Первые документально подтвержденные сведения об учебных заведениях на Борисовщине относятся к XVI веку. В 1522 году в д. Гайна была основана начальная школа грамоты при католическом монастыре. В 1778 – 1780 гг. в д. Холопеничи Борисовского повета действовало светское трехклассное подокружное училище с 6-ти классным сроком обучения. Позже открывались народные училища, которые давали учащимся более совершенные знания. Они относились к министерству народного образования.
Но наибольшую известность получили церковно-приходские школы.
В 1863 году в д. Мстиж открылась церковно-приходская школа, в которой обучались 36 учеников. Такая же школа начала действовать в Зембине в 1864 году (37 учеников). Образование в этих школах ориентировалось на воспитание учеников в духе Православия, монархизма и официальной народности. Учащиеся изучали Закон Божий, церковно-славянскую и русскую грамоту, церковное песнопение, арифметику. В воскресные и праздничные дни школьники должны были в обязательном порядке организованно посещать церковь.
Большинство учителей сельских церковно-приходских школ в 60-70-х годахXIX века не имело специальной педагогической подготовки, преподавали в них в основном священники, дьяконы, псаломщики. Впрочем, и то, что они преподавали, для того времени хватало учащимся не только приобрести элементарные основы Православия, но и обучиться грамоте, арифметическим действиям. Так, в Новосадской школе детей обучали священник Иван Барановский (окончил Минскую духовную семинарию) и псаломщмк, впоследствии священник, Николай Горячко (окончил Пинскую семинарию).
Церковно-приходские школы часто не имели своих помещений и размещались в церквах, домах священников или крестьян.
В 80-90-х годах XIX века идет более быстрое развитие церковных школ. С 1884 года начали действовать они в деревнях Бытча,Маковье, Кострица, с 1889 г. – в Сельце. Открываются школы грамоты в Нивках (1884), Гливине,Негновичах, Трояновке,,Костюках (1885), Дедиловичах (1886), Зачистье (1888), Пересадах (1889), Моисеевщине и Корсаковичах (1892), Новолёлках (1900) и других населённых пунктах.
Уровень подготовки в школах грамоты был значительно ниже, чем в церковно-приходских. Обучение в школах грамоты продолжалось ограниченное время. В таких школах преподавателями были, как правило, грамотные крестьяне без специальной подготовки.
В Нивкской и Иканской школах грамоты под непосредственным контролем священника Ивана Сулковского преподавали простые крестьяне Андрей Б. (полная фамилия неизвестна) и А.Рудзико.
В отчетах православных приходов за 1892 – 1893 гг. указывается, что занятия в школах начинались с октября и продолжались до Пасхи.
Царская власть мало заботилась о деятельности начальных школ, их материальном обеспечении. В школах разных типов, в том числе церковных, остро не хватало учебников. В той же мстижской школе на 37 учеников было букварей - 9, учебников по Закону Божьему – 2, основ христианского учения – 10, учебников по отечественной истории - 3, арифметики – 9, элементарной грамматики – 4.
А вот как окончили в 1892 – 1893 гг учебный год в мстижской школе: по русскому языку оценки 4 и 5 имели 7 учеников, на 3 - 20 учащихся, на 2 двое. (надо сказать, не всем белорусам, привыкшим говорить и писать по-белоруски, хорошо давался русский язык). По церковному песнопению не успевали 20 учащихся (тоже можно понять, не у каждого был для пения хороший голос), по арифметике не успевали 8 учеников как бы и неплохой показатель, из 37 учеников). Лучше были показатели по Закону Божьему: более половины учеников успевали на 4 и 5, не смогли освоить материал только четверо. Зато поведение оценивалось самыми высокими баллами. Только четверо получили удовлетворительную оценку.
В церковных школах к ученикам применялись дисциплинарные меры наказания – выговоры, стояние в углу и стояние на коленях.
Воспитательная работа в школах носила в основном православный характер. Осуществлялись воскресные и праздничные чтения, священник проводил с детьми беседы на различные православные темы.
По результатам всероссийской переписи населения в 1897 г. число грамотных в Минской губернии составляла 22,7 процента. Следует признать, что церковные школы, несмотря на все недостатки в их деятельности, сыграли огромную роль, ибо в какой-то степени давали детям возможность приобщиться к знаниям.
(использованы материалы краеведческого музея г. Борисова, книги А. Медельцова «Образование на Борисовщине». Минск. «Колорград». 2020, «Православная жизнь на Борисовщине». Составитель А. Медельцов. Минск. «Четыре четверти».2015)
Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси