведён в сан кардинала Римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-э-Пьетро   с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).

22 декабря с охранной грамотой Евгения IV отплыл из Венеции в Полу. 8 января 1440 года ему был присвоен кардинальский титул Святых Марцеллина и Петра. От Полы поехал на конях через Хорватию и в начале весны 1440 года прибыл в Буду, где 5 марта написал христианам Польши, Литвы и Ливонии окружное послание, в котором сообщил о восстановлении единства Церкви и равноправии католического и православного обрядов. В конце марта прибыл в Краков. Встречался с сыновьями Софьи Гольшанской - польским королём Владиславом III и его братом Казимиром (после этой встречи 12-летний Казимир 29 июня был объявлен Великим князем Литовским, а 15-летний Владислав 17 июля стал и венгерским королём, вскоре начав борьбу с Османской империей) Был любезно принят епископом Збигневом Олесницким, возведённым в кардинальский сан, как и Исидор, 18 декабря 1439 года. В Краковском университете выслушал речь Яна Эльгота (доверенного представителя Збигнева Олесницкого), приветствовавшего заключённый с греками союз. Из Кракова через Перемышль и Львов приехал в Галич, затем вернулся во Львов и через Белз прибыл в Холм, где написал Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. Из Холма через Брест, Волковыск и Тракай 14 августа прибыл в Вильну, где постарался поддержать православных, но католический епископ Виленский Матей не разрешил легату папы Евгения IV предпринимать какие-либо действия в своём диоцезе.  

19 марта 1441 года приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской церквей. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей – папу Римского Евгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Иоакима. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора.

Через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на Соборе русского духовенства, при этом отказался от покаяния и отречения от унии. В сентябре 1441 года, очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь, в начале 1442 года прибыл в Литву, к 22 марта 1443 года перебрался в Буду, где 23 марта молодой король Польши и Венгрии Владислав IIIВарненьчик издал привилей с подтверждением равенства прав и свобод православных и католических церквей в королевских владениях.

В конце 1445 года был в Риме, 22 декабря уехал в Византию, в мае — октябре 1446 года находился в Константинополе, где, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, поставил Даниила во епископа Владимирского.  12 февраля 1448 года вернулся в Рим. В течение года (1450—1451) управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходами Священной коллегии кардиналов.

7 февраля 1451 года удостоен сана кардинала-епископа Сабины. С июня 1451 года был Апостольским администратором епархии Червиа. 27 октября 1451 года участвовал в тайной консистории. В мае 1452 года как легат папы Николая V отбыл в Константинополь. Во главе отряда в 200 солдат в ноябре прибыл в окружённый турками город, 12 декабря в соборе Святой Софии напомнил о союзе Римско-католической и Православной церквей. В мае 1453 года участвовал в обороне Константинополя, был пленён, но избежал смерти, так как султану были представлены останки чужого трупа в кардинальском облачении. Оставаясь неопознанным, был отправлен в Малую Азию со многими незначащими заключёнными. Смог бежать, достиг Пелопонеса в ноябре 1454 года прибыл в Венецию, затем в Рим. В 1455 году участвовал в выборах папы римского. В марте 1455 года ушёл в отставку с должности Апостольского администратора Червии, в мае 1456-го стал архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 года получил титулярный сан патриарха Константинопольского. В августе 1458-го снова участвовал в выборах папы римского, а в октябре передал власть над митрополией Киевской и всея Руси своему ученику Григорию (Болгарину), впоследствии отрекшемуся от унии и вернувшемуся в подчинение патриарху Константинопольскому. 8 октября 1461 года стал деканом Священной коллегии кардиналов.

Умер в Риме 27 апреля 1463 года, похоронен в соборе Святого Петра.

Игнатий родился не позднее 1560 года, как полагают, на острове Кипр, тогда под властью Венецианской республики.  Был епископом на Кипре, но турками был вынужден бежать оттуда и поселился на некоторое время в Риме. Изначально он был епископом города Эриссо (у перешейка полуострова Афон; судя по всему, имеется в виду греческий город Лериссос) и Святой горы Афон.

Прибыл в Москву в 1595 году в составе миссии Константинопольского патриархата и остался в России. Принимал участие в коронации Бориса Годунова.

В 1602 году патриарх Иов назначил его митрополитом Рязанским и Муромским.

После смерти Бориса Годунова примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу, признал его и приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Вместе с самозванцем парадно вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест. Через четыре дня по вступлении (24 июня), по совету Лжедмитрия был созван Собор епископов. Собор возвёл Игнатия в патриархи вместо Иова, который, якобы согласно составлявшим Собор архиереям, ввиду старости и слепоты не мог управлять паствою. Иов был сослан в Старицкий монастырь.

30 июня Игнатий разослал окружную грамоту, в которой всем церквам предписывалось петь торжественные молебны о здравии «Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы.

Короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек, присоединив её через миропомазание к Православию.

После убийства Лжедмитрия и провозглашения царём Василия Шуйского, 26 мая 1606 года по распоряжению Василия Шуйского Игнатий был лишён сана (не только патриаршего, но и епископского) и заточён в Чудов монастырь как простой монах. Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Гермоген был избран на Соборе только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором I 1 июня 1606 года вообще без патриарха. На этом же Соборе был признан виновным Игнатий, единственным обвинением в его адрес на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» при интронизации. Объясняют это обвинение следующим образом: на Руси с середины XV века до середины XVII века существовала традиция, согласно которой, если епископа возводили в митрополиты или патриархи, то над ним совершали повторную архиерейскую хиротонию, богословски и канонически неоправданную. Отсутствие повторной хиротонии и есть отсутствие «священных рукоположений» в формулировке Собора 1606 года.

В сочинении «Известие о начале патриаршества в России», составленном при патриархе Филарете, изданном в 1619 году, в качестве причины низвержения указано: потому, что он был поставлен «от неправедного царя».

После заточения в 1611 году в Чудов монастырь патриарха Гермогена, Игнатий, лишённый Собором патриаршего и епископского сана, был освобождён при семибоярщине, возвращён на престол и действовал вместе с боярами, сторонниками Владислава IV.Совершил Литургию в день Пасхи (24 марта 1611 года) в Кремле.

По сообщению Арсения Элассонского, 27 декабря 1611 года (митрополит Макарий (Булгаков) на основании грамоты, посланной 5 октября боярами к Сигизмунду считает, что не позднее октября 1611 года) Игнатий покинул Москву вместе с войском Ходкевича, намереваясь отправиться к великому королю Сигизмунду III в Речь Посполитую. Игнатий взял с собой многие драгоценнейшие предметы: золото, серебро и весьма много жемчуга. Оставив войско Ходкевича, который не стремился уходить из Руси, Игнатий попытался самостоятельно достичь границы. По дороге Игнатий и его спутники были ограблены русскими воинами и почти нагими, и лишёнными всего бежали в Польшу. Близ Смоленска Игнатий был задержан польскими жолнерами, которые доставили его в ставку короля Сигизмунда III. Игнатий поселился в Троицком монастыре в Вильно, находившемся тогда во власти униатов. Архимандрит Иосиф Вильямин Рутский убеждал Игнатия принять унию, давая ему читать книги на греческом языке. Игнатий написал письмо папе римскому, в котором выразил готовность повиноваться понтифику, но решено было сохранять это в тайне. В депеше папского унция от 8 августа 1612 года речь шла о направлении папой надёжных людей, которых в дальнейшем Игнатий поставил бы архиереями и которые могли бы организовать семинарию для обучения молодёжи в духе униатства.

6 ноября 1612 года Сигизмунд III прибыл в пределы Руси с сыном своим Владиславом, с войском и многими шляхтичами; вместе с ним прибыл патриарх Игнатий и многие русские бояре. Они думали, что в Москве находится польский гарнизон. Целью Сигизмунда было коронование сына своего Владислава царём Москвы и всей Руси. Однако ранее, 26 октября 1612 года, поляки сдались и покинули Кремль, а 27 октября 1612 года Второе народное ополчение торжественно вступило в столицу. Сигизмунд III отказался от своей затеи и возвратился в Речь Посполитую, вместе с ним возвратился в Речь Посполитую и патриарх Игнатий.

После возвращения Игнатия в Речь Посполитую он открыто принял униатство. В 1615 году король Сигизмунд пожаловал на содержание его дворец, принадлежавший Витебской архиерейской кафедре.

На Соборе, созванном в Москве 16 октября 1620 года под председательством патриарха Филарета, Игнатию было поставлено в вину, что он не крестил по-православному, а только миропомазал Марину Мнишек, венчал её со Лжедмитрием и допустил их к причащению:

«Патр. Игнатий, угождая еретикам латинской веры, в церковь соборную Пр. Владычицы нашея Богородицы введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианского закона не крестил, но токмо единем св. миром помаза и потом венчал ю с тем росстригою и обоим сим врагом Божиим росстриге и Маринке подаде Пречистое Тело Христово и Св. Кровь Христову пити. Его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великие св. церкве российские, яко презревшего правила св. апостол и св. отец, от престола и от святительства, по правилам святым, изринуша».

Отцы Собора подтвердили лишение его патриаршего сана.

Игнатий скончался, как традиционно считается, в 1640 году в Вильно и был погребён в Виленском Троицком монастыре. Согласно униатскому преданию, русские, взяв в 1655 году Вильно, вывезли останки Игнатия и Вельямина в Москву

В исторических актах и грамотах первой четверти XVII века Игнатий именуется «господином патриархом Московским и всея Руси» или просто «патриархом», без обычной прибавки «святейший».

Некоторые историки Церкви на этом основании считает, что официальные обвинения против Игнатия начал Филарет Романов в 1619 году, когда последний вернулся из польского плена и был крайне враждебно настроен против поляков, католиков, униатов и всех не православных. Около июля 1619 года было составлено официальное идеологическое произведение «Известие о начале патриаршества на России и о возведении на патриарший престол... Филарета Никитича», в котором Игнатий охарактеризован как «единомыслена... и ни в чём же противящася» Лжедмитрию I; вскоре возникла так называемая «Рукопись Филарета», в которой написано, что Игнатий «поколебася и з Гришею Ростригою соединився».

Так охарактеризовал отношение к Игнатию его современник голландский купец Исаак Масса в книге «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года»: родом грек, лукавый негодяй, содомит и распутник, которого ненавидел народ.

В грамоте патриарха Иоасафа от 14 сентября 1634 года было указано: Игнатия патриарха его же церковь соборная проклинает, так и мы проклинаем. С этого времени имя Игнатия было исключено из синодиков (списка патриархов) и даже из синодиков Рязано-Муромской епархии как её архиепископа. Несмотря на это, патриарх Никон не исключал Игнатия из списка патриархов. В палатах Никона, в домовой церкви апостола Филиппа среди портретов шести предшественников Никона был и Игнатий. Никон всегда поминал имя Игнатия в перечне Московских митрополитов и патриархов в Неделю Торжества Православия; после лишения сана на Большом Московском соборе и ссылки Никон писал боярину Зюзину: «И здесь в Москве невинного Патриарха отставили [т. е. Игнатия], Ермогена возвели при жизни старого: и сколько зла сделалось».

Русский биографический словарь, изданный в Санкт-Петербурге в 1896 г.,   отмечает, что Игнатий не входит в общепринятые списки Московских Патриархов, и его обыкновенно называют лжепатриархом. Это обстоятельство объясняется тем, что он был поставлен от незаконного царя, Лжедмитрия I, хотя несомненно незаконным было лишь вторичное возведение Игнатия. Так писатель Н. Левитский считал, что Игнатий был лжепатриархом только во время его второго незаконного патриаршества.

Историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Достойно замечания, что, низлагая Игнатия, отцы Собора вовсе не упомянули о том, якобы он был поставлен неправильно и был незаконным архипастырем Русской Церкви, на что всего прежде следовало бы указать при его низложении. И есть несомненные свидетельства, что Игнатия считали современники патриархом, а не лжепатриархом, хотя и признали потом еретиком».

Руф Гаврилович Игнатьев писал об Игнатии: «Православная греко-российская церковь отвергла его, как «лжепатриарха»: имя его не стоит в церковных памятниках рядом с именем всероссийских патриархов.

В «Большой государевой книге, или Корне российских государей» (Титулярнике) 1672 г. среди изображений русских первоиерархов есть портреты двух низложенных к тому времени патриархов - Игнатия и Никона, которые представлены в полном архиерейском облачении, но без нимбов вокруг головы, символизирующих высоту патриаршего служения. Надпись на портрете Игнатия сообщает имя (Игнатей) без указания сана.

 (из подготовленной к изданию книги А. Медельцова «Архиереи Русской Православной Церкви»)

Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси