Сократ, по прозвищу Схоластик, был первым, кто продолжил дело Евсевия Кесарийского на греческой почве. О его жизни мы можем судить лишь по отрывочным сведениям, содержащимся в его собственном историческом сочинении. Годы рождения и смерти Сократа точно не установлены. Предполагают, что он родился около 380 г., то есть в самом начале царствования Феодосия Великого (379-395 гг.). Ученые обосновывают эту приблизительную дату тем, что учителя, обучавшие юного Сократа, – Элладий и Аммоний – стали давать ему уроки сразу же после их бегства из Александрии, где они участвовали в знаменитом языческом мятеже 90-х гг. IV в. Однако, эта посылка представляется довольно хрупкой, ибо нет точных сведений, в какие именно годы существовала в Константинополе школа этих языческих грамматиков. Следовательно, речь может идти только о весьма условном времени – последней четверти IV в. Неизвестным остается и год смерти Сократа. Единственное, что можно сказать, так это то, что он умер после 439 г., года, на котором останавливается его «Церковная история».
Сократ родился и провел если не всю жизнь, то значительную ее часть в Константинополе. По-видимому, он принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить прекрасное образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов. Имена его преподавателей нам неизвестны, за исключением Элладия и Аммония. Похвалы, которые автор «Церковной истории» расточает софисту Троилу и свидетельство о его беседах с арианским теологом Тимофеем не являются достаточным основанием для того, чтобы внести их в список сократовских учителей.
Что касается социального статуса Сократа, то здесь из-за крайней скудости информации мы вступаем в область предположений. Полагают, что он не был священником, мотивируя это тем, что его либерализм в догматических вопросах не был совместим с духовным саном. Однако эта мотивировка игнорирует религиозную ситуацию на Востоке в первой половине V в., когда официальная доктрина еще не была жестко регламентирована, и христианская церковь находилась в состоянии идеологического брожения. Утверждают, что Сократ не мог быть и чиновником, человеком, зависимым от императорского двора, ссылаясь на отсутствие у него панегирического тона (столь раздражающего у Созомена) при описании Феодосия Младшего. Однако, забывают при этом о явной симпатии, которую историк выказывает существующему порядку вещей.
Образование, полученное у языческих грамматиков, было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал — хотя и критиковал, защищая христианство, — сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории.
Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого, «Акты» Архелая, «Якорь» св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения отцов церкви – каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского.
Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении Церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например, Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями (оба их сочинения дошли до нас в целом виде).
«Церковная история» является единственным произведением Сократа Схоластика. Дату ее создания относят к 40-м гг. V в., то есть к концу эпохи Феодосия Младшего (408-450 гг.). Широко признается, что «Церковная история» увидела свет немного раньше сочинений современных Сократу историков Эрмия Созомена и Феодорита Киррского. Возможно, этот труд создавался в течение длительного периода времени, ибо существовали по меньшей мере две его редакции, если судить по словам самого автора. Впервые на латинском и греческом языках произведение Сократа было напечатано в XVI в.
В Введении к своей книге Сократ пишет «Евсевий, сын Памфила, изложив историю Церкви в целых десяти книгах, остановился на временах царя Константина, которыми прекратилось гонение Диоклетиана на христиан, а описывая жизнь Константина, упоминал и об Арии, но только отчасти, ибо, как в похвальном слове, заботился более о похвалах царю и о торжественности речи, чем о точном раскрытии событий. Вознамерившись описать события в Церкви с того времени до настоящего, мы за начало своего повествования примем конец его «Истории» и, не заботясь о высокопарности языка, передадим читателям частью то, что нашли в рукописях, частью то, что узнали из рассказов. А так как для нашей цели нужно наперед упомянуть, каким образом царь Константин пришел к христианству, то, начиная свое дело, мы с возможной краткостью скажем об этом».
«Церковная история» охватывает события в Римской империи почти полуторавекового периода. Сократ начинает свое повествование с момента, на котором остановился его предшественник Евсевий – на 306 г., годе провозглашения Константина Великого императором в Галлии. Он завершает его 439 г., годом рукоположения кесарийского епископа Фалласия. Автор распределяет исторический материал по семи книгам, следуя «императорскому принципу»: каждая отдельная книга посвящена событиям одного или, реже, нескольких правлений. В Первой описывается эпоха Константина Великого, во Второй – Констанция, в Третьей – Юлиана и Иовиана, в Четвертой – Валентиниана и Валента, в Пятой – Феодосия Великого, в Шестой – Аркадия, в Седьмой – Феодосия Младшего. Книги распадаются на главы (от 23 до 48) различной величины. Часть книг (четыре из семи) снабжена предисловиями.
Для написания своей работы Сократ обращается к самым разнообразным источникам. Он использует прежде всего послания церковных соборов, императоров и церковных лидеров, полемические и апологетические сочинения Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского, Григория Назианзина, Евагрия Понтийского и других писателей, исторический труд Руфина Аквилейского, а также устную традицию, в частности, воспоминания новацианина Авксанона о Никейском соборе. Вся информация, которой Сократ располагает, им критически анализируется.
Главными критериями выбора материала оказываются его согласованность с другими свидетельствами, авторитетность и объективность источника. Так, Сократ перерабатывает Первую и Вторую книги, первоначально основывавшиеся на "Церковной истории" Руфина, когда после ознакомления с сочинениями Афанасия и соборными посланиями он находит в ней явные несоответствия. Писатель критикует еретика Сабина за то, что тот намеренно не включает в свой сборник документы, в которых утверждается принцип единосущия.
Историк отказывает в доверии даже тем авторам, чьи свидетельства он обычно принимает как бесспорные, если он вдруг обнаруживает их личную заинтересованность в описываемых событиях. Так, вовлеченность Евсевия Кесарийского в религиозную борьбу посленикейского периода обесценивает для Сократа приводимые им данные о предыстории Антиохийского собора "Повинуясь законам истории, которые требуют искреннего и беспристрастного анализа событий, - формулирует писатель свое "исследовательское кредо", - «я приступаю к самому повествованию и, описывая то, что сам видел или что успел узнать от очевидцев, буду считать рассказ достоверным, если говорящие об одном и том же происшествии не противоречат друг другу. Труд мой в познании истины основывается на сообщениях многих различных свидетелей, из которых одни заявляют, что сами присутствовали при описываемых событиях, а другие - что знают их лучше всех"
Книга написана на простом греческом языке, употреблявшемся в церкви со времен Константина до периода жизни Сократа. На первый план в труде выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего». Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие с арианами и политиками. Дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от Церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям.
Точка зрения Сократа Схоластика по многим пунктам выдержана и уравновешенна. Его принадлежность к малочисленному обществу новациан, вероятней всего, помогала ему сохранять относительно отстранённую точку зрения при взгляде на процессы в Великой Церкви. Он критически относится к Иоанну Златоусту. Он старается не использовать гиперболические эпитеты в отношении видных лиц Церкви и государства.
Схоластик утверждает, что импульсом написать эту книгу он обязан некому Теодорусу, который во 2-й Книге упоминается как «святой Божий человек», и поэтому предполагают, что он был монахом или представителем высшего клира.
В то же время автор включает в повествование светские сюжеты: факты внутренней и внешней политики Римского государства. Такое тематическое расширение мотивируется несколькими причинами. Помимо традиционных – боязни «наскучить читателям рассказом только о спорах епископов и их взаимных подвигах» и желания дать им больший объем информации, Сократ приводит и основания концептуального плана. По мнению историка, церковные смуты неизбежно отражаются в политической жизни, а гражданские неурядицы – в жизни церкви. Кроме того, он заявляет, что с тех пор, как императоры обратились к почитанию истинного Бога, от них в значительной степени «стали зависеть дела церковные».
Две сюжетные линии – императорская и церковная – являются полем приложения двух различных исторических концепций. Через тему императоров и связанных с ними религиозных и светских событий реализуется оптимистическая концепция истории. Эту концепцию Сократ берет у Евсевия. Подобно первому церковному историку, он показывает постоянный рост авторитета христианства и православия в Империи и среди других народов: неверующие становятся верующими, язычество исчезает, еретики наказываются. Оптимистический взгляд трактует общую историю христианства в терминах взаимоотношений церкви с государством и обществом. Основной акцент падает на связь Бога и императора, христианской религии и христианской империи. В качестве наиболее общего принципа исторического объяснения выдвигается идея божественного вмешательства в земные дела.
Вслед за Евсевием, Сократ считает, что в основе движения истории лежит механизм божественного воздаяния за дела императоров. В его сочинении ортодоксальные правители Константин Великий, Феодосий Великий, Аркадий и Феодосий Младший вознаграждаются Провидением и в семейной жизни, и в монаршей деятельности, тогда как цари, преследующие православных, – Констанций, Юлиан Отступник, Валент – наказываются личными и политическими неудачами.
Другая сюжетная линия – линия церковных событий – оказывается ареной действия иной исторической концепции, концепции истории как смуты. Этот пессимистический взгляд касается лишь внутреннего развития христианской общины. Сократ показывает, что церковь постоянно раздирают споры епископов и что эти раздоры неизбежно влекут за собой раскол среди паствы. Никакие усилия достойных пастырей не могут воспрепятствовать им. Во многих случаях автор сводит причины церковных конфликтов к простым недоразумениям, ложному пониманию, необразованности, «любви к диалектическим словопрениям» или же к личным обидам и зависти. Арий, «полагая, что его епископ вводит учение Савеллия Ливийского, из страсти к спорам» сам изобрел опаснейший вид ереси. После Никейского собора епископы, различно толкуя слово «единосущный», «возбудили междоусобную войну; и эта война ничем не отличалась от ночного сражения, так как обе партии не понимали, в чем обвиняют друг друга»
В VI веке книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского, что мешало отличить их друг от друга. Ситуация изменилась совсем недавно, когда их характеристики христианских императоров были изучены и сравнены, что позволило исследователям сделать вывод об личности сочинителей.
Уже в 696 году труд был переведен на армянский язык. Сохранилась в двух редакциях— пространной и краткой. Ранние списки восходят к XII веку.
Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено в XVI веке Робертом Эстиенном в Париже, 1544 год, на базе «CodexRegius» 1443 года. На латынь её перевел Иоанн Христофорсон в 1612 году. Фундаментальным ранним изданием, тем не менее, стал труд Генрикуса Валесиуса (Анри Валуа), вышедший в Париже в 1668 году. При составлении текста он сопоставлял несколько дошедших манускриптов: «CodexRegius», «CodexVaticanus», «CodexFlorentinus», а также пересказ Схоластика Теодорусом Лектором («CodexLeonisAlladi»).
Русский перевод «Церковной истории», был выполнен в середине XIX века в Санкт-Петербургской духовной академии. В конце XX века осуществлено переиздание, где сомнительные места были сверены с греческим оригиналом.
(Источники: «Сократ Схоластик «Церковная история». - М. «Росспэн». И.В. Кривушин «Сократ Схоластик и его «Церковная история»..Предисловие к книге Сократ Схоластик «Церковная история».1996 ; А. Медельцов «Историки античности». Минск. «Колорград» 2021;А. Медельцов «Философы античности и средневековья» Минск. «Колорград» 2023; А. Медельцов «Правители» книга третья «Византия. Минск. «Колорград» 2022; И.А. Мусский «100 великих мыслителей» М. «Вече» 2000)
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси