Первые упоминания о христианах в трудах античных историков

Впервые в исторической литературе упоминания об Иисусе Христе содержатся в книгах Иосифа Флавия и Публия Корнелия Тацита, а также в переписке Плиния Младшего с императором Траяном.

Древнееврейский историк и писатель Иосиф Флавий жил в I веке (около 37 г.- около 100 г.). Родился в Иерусалиме. В возрасте 19 лет присоединился к фарисеям, был сторонником ортодоксального иудаизма. Получил хорошее образование – как еврейское, так и греческое.

Во время грандиозного вос­стания против римлян он даже стал одним из военачаль­ников восставших отрядов в Галилее, но после поражения сдался римлянам, по существу перешел на их сторону. Последние годы своей жизни Иосиф провёл при дворе римских императоров. Веспасиан возвёл его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своём прежнем дворце. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф занялся литературным трудом.

Иосиф Флавий написал ряд сочинений, в том числе «Иудейскую войну» и «Иудейские древности». Эти сочинения дошли до нас, написанные на греческом языке, но, по-видимо­му, он писал их по-арамейски, а затем создавал греческий вариант (с соответствующими редакционными изменения­ми). Его целью было познакомить читателей Римской империи с историей и традициями Палестины, оправдать свою проримскую позицию и в то же время, примирить своих новых господ с иудейством.

В первом своём сочинении, «Иудейская война» Иосиф Флавий по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима. Другое его значительное произведение – «Иудейские древности», состоящее из 20 глав.

Этот труд, охватывающий историю всей еврейской древности — как говорит сам Иосиф в предисловии к нему — предназначался для греков. Для них он сделал извлечение из священных еврейских книг. Флавий хотел доказать, что и еврейский народ имеет свою историю и притом историю, насчитывающую десятки веков. До 7-й главы XI книги повествование Иосифа Флавия идёт параллельно повествованию Библии.  Христианские учителя церкви, такие как Феофил Антиохийский, Климент Александрийский, Тертулиан, равно как и церковные писатели Евсевий, Иероним и другие, с похвалой отзывались об Иосифе Флавии, ссылаясь на него как на признанный авторитет. Труды Иосифа Флавия приводились в качестве свидетельства смерти Иоанна Крестителя и распятия Иисуса Христа. 

Подлинность рассказа исто­рика об Иоанне никем из ученых сомнению не подвергалась.

Более сложно обстоит дело с его сообщениями об Иисусе. В XX книге «Иудейских древностей» Иосиф Фла­вий говорит о казни Иакова, «брата Иисуса, которого называют Христом». Хотя в раннехристианской литера­туре (и вошедшей в Новый завет, и в ранних апокрифах) упоминается Иаков, «брат Господень», фраза Иосифа слишком кратка, чтобы быть достаточно информативной о существовании самого Иисуса. Более пространно рас­сказывается о нем в XVIII книге «Иудейских древно­стей». В дошедшей до нас рукописи на греческом языке сказано: «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радо­стью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали Божьи пророки, так же, как и многие другие поразительные вещи о нем. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

Комментируя эти слова, известный религиовед, доктор исторических наук И.С. Свентицкая писала: «Это место производит странное впечатление: не мог Иосиф Флавий ни по своим религиозным, ни по политиче­ским убеждениям прямо признать Иисуса мессией, т. е. помазанником Божиим (тем, кто станет царем Израиля). Ученые пришли к выводу, что эти слова представляют со­бой более позднюю вставку, сделанную христианским пе­реписчиком в конце III или в начале IV в. Даты эти уста­навливаются довольно точно. Дело в том, что христиан­ский писатель Ориген упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считает Иисуса мессией, а церковный историк Ев­севий, писавший в IV в., приведенный текст Флавия уже цитирует. Правда, ряд исследователей полагали, что пе­реписчик сделал вставку не на пустом месте (иначе моти­вы вставки непонятны), а заменил не понравившиеся ему слова Иосифа Флавия об Иисусе на другие, более соот­ветствующие умонастроению благочестивого христиа­нина» (И.С. Свентицкая. Раннее христианство. Страницы истории. М. 1983 с.63).

В 1971 г. ученый Ш. Пинес опубликовал и исследовал средневековую рукопись на арабском языке, написанную христианским епископом Агапием. Его произведение называлось «Всемирная исто­рия», но основное место там занимала история христиан­ской церкви. Агапий в своем произведении приводит мно­го различных цитат из разных авторов, в том числе и из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, а именно то место, где иудейский историк говорит об Иисусе. Этот отрывок близок по построению тому, который сохранился в греческой версии, но отличается рядом весьма сущест­венных смысловых деталей. Вот этот отрывок: «...в это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть». (цит. по «Истории Древнего мира». Под ред. И.М. Дьяконова т.3.М. 1983).

Текст, приведенный у Агапия, отлича­ется от дошедшего до нас в греческих рукописях прежде всего тем, что воскресение Иисуса, как и его мессианство, представлено здесь не как факт, а как рассказ его учени­ков; нет там тех, кто стали его учениками, не отреклись от сво­его ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В со­ответствии с этим он-де и был мессия, о котором возве­стили пророки и упоминания о «знатнейших мужах», по чьему доносу был осужден Иисус (упоминание, которое выпадает из общей тенденции Иосифа Флавия).

Иссле­дователи при помощи филологического анализа показа­ли, что текст Агапия является переводом с сирийской версии «Иудейских древностей», которой не коснулась рука христианского редактора и которой пользовался Агапий, не знавший греческого варианта (невозможно предположить, чтобы этот апологет христианства выбро­сил из текста прохристианские вставки).

Иосиф Флавий не враждебен Иисусу (как, впрочем, и другим проповед­никам, например, Иоанну Крестителю), но, как верующий иудей, мессией его не признает, он только говорит, что его так называли ученики (здесь можно увидеть сходство с фразой из XX книги «Иудейских древностей» о Иакове, брате Иисуса — там тоже речь идет о «так называемом» Христе). Никаких сомнений не выражено в человеческой природе Иисуса, ничего не говорится о том, что его уче­ние «правда» и что он совершал «вещи необыкновенные». Слова о том, что Пилат присудил Иисуса к смерти, пере­кликаются с соответствующей фразой Тацита (не исклю­чено, что Тацит читал Флавия). В свете отрывка Агапия становятся понятны упреки Оригена, что Флавий не приз­нает Иисуса мессией (не умалчивает о нем, а именно не признает, т. е. Ориген читал у Иосифа Флавия что-то об Иисусе, но без редакторских вставок).

Таким образом, вся совокупность доводов позволяет считать, что в сочи­нении Агапия приведен перевод, который восходит к под­линным словам иудейского историка. Правда, кроме са­мого факта упоминания Иисуса, что позволяет говорить об историчности основателя христианства. Иисус был для Иосифа Флавия все­го лишь одним из пророков, претендовавших па роль мес­сии, и сообщает он об этом пророке немногим больше, чем о других палестинских проповедниках

А теперь о Таците. Тацит упоминает о гонениях против христиан. Но прежде чем говорить об этом, нужно сказать вообще об отношениях римской власти к христианам.

Появление в городах восточных провинций империи новых религиозных, христианских групп было замечено довольно позд­но. Христиан первоначально отождествляли с иудеями, а их споры с иудейскими ортодоксами воспринимались как очередные конфликты внутри иудаизма. Именно поэтому так трудно выделить в нехристианских источниках сведения о собственно христианах. Местные власти об­ращали внимание на христиан только тогда, когда хри­стианские проповеди или споры с иудеями могли повлечь за собой общественные беспорядки. Враждебность мест­ного населения разных провинций к христианам опреде­лялась не сущностью их учения, а их положением чужа­ков, отрицавших традиционные культы и верования. Представители провинциального управления относились к выступлениям христианских проповедников по-разно­му, в зависимости от ситуации: в городе Филиппы, сог­ласно рассказу Деяний, на Павла и его спутников посту­пил донос как на иудеев, проповедовавших чуждые обы­чаи. Павел и его спутник Сила подверглись бичеванию розгами, их посадили в темницу. Но затем они были выпущены; городские власти поспешили избавиться от них и не устраивать судебного разбирательства, поскольку выяснили, что наказанные имели римское гражданство. Дело в том, что закон запрещал подвергать римских граждан телесному наказанию, и для I в. в провинции эта привилегия имела существенное значение.

В других городах власти поступали иначе. Так, в Фессалониках архонты этого города отпустили несколь­ких христиан, которых привели к ним для расправы иудеи и местные жители. Характерно, что в этом случае обвинение, выдвинутое против христиан, было чисто по­литическим: они якобы не слушаются повелений импера­тора и говорят, что есть другой царь — Иисус. Но, по-видимому, для должностных лиц македонского города представление о царе Иисусе, имя которого они слышали впервые, показалось такой нелепостью, что они удовле­творились объяснениями, данными христианами, и сочли, что конфликт носит чисто религиозный характер.

При­мерно таким же образом поступил и наместник грече­ской провинции Ахайя Галлион (лицо, исторически за­свидетельствованное), когда иудеи привели к нему Пав­ла. Он даже не стал слушать обвинения против него, сказав: «...когда идет спор об учении и об именах, и о за­коне вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом». В данном случае для Галлиона Павел был та­ким же иудеем, как и его противники, и он не пожелал вмешаться.

Особая ситуация была в Палестине. Там религиозные распри в любой момент грозили перейти в выступление людей, готовых слушать любого, кто объявлял себя мессией. В Палестине римские власти старались держать под наблюдением все религиозные споры. По­этому представляется возможным, что в основе рассказа Деяний апостолов о пребывании Павла в Иерусалиме лежат воспоминания о действительных событиях. Павла чуть не растерзали правоверные иудеи за то, что тот во­шел в храм: кто-то закричал, что он учит не соблюдать иудейский закон. Но тут вмешались римские воины, всег­да готовые разогнать опасное скопление народа, и Павел был заключен в крепость. Римляне и не думали вникать в суть конфликта. Согласно Деяниям, арестовавший Павла римский офицер принял его за пророка, прибыв­шего из Египта, который незадолго до появления в Иеру­салиме Павла собрал вокруг себя несколько тысяч чело­век и повел их в пустыню (об этом рассказывает и Флавий; римские отряды Иосифа тогда перебили многих сторонников египтянина). Из крепости Павел был от­правлен затем в Кесарию к наместнику (поскольку он был римским гражданином). Такое решение диктова­лось также и тем, что любой инцидент мог перерасти в открытое возмущение иудеев, направленное уже не толь­ко против отступника (каким казался римлянам Павел), но и против самих римлян.

Таким образом, все эти предания, отраженные в хри­стианской литературе, ясно показывают, что для рим­ских властей на местах христиане были всего лишь од­ной из многих существовавших в ту пору религиозных групп и интересовала власти только степень их лояльно­сти. Вероятно, такова же была и позиция императоров, когда до них доходили какие-то сведения об очередных религиозных распрях. Светоний пишет, что император Клавдий издал распоряжение об изгнании из Рима иуде­ев, «постоянно волнуемых Хрестом». В научной литера­туре не существует единства мнений по поводу того, кто имелся в виду под Хрестом. Вполне возможно, что здесь мы просто имеем дело с латинским написанием грече­ского слова «христос» (мессия). Не исключено, что от­дельные попавшие в Рим приверженцы Иисуса вызвали своими проповедями недовольство правоверных иудеев, как это происходило и в провинциях. Клавдий, не желав­ший терпеть никаких беспорядков в Риме, выслал оттуда иудеев — скорее всего и тех, кто верил в нового мессию, и тех, кто не желал признать его. Упоминание о высыл­ке иудеев при Клавдии содержится и в Деяниях апосто­лов. Таким образом, этот акт Клавдия также был нап­равлен не против христиан, как таковых, а против иуде­ев, чьи религиозные распри и мессионистсцие чаяния могли покаяться ему нежелательными в столице миро­вой державы.

Под своим именем христиане появляются у римских писателей в связи с пожаром Рима при императоре Не­роне. В 64 г. в Риме вспыхнул грандиозный пожар, от которого особенно пострадали бедные кварталы. После пожара стали ходить упорные слухи, что поджог города был совершен по приказанию императора, который хо­тел на месте сгоревших домов построить новые роскош­ные здания.

Как пишет Тацит, пресечь эти слухи было невозможно «ни средствами человеческими, ни щедрота­ми принцепса, ни обращением за содействием к божест­вам». Тогда Нерон решил «найти виновных» и обвинил в этом христиан.

И здесь мы должны сказать несколько слов о Таците.

Публий Корнелий Тацит является одним из выдающихся историков Древнего Рима, современником Иосифа Флавия. Годы его жизни около 56-около 120. Самыми крупными и представляющими большую историческую ценность как источники той эпохи являются «Анналы» и «Истории». В них рассматривается время правления императоров Тиберия, Клавдий, Нерон и тех, кто правил в «год четырех императоров (69 г. н.э.)». Эти две работы охватывают историю Римской империи от смерти Августа в 14 г. н.э. до 70 г. н.э. в Первой иудейско-римской войне 66–73 гг.

В книге XV «Анналов» Тацит уделяет один абзац описанию преследований и казней христиан при Нероне» Уже во время Великого пожара Рима в 64 году император начал искать виновных, и в качестве «козлов отпущения» его выбор пал на христианскую общину города.

«Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его [Нерона] молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, всё же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

В конце XIX века в изучении истории религии сложились два направления — мифологическое и историческое. Учёные, работавшие под влиянием мифологической школы, отрицали историчность Иисуса, а свидетельства о нём и христианах у римских авторов I—II веков н. э., как правило, считали вставками средневековых монахов-переписчиков. В частности, немецкий учёный Артур Древс считал упоминание Тацитом Христа более поздней подделкой. Однако выводы мифологической школы были подвергнуты критике, и к 1940-му году она в основном утратила влияние в западной историографии. В советской исторической науке представления, схожие с выводами мифологической школы, сохраняли влияние и позднее, до введения в оборот Кумранских рукописей. 

Учёные, работавшие в рамках исторической школы, постарались извлечь максимум информации из сравнительно небольшого пассажа Тацита. Это стало возможным в результате доказательства оригинальности этого фрагмента Тацита; в современной историографии принято считать рассказ римского историка правдивым. В 1902 году филолог Георг Андресен предположил, что в оригинале рукописи «Медицейская II» — единственной, в которой сохранился этот фрагмент— слово, обозначающее христиан, изначально было написано по-иному, а затем исправлено. Согласно его наблюдениям, между буквами i и s в слове christianos находится необычно большой разрыв что нехарактерно для средневековых переписчиков — они старались экономить дорогой пергамент. Впоследствии с помощью изучения оригинала манускрипта под ультрафиолетовыми лучами было установлено, что первоначально в рукописи было написано chrestianos, но затем букву e исправили на i. При этом имя самого Христа в манускрипте однозначно указано как Christus.

Немало литературы посвящено разбору вопросов о связи Великого пожара с преследованиями христиан Нероном, возможности причастности христиан к поджогам, а также юридическим основаниям для казни христиан.

Нет никаких свидетельств того, что при Нероне был издан какой-либо антихристианский эдикт или что пре­следования христиан вышли за пределы Рима. Но казни по обвинению в поджоге Рима привели к тому, что о хри­стианах заговорили и, как пишет Тацит, сама жестокость казней пробуждала сострадание к этим людям (что, в сочетании с ненавистью к Нерону, увеличивало, вероят­но, число их сторонников).

Первые вполне определенные сведения об отношении государства к христианам содержатся и в переписке Плиния Младшего с импе­ратором Траяном. Плиний был послан императором на­вести порядок в провинциях Вифиния и Понт в Малой Азии. Ему поступил донос, обвинявший ряд людей в хри­стианстве. Плиний оказался в затруднении. Он пишет Траяну: «Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах, поэтому я не знаю, о чем принято допраши­вать и в какой мере наказывать... прощать ли раскаяв­шихся, или же человеку, который был христианином, от­речение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем». Из это­го отрывка видно, что Плиний кое-что слышал о христи­анах (вероятно, в связи с казнями времен Нерона), но знал о них очень мало. Никаких постановлений, опреде­лявших отношение государства к христианам, не было. Расследования по делам о принадлежности к христиан­ству были еще столь редки, что Плиний даже не знал, как они проводятся. Он поступил в соответствии с установкой римских властей на удостоверении в лояльности жителей империи (независимо от того, в какого бога они верят). Он заставлял их поклоняться статуям богов, им­ператора и хулить Христа. Тех, кто это делал, он отпус­кал. Что же касается самого христианского вероучения, то Плиний не счел его сколько-нибудь опасным: «Я не обнаружил,— пишет он,— ничего, кроме безмерно урод­ливого суеверия». Но при этом он все же приказал каз­нить тех, кто отказывался совершать жертвоприношения. Другими словами, он наказывал не за принадлежность к христианству, а за неповиновение имперским установ­лениям и обычаям. Примерно так же относился к хри­стианам и сам Траян. Он не придавал сколько-нибудь серьезного значения их существованию. Смысл его отве­та Плинию сводился к тому, что выискивать христиан незачем, но если поступит донос, то тех, кто «помолится нашим богам», следует помиловать, а упорствующих на­казать. Тертуллиан впоследствии отмечал противоречи­вость этого указания Траяна: коль скоро христиан не надо разыскивать, то почему — если они обнаружены — их надо наказывать? Между тем Траян был достаточно логичен. Христиане, как таковые, не беспокоили импера­тора, но публичное неповиновение должно быть наказа­но, прежде всего, конечно, в назидание окружающим. Многие из тех, кто приносил жертвы перед статуями им­ператора или Юпитера, уже не верили в божественность ни того ни другого, но исполнение подобных обрядов означало исполнение долга гражданина и подданного, включало человека в общественную систему. Люди, не желавшие поклониться статуе императора, казались Плинию и многим его современникам безумцами: ведь для большинства из них этот акт не имел никакого мис­тического смысла.

В течение II в. на христи­ан стали обращать больше внимания: у одних они вызы­вали сочувствие, у других негодование. То в одном, то в другом городе вспыхивали выступления против христи­ан, периодически они подвергались преследованиям. Эти преследования носили, как это видно на примерах преда­ний о галльских и североафриканских мучениках, ло­кальный характер. А потом и вообще прекратились. В Риме, провинциях христианство набирало силу, и в конце концов, стало официальной религией.

(Из книги А. Медельцова «Знаменитые историки и философы античности и средневековья». Минск. «Сегмент» 2021)

Александр Медельцов

историк, член Союза писателей Беларуси