В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов. Россия пережила несколько дворцовых переворотов, у власти стояли иногда люди, чуждые стране, недостойные власти по эгоистическим склонностям. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами.
После Петра I российской императрицей стала его жена Екатерина I (правление 1725 – 1727).
Рожденная в бедной, безвестной крестьянской семье и возвышенная судьбой на недосягаемую сказочную для нее высоту, Екатерина с редким умом и искусством, особенно удивительно в женщине, не получившей никакого образования, сумела понять и изучить характер своего царственного супруга, и не только сохранила его привязанность на многие годы, но, более того, сделалась ему необходимой во всех его трудах и развлечениях, наконец сделалась его женою, коронованною им на царство, а по смерти Петра Великого явила изумленному русскому народу, небывалый дотоле пример женщины, воссевшей на русский престол.
Екатерина, называвшаяся в младенчестве Мартою, родилась в католической семье и была дочерью крестьянина Самуила Скавронского. Оставшись за смертью родителей сиротой, была взята пастором Глюком и воспитывалась в лютеранской вере. Днем её рождения считалось 5 апреля 1684 г. Живя в качестве служанки, Марта «своей скромностью, уступчивостью и вкрадчивостью» приобрела расположение всей семьи, росла вместе с дочерями пастора, приучались к хозяйству и к домашним рукоделиям. Была выдана в замужество, но подступили русские войска и взяли всю семью в плен, она попала в дом Главнокомандующего Шереметьева, где ее увидел царский фаворит Александр Меньшиков и уговорил фельдмаршала уступить ему свою пленницу. Здесь её увидел Петр I, который позже взял её в жёны.
Года через 2 лютеранка Марта ещё раз изменила религию, приняв православие, получила имя Екатерины и отчество Алексеевны, в честь восприемника своего царевича Алексея Петровича и официальный титул «государыни».
Став после смерти Петра I императрицей, к столь высокому поприщу Екатерина не была готова. Огромную власть при ней приобрел новый орган – Верховный тайный совет, ведавший в числе прочего церковными делами. В совет входили «птенцы гнезда Петрова», лица во многом талантливые: Александр Меншиков, Андрей Остерман, Петр Толстой и другие. Первенствовал «светлейший князь» Меншиков. Если он не был на заседании совета, дела возили ему во дворец, даже важные, например, дело о составе реформированного Синода, когда Меншиков заменял одного епископа другим. Впрочем, императрица тоже участвовала в кадровых перестановках в Церкви, да и в других делах Православия. Велась активная церковная политика. Два года и несколько месяцев продлилось царствование Екатерины, но оно весьма насыщено событиями.
Новая власть не чувствовала за собой той силы, которую имел Петр I. После долгих лет его сурового царствования понадобились популярные меры, облегчающие жизнь народа. Французский посланник Жан-Жак Кампредон заметил в феврале 1725 года: «Во всей империи принимаются меры для утверждения вновь установленного правления. Удовлетворяют духовенство…» И действительно, в среде духовенства заговорили о «милосердых» указах. Церковная политика смягчилась.
Что до высшего духовенства, то оно вновь почувствовало себя влиятельным. Росту власти иерархов на местах помог Святейший правительствующий синод, ликвидировав в 1727 году институт инквизиторов. Контролируя духовенство, инквизиторы несли «обиды и озлобления», как считали в Синоде. На смену им пришли «закащики» (благочинные) и поповские старосты. Все они подчинялись архиереям. (Да, инквизиция в России при Петре I действительно была. И учредил её сам государь-император. Во многих своих указах он прямо говорил «Чтобы инквизиция была и экзекуции». Но кроме этого, им было создано и учреждение, официально называвшееся инквизиция).
От духовенства требовали исполнять «богослужебный долг» перед государством. Упущений не прощали. В 1727 году через Преображенский приказ прошло дело архимандрита Иоанна, который не поминал на ектеньях императрицу Екатерину Алексеевну. Бывало и так, что клирики, наоборот, слишком усердствовали ради империи. Так, игумен Уфимского Николаевского монастыря донес на некоего драгуна, будто бы оскорбившего верховную власть.
