Свидетельства о земной жизни Иисуса Христа в сочинениях древних историков

В «Православной энциклопедии» говорится: 

«Сообщения об Иисусе Христе в сочинениях нехристианских писателей вызывали значительный интерес у экзегетов XIX в., когда попытки обнаружить новые данные о земной жизни и учении Иисуса Христа на основе анализа раввинистических текстов, древних переводов сочинений Иосифа Флавия или даже средневековых иудейских трактатов «Йосиппон» и «Толедот Йешу» в силу новизны подхода еще могли рассчитывать на статус научных исследований. Однако после появления в XX в. ряда работ, показывающих ограниченную историческую ценность этих свидетельств, интерес к ним среди исследователей стал заметно снижаться. Тем не менее эти тексты сохраняют свое значение, прежде всего, как свидетельство о самом факте земной жизни Иисуса Христа, демонстрируя отсутствие намерения его отрицать даже у враждебно настроенных к христианству авторов; как свидетельство исторической достоверности канонических Евангелий: и прямое - подтверждающее некоторые имена и данные, приводимые евангелистами, и косвенное - показывающее, что как среди иудеев, так и среди язычников личность Иисуса Христа и сообщения о Нем вызывали разную реакцию - дружелюбную, нейтральную и враждебную. Кроме того, несмотря на невысокую оценку этих текстов как исторических источников, возможность выявления в некоторых из них дополнительных по отношению к каноническим Евангелиям преданий, по мнению ряда исследователей, все же сохраняется».

Какие существуют доказательства историчности Христа помимо Библии?

Мы уже приводили в статье  «Первые упоминания о христианах в трудах античных историков»  свидетельства некоторых античных историков – Корнелия Тацита, Иосифа Флавия. Но есть и другие, о которых следует сказать.

В I веке по Р.Х. христианство быстро распространилось как религия. Поэтому свидетелями о Иисусе Христе стали не только христиане, но и их противники и гонители. Один из них – Плиний Младший (ок. 62 – 113 н.э.). Он являлся императорским легатом в Вифании. В одном из докладов к императору Траяну о подсудимых христианах он писал: «Они утверждают, однако, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они имели привычку собираться по определенным дням засветло и распевать различные гимны Христу как Богу, а также приносить торжественную клятву, не призывавшую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругам, не лгать и не отступать от данной клятвы, когда наступит время выполнять ее».

Историк Талл, уроженец Самарин. Он был одним из первых авторов, писавший около 52 г. по Рождеству Христову, упомянувших Христа, К сожалению, его работы не сохранились, и мы знаем о них лишь по цитатам у других авторов. Одним из них был Юлий Африкан, христианский богослов, писавший около 221 г. Он упоминает работы Талла в весьма интересном нижеследующем отрывке:

«В третьем томе своей «Истории» Талл объясняет эту тьму затмением солнца, что, по моему мнению, неразумно» потому что солнечное затмение не могло совпасть с полнолунием, а Христос был распят в период пасхального полнолуния».

Отсюда видно, что евангельский рассказ о тьме, покрывшей землю во время распятия Христа, был хорошо известен, и требовал от неверующих, которые были его свидетелями, объяснения естественными причинами.

Следующее свидетельство принадлежит другому римскому историку, современнику Тацита Гаю Светонию Транквиллу. Он написал знаменитую книгу о римских императорах «Жизнеописание двенадцати цезарей». Приведем отрывки, где написано о деяниях Клавдия и Нерона. Клавдий царствовал в 50-е гг., он упоминается в Деяниях (Акила и Прискилла покинули Рим в результате репрессий Клавдия по отношению к иудеям).

«Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима», – пишет Светоний о Клавдии. В этом латинском греческое слово Христос пишется через «е». Доказано, что в латинской транскрипции греческое слово «Христос» может писаться через «е», только Светоний не понимал, что он пишет: Христа в это время на земле уже не было. В отрывках, приведенных выше, Тацит называет христиан по имени Христа, а для Светония они только «иудеи, волнуемые Хрестом». И вот по этому поводу тоже раздавались всякие мнения, что здесь имеется в виду не Господь наш Иисус Христос, а некто совсем другой, раз имя пишется по-другому. Но сейчас возможность такой интерпретации уже признана повсеместно.

И вот еще одно свидетельство Светония, на этот раз из жизни Нерона:«Наказаны были христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия» (как у Тацита).

Следующее свидетельство принадлежит Лукиану из Самосаты. Он был сатириком II века, который с презрением относился ко Христу и христианам. Вот что он писал о Христе: «… был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам».

Флегон, историк I века. «Хроники» Флегона утеряны, однако небольшой отрывок из этой работы, подтверждающий наступление тьмы над землей во время распятия, также упоминается у Юлия Африкана. После вышеупомянутой цитаты Юлий цитирует Флегона, писавшего, что «во время правления императора Тиберия солнечное затмение совпало с полнолунием».Флегон упоминается также Оригеном в работе «Против Цельсия».Филопон пишет: «Что же до этой тьмы, то Флегон вспоминает о ней в своих «Олимпиадах» (как называлась его история). Он пишет далее, что Флегон упоминает о затмении во время распятия Господа Христа, и ни о каком ином; ясно, что из источников, имевшихся в его распоряжении, он не знал ни о каком подобном затмении в предыдущие годы… и это доказывается самим историческим отчетом об императоре Тиберий».

В Британском музее хранится интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 г. от Р. Х. — насколько позднее, остается неясным. Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара Бар-Серапион своему сыну Серапиону.

А что мы знаем о Мара Бар-Серапионе? Он был состоятельным, образованным человеком, был взят в плен римлянами, и в плену обратился к сыну. Мара Бар-Серапин, чтобы ободрить его в поисках мудрости, указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа:

«Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса. предав сожжению дом Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении».

Автор письма не был ни иудеем, ни христианином - он прямо говорит о «наших богах», говорит об Иисусе Христе, как о человеке, ничего не сообщает о воскресении. В то же время ряд специфически христианских черт в его сообщении - царский титул Иисуса Христа, взятие Иерусалима римлянами как наказание за распятие Господа показывают его зависимость от христианских источников.

Иустин Мученик. Около 150 г. по Р. Х. Иустин Мученик, обращаясь в своей «Защите христианства» к императору Антонину Пию, отсылал его к докладу Пилата, который, как считал Иустин, должен был сохраниться в императорских архивах. «Слова «они пронзили мне руки и ноги» — пишет он — суть описание гвоздей, пронзивших Его руки и ноги на кресте; после того, как Он был распят. Его палачи бросили жребий о Его одеждах, и разделили их между собой; об истинности этого вы можете узнать из «Деяний», записанных при Понтии Пилате. Далее он добавляет:«Проверить то. что Он сотворял эти чудеса, легко можно по «Деяниям» Понтия Пилата».

Элгин Мойер, в справочнике «Кто был кем в истории церкви», описывает Иустина как:

"… философа, мученика, апологета, уроженца Флавии Неапольской. Он получил хорошее образование и, видимо, располагал достаточными средствами для того, чтобы проводить жизнь в путешествиях и ученых занятиях. В своем страстном поиске истины он последовательно увлекался стоицизмом, учением Аристотеля. Пифагора и Платона, но ненавидел эпикурейство. В молодости познакомился с иудейством, но не проявил к этой религии особого интереса. Учение Платона было ему наиболее близко, и он уже надеялся вскоре достичь цели своей философии — узреть Бога, — когда однажды, во время одинокой прогулки по берегу моря, молодой философ встретил почтенного старика-христианина с мягкими и достойными манерами, с приятным лицом. Этот скромный христианин поколебал его веру в человеческую мудрость, указав на еврейских пророков: «мужей, живших в древности более глубокой, чем все эти уважаемые философы, и предсказавших в своих писаниях и учениях приход Христа…» Усердный платоник последовал совету старика и стал верующим христианином. Он говорил, что «только эту философию я нахожу свободной от недостатков и ведущей к спасению». После своего обращения, происшедшего в ранней зрелости, он всем сердцем посвятил себя защите и распространению христианской религии».

Свидетельствует об Иисусе Христе и Талмуд – книга, пользующаяся высочайшим авторитетом у иудеев. Многие из авторов поучений и повествований Талмуда жили в I в. по Р.Х. и, следовательно, были современниками Христа и его ближайших учеников. Талмуд не опровергает их свидетельств, не замалчивает существование Христа, но, напротив, вступает в полемику с христианством и его Основателем, тем самым, подтверждая Его существование. Многие из евреев не признали Иисуса из Назарета за долгожданного Христа. Тем самым еврейский народ навсегда разделился на тех, кто остался ждать Мессию, и тех, кто поверил в Него. Между тем, в Талмуде упоминается Иисус и Его учение. Так, в трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжение сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

Ещё одним свидетельством земной жизни Иисуса Христа может считаться упоминание Его имени в мусульманской традиции. Его образ привлекает к себе сердца и покоряет их. Христа чтут в исламе как пророка. Достаточно взять в руки Коран, чтобы убедиться в том, какое огромное место там занимает Иисус. «В Коране Иисус именуется Исой, реже ал-Масихом, т. е. Мессией, причем последнее слово употребляется не как титул, но как личное имя».

Факт исторического существования Иисуса Христа невозможно отвергать еще и по той причине, что осталось множество материальных памятников и свидетельств Его земной жизни. Одним из красноречивых памятников Спасителю является Палестина и Иерусалим, где почти каждый камень напоминает о жизни Божественного учителя. Впечатляющим вещественным свидетельством историчности Иисуса Христа является так называемая Туринская плащаница, которую некоторые исследователи называют «пятым Евангелием». Так называется полотно, в которое было завернуто тело Христа при Его погребении. С XVII века Туринская Плащаница хранится в итальянском городе Турине (принадлежит католикам). Неизвестным до сих пор науке способом на полотне отпечаталось изображение тела, завернутого в нее.

Таким образом, все исторические источники вместе с археологическими находками образуют картину, в которую неоспоримо вписывается жизнь Иисуса. Не надо забывать, что история оставила грандиозный памятник о реальности Христа – само христианство.

(по материалам книги А. Медельцова «Знаменитые историки античности и средневековья». Минск. изд. «Сегмент» 2021 и православных источников)

 

Александр Медельцов

историк, член Союза писателей Беларуси