В год 1030-летия утверждения Православия на белорусских землях особое внимание приковано к православным храмам, святыням и святым. Об их истории на территории Борисовского района пойдет речь в этом материале.
Полоцкий князь Борис Всеславич, основавший город, был ревностным поборником Православия. Кроме того, он был родным дядей преподобной Евфросинии Полоцкой. Первые храмы на Борисовщине были заложены уже при нем. Но летописных сведений об том, к сожалению, не сохранилось.
Сегодня историкам достоверно известно, что самая старая церковь в Борисове действовала в начале XVI века – Спасо-Преображенская. Примерно в середине XVII века были построены мужской Воскресенский монастырь и Воскресенская церковь. В 1753 году монастырь и церковь были переданы униатам, и после этого более сорока лет в Борисове не было православных церквей.
После включения Борисовщины в состав Российской империи в 1793 году начинается активное возвращение жителей этого региона в лоно Православной Церкви. Сам Борисов становится центром благочиния, которое на тот момент объединяло 12 церквей.
Если до 1920 года на Борисовщине было 19 приходов, собор и 63 церкви, то к 1990 году действовало только две церкви. Остальные святыни были разрушены, часть – отданы под склады, а практически все духовенство – репрессировано. Реставрация церковной жизни началась уже в двадцатом веке.
Говоря об утраченных святынях Первого и Второго Борисовских благочиний, нужно, в первую очередь, сказать о разрушенных церквях. Таких святынь насчитывается 51, шесть из них восстановлены, остальные восстановлению не подлежат.
Есть у земли Борисовской и свои святые покровители – священномученики Николай Мацкевич и Василий Измайлов. В свое время они служили в храмах на Борисовщине.
Николай Степанович Мацкевич учился в Слуцком Духовном Училище, затем окончил Минскую Духовную семинарию. В 1900 году был рукоположен в сан иерея и служил настоятелем Поречьской церкви Игуменского уезда. Позже Николай Степанович стал уездным наблюдателем церковных школ Борисовского уезда, затем священствовал при Свято-Троицкой церкви д.Бродовка Борисовского уезда.
Впервые отца Николая арестовали в 1933 году, заключив под стражу на один месяц. После освобождения он стал настоятелем Свято-Андреевской церкви г.Борисова. Здесь отец Николай прослужил несколько лет. Его не раз вызывали в местное отделение НКВД, угрожали арестом. А однажды требовали, чтобы он публично отрекся от сана. Но отец Николай поступил иначе. На следующий день, совершая богослужение, он обратился к прихожанам со словами: «Люди! Бог есть!»
После этого случая священника арестовали. Виновным себя он не признал и никого из прихожан не оговорил. Николая Мацкевича осудили на 10 лет концлагеря, из которого он уже не вернулся, мученически пострадав за веру.
Еще один священник, ныне новомученик, Василий Измайлов. Он окончил Тверскую Духовную Семинарию, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной академии и прослушал в ней полный курс наук. В 1913 году Василия Измайлова перевели в Минскую духовную семинарию. Вскоре он был рукоположен в сан священника и стал преподавателем богословия в Минской Семинарии. После ее закрытия отец Василий служил в Свято-Покровской церкви села Слобода-Озерицкая Минского района, позднее настоятелем Свято-Воскресенского собора г.Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, которые пытались захватить церковь. И спустя всего несколько месяцев священник был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Соловецкий концлагерь. По официальной версии в ссылке он умер, но скорее всего был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, пострадавших за веру православную.
Множество святынь находится сегодня в кафедральном соборе Воскресения Христова г.Борисова. Там пребывают иконы с частицами мощей Иоанна Кормянского, Софии Слуцкой, Александра Невского, чтимый образ иконы Божьей Матери «Всецарица».
Еще одна особо почитаемая в Борисовском районе святыня – Велятичская икона Божией Матери. Икона является белорусским изводом греческой иконы, именуемой «Сладкое лобзание», которая хранится на Святой Горе Афон в монастыре Филофей. Список этой чудотворной иконы в Велятичи, согласно преданию, принесли монахи, пришедшие из Киева. Сохранилась история о том, что на каком-то холме в тех местах двум странствующим старцам из Киева явился образ Божьей Матери. Старцы поселились здесь, построили часовню, а затем и церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в ней долгое время находился чудотворный образ, к которому стекались богомольцы со всей округи.
В 1848 году в имении Велятичи освятили место под строительство новой православной церкви и через три года построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь. При церкви было казенное училище для детей и кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находилась местночтимая чудотворная икона Богоматери.
После революции Покровская церковь была разрушена, и икону перенесли в Спасо-Преображенскую церковь. После войны она была превращена в клуб. Чтобы сохранить святой образ от уничтожения, верующие забрали икону и прятали на чердаке дома. Позже чудотворный образ перенесли в церковь Успения Пресвятой Богородицы д. Зоричи.
В конце 1999 года в Велятичах началось строительство нового храма, и уже в 2000 году состоялось освящение Свято-Преображенской церкви, в которую из д. Зоричи крестным ходом перенесли хранившуюся там икону Божией Матери «Велятичская». Сегодня, как и в былые времена, к святому образу Богоматери со своими просьбами и надеждами идут верующие, по вере и молитвам получая просимое.
Материал подготовил настоятель прихода храма Минской иконы Божьей Матери в Смолевичах иерей Никодим Пашков, кандидат исторических наук