Однако окончание эпохи Петра Великого отнюдь не означало ревизию его реформ. Принципы государственной жизни остались те же. Синодальная система сохранялась, вернее, развивалась в соответствии с требованиями времени.
Дав духовенству больше свободы, власть тем не менее по-прежнему чутко следила, чтобы оно не шло наперекор государственным интересам. В 1726 году Берг-коллегия, орган по руководству горнорудной промышленностью, потребовала привлечь для допроса соловецкого архимандрита Варсонофия. Он препятствовал «сыску руд», расправлялся с теми, кто заявлял о находке полезных ископаемых в землях, принадлежащих монастырю. Победы казенного интереса над церковным и добивалась коллегия.
Чиновники откровенно не доверяли священнослужителям. В журнале заседания Верховного тайного совета за 1726 год находим, что «венечные» деньги, собираемые на архиереев, теперь требовалось сдавать в казну. Регламентируя положение иерархов, власть доходила до мелочей. Тем из них, кто вызывался в столицу, дозволялось брать с собой лишь дьякона, иподьякона и четырех певчих, тогда как в старину ездили с огромной свитой и помпой. Но главное ограничение состояло в другом. Указом Екатерины I синодальным архиереям велели довольствоваться лишь жалованьем, а епархий «ни в чем не касаться». Предполагалось описать всё, чем архиереи владели: церковных и домовых служителей, ризницу и даже «всякую посуду». А начиная с 1727 года с иерархов брали подписку, чтобы, оставляя должность, они ничего не присваивали из церковного имущества.
Со стороны иерархов проявилось сопротивление. В мае 1725 года был лишен сана и сослан в отдаленный монастырь архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский): он связал безвременную смерть Петра I с ограничением духовенства, о чем объявлял публично. Почитателей икон он называл идолопоклонниками, тем самым подвергая сомнению учение Церкви. В довершение всего утверждалось, что, собрав серебро со старых митр и омофоров, он изготовил себе сервиз. Кафедру опального занял архиепископ Феофан (Прокопович) – в награду за преданность. Ведь Екатерину провозгласили императрицей не только «велением Меншикова», но и «помощию Феофана», на что указывает Александр Пушкин в «Истории Петра».
Тем не менее, отношение Екатерины I к Церкви можно описать как весьма лояльное и поддерживающее. Екатерина I, став императрицей России после смерти своего мужа Петра I в 1725 году, во многом продолжала политику своего предшественника, включая дела церковные.
Петр I проводил активную политику по ограничению власти Русской Православной Церкви и приведению её в соответствие с государственными интересами, в том числе через создание Святейшего Синода в 1721 году, который фактически заменил патриаршую власть в России и подчинил церковь светской власти. Екатерина I продолжила эту политику, сохраняя церковь под контролем государства.
Екатерина I также известна своими благотворительными инициативами и покровительством Церкви. Она финансировала строительство и реставрацию множества церквей, что свидетельствовало о её религиозности и желании поддерживать православные традиции.
Важным аспектом её правления было также укрепление моральных основ общества через Церковь, что соответствовало общей политике государства в этот период. Екатерина поддерживала идеи просвещения и образования, что также находило отражение в церковной политике, направленной на обучение духовенства и повышение их культурного уровня.
Таким образом, Екатерина I видела в Церкви важного союзника по укреплению государственности и поддерживала её как важный социальный институт, однако при этом продолжала политику ограничения церковной автономии в пользу укрепления централизованной власти.
Екатерина I, царица Российской империи с 1725 по 1727 год, была весьма благосклонно настроена к Церкви. Она была глубоко верующей православной христианкой и проявляла заботу о благополучии церкви. Екатерина I активно поддерживала деятельность церковных учреждений, особенно монастырей и церквей. Она также участвовала в строительстве и реставрации храмов, а также оказывала милостыню на нужды церкви. Отношения Екатерины I с Церковью можно охарактеризовать как доброжелательные и поддерживающие.
После смерти Екатерины I российским императором стал Петр II Алексеевич (правление 1727 – 1730), внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софии-Шарлотты Бланкенбургской. Петр II прожил всего лишь 14 лет и умер по болезни. Малолетний император, конечно же не мог и по возрасту, и по жизненному опыту управлять государством и церковными делами. За него это делали «временщики» - А. Д. Меньшиков, А.И. Остерман, Долгорукие, Голицыны. Отношение Петра II к Церкви нам неизвестно. По смерти Петра II не осталось прямых потомков Петра I по мужской линии.
После Петра II на императорский престол взошла Анна Иоанновна (правление 1730-1740). Императрица Анна – дочь родного брата Петра I – Ивана. Ее мать так же была родовитой русской аристократкой, что делало Анну Иоанновну последней русской самодержицей по крови.
В отличие от Екатерины, Анна Иоанновна с рождения была православной. Но и при ней принципы петровской церковной реформы существенно не менялись. Больше того, она попала под сильное влияние Бирона, своего фаворита, гонителя Православия. Но непосредственно управлял церковными делами граф Остерман. Он был фанатическим приверженцем Петровской церковной реформы, которая имела много чуждого и острого для русского православного быта. И вот немец-протестант Остерман этого искренно не понимал и действовал с настойчивостью методически-жестокими мерами. Проводились они со ссылками на Петровские законы и указы. Сама императрица Анна была воспитана в духе традиционного культового благочестия и была по-своему набожна. Но верила в спасительность законов Петра и доверяла искусству немцев правителей.
При ней закрывались монастыри и отбиралось в казну их имущество. Вылавливались среди духовенства люди “праздные и для государства нужные”. Сжимался штатный, узаконенный состав семейств и родственников духовенства, с принудительной рассылкой по различным школам и сдачей “излишков” в военную службу. Карались за неисправность не только духовные лица, но и архиерейские персоны. Наступила полоса заключений в тюрьмы духовенства и епископов. Это был методический государственный террор. А при терроре соблазнялись предавать друг друга и сами члены духовенства.
При Петре I и его супруге Екатерине Русская Православная Церковь пребывала в униженном положении, исключительно обрядового учреждения. Племянница Петра Анна Иоанновна Церковь чтила, но это почитание выразилось в настоящей православной инквизиции. При ней любое вероотступничество каралось смертью, причем на костре и на площади, как в лучших столицах Европы.
В апреле 1736 года на Адмиралтейской площади (сейчас это территория Александровского Сада) был сожжен по именному Указу Императрицы отставной капитан-лейтенант Балтийского флота – Александр Иванович Возницын. Его родная тетя была замужем за адмиралом Григорием Спиридовым, но и это не спасло. Причина такой жуткой и публичной казни? Морской офицер съездил в Польшу и под кураторством еврейского торговца Лейбы Берховича принял иудаизм. Потом вернулся в имение под Москвой. Суд Священного Синода судил и Возницына, и Берховича, и приговорил обоих к сожжению. Императрица решение церковного суда подписала, не секунду не задумавшись. Огнем каралось и возвращение из православной церкви в изначальную. На территории уральских заводов Демидова священники крестили группу местных язычников. Через пару месяцев новокрещенные «одумались» и решили вернуться под опеку своих шаманов. Дело дошло до Священного Синода. Императрица утвердила его решение о публичном сожжении вероотступников. Весной 1738 года на месте, где сейчас находится центральная площадь Екатеринбурга, сожгли целую группу шаманов и их поклонников. По персональному Указу царицы. Недаром Анну Иоанновну называли царицей православной инквизиции.
Параллельно с бироновщиной в Церкви была феофановщина. Архиепископ Феофан (Прокопович) выдвигал политические обвинения против своих противников. Лично составлял инструкции по ведению допросов, которые активно использовались в Тайной канцелярии пыточного «розыска», то есть дознания. Например, киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) не отслужил торжественный молебен по случаю восшествия на престол новой императрицы. За это он был лишен сана и сослан в монастырь монахом.
Особенно жестоко пострадал Тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский, давний противник Феофана. Архиепископ Феофилакт издал сочинение против протестантизма, написанное Стефаном Яворским ("Камень веры"). В этом произведении есть следы католического влияния, но в целом это сильно написанная и достаточно ясная для народа книга.
Издание "Камня веры" было представлено Феофаном как намерение внести раскол, политическую смуту в русское общество, и книгу запретили. Тем не менее сразу добиться осуждения Феофилакта не удалось. Со временем в Тайную канцелярию начали поступать различные доносы, и в 1735 г. были арестованы близкие к Феофилакту духовные лица, которые под пытками оклеветали тверского архиепископа во всевозможных политических грехах и неблагонадежности. Затем арестовывали и подвергли жестоким пыткам самого Феофилакта. Он находится в тюрьме три года, хотя от него так и не добились признания вины. Однако его лишили сана и отправили в монастырь, где он прожил несколько месяцев до воцарения Елизаветы Петровны. В конечном итоге его реабилитировали, вернули сан, но подорванное здоровье уже не позволило ему вернуться к церковной деятельности.
Следующей российской императрицей стала дочь Петра Великого Елизавета Петровна (правление 1741 – 1762)
Современники утверждали, что Елизавета «была набожна без лицемерства и уважала много публичное богослужение». Она строго соблюдала посты, исполняла церковные обряды, пела в церковном хоре, хранила у себя мощи святых. Ездила на богомолье, в том числе в Тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Совершала пешие паломничества в Троице-Сергиев монастырь, на что требовались недели, а иногда и месяцы (в 1748 богомолье заняло почти все лето). Случалось, что, утомившись, Елизавета Петровна не могла дойти 3-4 версты до путевого дворца, специально построенного для ее отдыха. Тогда она доезжала до него в экипаже, но на следующий день вновь начинала путь с того места, где прервала его накануне.
В отличие от предыдущих правителей, проявила большую заботу об обителях. Троице-Сергиев монастырь, пользовавшийся особым почитанием императрицы и получавший от нее щедрые пожертвования, в 1744 г. был удостоен степени лавры, его настоятелем утверждался митрополит Московский.
В 1748 г. по инициативе императрицы был основан санкт-петербургский Смольный в честь Воскресения Господня монастырь, ансамбль которого начал возводиться по проекту Растрелли. В 1761 г. был восстановлен «для призрения вдов и сирот заслуженных людей» московский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь. Из средств казны финансировалось масштабное строительство в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре (в 1754 большая часть зданий сгорела) и Коневецком Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. Возобновились строительные работы в московском во имя свт. Иоанна Златоуста и Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня монастырях.
С 1749 г. было разрешено постригать в монахи учеников духовных семинарий, а с 1761 г.- выходцев из всех сословий. Прекратились «разборы» духовенства и отсылка «безместных» церковнослужителей в армию.
В 1757 г. состоялась первая в XVIII в. канонизация: указом Святейшего Синода был причислен к лику святых Ростовский митр. Димитрий (Савич (Туптало).
Елизавета Петровна не собиралась ликвидировать синодальную систему и принципиально менять сложившееся церковное законодательство. В апреле 1742 г. архиепископ Амвросий (Юшкевич) вместе с Ростовским митрополитом сщмч. Арсением (Мацеевичем) представил императрице проект, в котором предложил упразднить Коллегию экономии и обер-прокурорскую должность, а также восстановить Патриаршество. Однако Елизавета согласилась лишь с тем, что управление церковными и монастырскими имениями и их доходами было возвращено в ведение Синода (позже императрица собиралась снова передать управление церковными вотчинами светским властям, но не успела сделать это). В 1744 г. Елизавета Петровна запретила Синоду принимать окончательные решения по бракоразводным делам дворян, следовало, «учиня надлежащее производство с ясным показанием своего мнения, для конфирмации представлять ее императорскому величеству». Указом Синода от 9 июля 1744 г. было унифицировано епархиальное управление, органы управления при правящих архиереях стали называться духовными консисториями.
Указы 1741-1742 гг. предписывали обратить все строившиеся лютеранские кирхи в православные храмы. В 1742 и 1744 гг. объявлялось о высылке из империи евреев, за исключением принявших крещение. Переход в Православие лиц других вероисповеданий всячески поощрялся. 20 января 1742 г. Елизавета Петровна стала крестной матерью 3 персов и 2 турок, крестившихся в Царском Селе. Сообщения о переходе в Православие протестантов и католиков приказывала рассылать по всему государству. При Елизавете активно работала Комиссия новокрещенских дел, которая ведала миссионерской деятельностью в Поволжье. Было крещено большое количество чувашей, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов), мордвы. С 1742 г. Сенат повелел прекратить разрешенную ранее запись «в раскол». Старообрядцам было запрещено именоваться староверами, их официально называли раскольниками, им предписывалось носить кафтаны с красным воротником-козырем.
Усилился контроль за повседневной жизнью подданных. Развивая разделение духовной и светской цензуры, в 1743 г. Елизавета. установила правило печатать книги с «богословскими терминами» с разрешения Синода, а остальные - Сената. Появились указы о запрещении «писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами несогласном». Однажды обер-прокурор Синода Шаховской получил от императрицы выговор за то, что в одной из новых церквей «на иконостасе в место, где по приличности надлежало быть живо изображенным ангелам, поставлены разные наподобие купидонов болваны». Указы Синода запрещали устраивать кабаки близ церквей и монастырей, в храмах предписывалось не вести бесед о «светских делах» и даже на торжественных молебнах не выражать громко верноподданнических чувств. В 1743 и 1748 гг. были изданы указы, подтверждающие распоряжения императора Петра I о ношении немецкой одежды и бритье бород и усов для всех, «кроме духовных чинов и пашенных крестьян». Возобновилась практика взимания денег с носивших бороды. Регламентировалось поведение на улице: чтобы «на лошадях скоро ездить и браниться не дерзали». В С.-Петербурге и Москве было запрещено проводить кулачные бои, содержать на больших улицах питейные дома, заводить домашних медведей. Узнав о том, что в С.-Петербурге есть «дом свиданий», Елизавета Петровна в 1750 г. повелела разыскать его содержательницу, «взять под караул в крепость со всею ее компаниею» и принять меры «к поимке... всех непотребных женщин и девок».
При Елизавете Петровне проходил завершающий этап работы по исправлению славянской Библии по древнееврейскому, греческому и латинскому тексту. Императрица требовала ускорить процесс, в 1747 г. исправление было поручено иеромонахам Варлааму (Ляшевскому) и Гедеону (Сломинскому). В конце 1751 г. издание Елизаветинской Библии вышло в свет, 1-й экземпляр был поднесен императрице в день ее рождения. Иеромонах Гедеон исправил в нем допущенные ошибки, и в 1756 г. вышло 2-е издание.
В 1762 году Елизавета Петровна умирает. Наступает время господства в России правителей немецкого происхождения. Первым из них стал Петр III, герцог Гольштейн-Готторпский, женатый на Софии Августе-Фредерике, принцессе Ангальт-Цербской, лютеранке, принявшей Православие и ставшей императрицей Екатериной II. И все их потомки по существу были немцами. Имея немецкую кровь, императоры России, начиная от Павла I и заканчивая Николаем II, женились исключительно на немецких или датских принцессах, ни один из них не был женат на русской. Поэтому говорить них как о Романовых можно лишь условно. Никто из них после Елизаветы Петровны не был потомком первоначальных Романовых, не был потомком Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых.
(источники: Медельцов А.Ф. «Правители. Русь и России от Рюрика до Николая II». Изд. «Колорград». Минск, 2022; К. Рыжов. «Все монархи мира. Россия». Изд. «Вече». М. 1999; Е. Пчелов. «Романовы. История династии». М. «ОЛМА-ПРЕСС».2002; Н. Павленко. «Вокруг трона». М. «Мысль» 1989; К Валишевский «Елизавета Петровна. Дочь Петра Великого». М. АСТ. 2019; Н. Костомаров. «Императрица Елизавета Петровна. Её жизнь и царствование» М. Эксмо, 2011; «Советская историческая энциклопедия» в 12 тт. М. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». М. 1961-1976)
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси