Об образе Марии Магдалины
История Марии Магдалины неразрывно связана с Иисусом. Эта женщина играет важную роль в одном из самых важных эпизодов всего Нового Завета. Когда римляне распяли Иисуса, Мария стояла у подножия креста, поддерживая Спасителя, а затем оплакивая его смерть. Она не только присутствовала на казни, но и обнаружила открытую могилу и была первой свидетельницей его Воскресения. Она истинный последователь Иисуса.
Но в нашей памяти живет другая Мария, созданная многочисленными произведениями искусства. Ее рисуют либо полуобнаженной, либо в виде отшельницы, кающейся в глуши. Она изгнанница, которая лишь омыла ноги Иисуса и умастила их благовониями.
Западное католическое предание преподносит, что Мария Магдалина была блудницей. Однако, это мнение предвзятое. В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается:
Православие почитает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании
Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастовый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38)
Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой св. Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку».
Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция. Только в ХХ веке пришло время, пусть и частично, пересмотреть такой подход.
В 1969 году католическая церковь признала, что Марию оклеветали. Ее перестали называть кающейся святой
Происхождение. Следование за Господом
Мария Магдалины, была родом из городка Мигдал-Эль (современная Магдала). Местечко Магдала до сих пор стоит в 200-х километрах к северу от Иерусалима на берегу моря Галилейского. Полное название города Магдалатерихея. Магдала означает башня, а терихия – соленая рыба. Получается "башня соленой рыбы". Город жил рыболовством.
Мария жила в Магдале и, возможно, работала на рыбном рынке. У нее была нелегкая жизнь, и у нее не было близких. Скорее всего она была сиротой.
Ее имя Мария Магдалина предполагает, что она была просто незамужней женщиной. Жена носила бы имя мужа. Мария замужем не была - из ограниченного количества сведений о Марии в канонических Евангелиях не следует, что она была замужем. Детей у нее нет, и вдовой ее не называли. Две тысячи лет назад на незамужних женщин смотрели с подозрением. Мария ни с кем не дружила, но за что на нее клеветать? Возможно, отверженной ее сделало что-то другое?
Евангелие от Луки говорит, что Иисус изгнал из Марии семь бесов. Значит, она была одержима злым духом. Иисус лечил жителей Галилеи и проповедывал им.
Во всех Евангелиях говорится, что он помогал людям, врачую их, проповедую пришествие Царства Божия и изгоняя бесов т.е. излечивая «нервные и психические расстройства». Тогда одержимость считалась указанием на грехи человека. Одержимый должен был покаяться, принести жертву в храме и начать новую праведную жизнь.
Учёные обнаружили, что часто одиноким молодым женщинам в те времена просто нечем было себя защитить, и они могли спасти себя, только представившись буйными, чтобы психологически оттолкнуть от себя домогательства мужчин.
Какова бы ни была причина одержимости, в Евангелии от Луки сказано, что после быстрого излечения Мария присоединилась к последователям Иисуса. Одинокая женщина нашла себе близких людей, учение Иисуса идеально ей подходило, и необходимость в одержимости отпала. Из этого следует, что Мария не была проституткой - т.к. каких либо указаний на то в Библии не имеется – она была совершенно одинокой женщиной.
Иисус спас ее от одиночества, и она с радостью последовала за ним.
Мария Магдалина в Новом Завете
В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается неоднократно.
- Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2;)
- Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк.15:40-41, Лк.8:3)
Мария Магдалина была последовательницей Иисуса и странствовала вместе с ним и его учениками.
«После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему именем своим» (Лк. 8:1-3, Мк.16:9)
Мария Магдалина среди других женщин присутствовала при казни Иисуса.
«Там были так же и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф 27:55-56, Мк 15:40; Ин 19:25).
О Марии Магдалине упоминается, сидящей у гроба Иисуса. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Мф 27:61, Мк 15:47).
Все евангелия говорят о Марии как о свидетельнице воскресения Иисуса.
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба, и вошедши, не нашли Тела Господа Иисуса. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам» (Лк 24:1-3,10, Мф28:1; Мк 16:1; Ин 20:11-18 )
Именно Мария Магдалина первая увидела Воскресение Христа и убедила в этом остальных. Евангелия сообщают нам, что Мария была первой, кто увидел воскресшего Иисуса. Он послал её сообщить об этом своим ученикам.
«Иисус сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо я не восшёл ещё к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин 20:17).
Другими словами, она была «посланницей» к «посланникам». Так что Марию Магдалину вполне можно считать «апостолом к апостолам». Она была посланницей Иисуса, прямой свидетельницей и вестницей воскресения Иисуса Христа.
И поскольку её роль оспаривал сам апостол Пётр, она была в христианстве не менее важна, чем сами апостолы. Для ранних общин Мария Магдалина стала символом, олицетворением женщины-христианки.
Мария Магдалина действительно выделялась среди учеников Христа, уже хотя бы потому, что была женщиной, а в те времена это было очень необычно. И именно эта выдающаяся женщина, убедившая всех в Воскресении Христа, способствовала тому, что христианство стало мировой религией. Это, конечно, вызывало ревность со стороны других учеников Христа, которых она явно превосходила своим интеллектом и знаниями, поэтому они (Андрей, Пётр и др.) неоднократно требовали удалить Марию Магдалину из окружения Христа. Но, пока Спаситель был жив, они были вынуждены терпеть и даже обращались к ней за разъяснениями. Зато потом многие века имя Марии Магдалины подвергалось клевете, её роль всячески принижалась.
Ее главный противник среди мужчин – Петр.
Есть множество раннехристианских текстов, описывающих их соперничество – это не только Новый Завет, но и источники, которые не были включены в него. Петр и идеи, которые он представлял, заняли главенствующее место в новой церкви.
Роль Марии после ее смерти постарались преуменьшить.
Благовествование Марии
По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем, пылающем божественной любовью сердце, каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа! Он говорил со мной». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Согласно церковному преданию святая равноапостольная Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию и принесла ему в дар простое яйцо - больше у нее ничего не было. Вручая этот дар, она произнесла «Христос Воскрес!», на что император ответил: «Человек не может воскреснуть из мертвых так же, как это яйцо не может стать красным!» И тут же на его глазах яйцо стало красным! Вот от этого предания и ведет свою историю благочестивый обычай обмениваться яйцами и приветствовать друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе».
Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии:
«Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников, и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Далее Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16, 6), когда упоминает Марию (Мариам), которая «много трудилась для нас».
Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия.
Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая.
Вечная почитание
Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря.
«Но нельзя решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения от победоносных нападений турок; они легко могли быть взяты и на запад в Рим, из Константинополя, когда им овладели в начале XIII века итальянцы с крестоносцами четвертого похода, так как тогда мощи святых многих юго-восточных областей были уносимы и разделяемы по разным городам западных стран Европы».
Святитель также свидетельствует, что, согласно преданию Римско-католической церкви, мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского, под алтарем, который папа Гонорий III, сам там похоронивший ее мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. И, кроме того, открытыми мощами этой святой римско-католическая церковь почитает с 1280 года мощи, разделенные на части, во Франции в Проваже близ города Марселя. В том месте воздвигнут величественный храм во имя святой Марии Магдалины.
В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Дохиар, Симонопетра (десница) и Эсфигмен.
2 сентября 2006 года впервые в Россию (из афонского монастыря Симонопетра) прибыли мощи Марии Магдалины и частица Животворящего Креста. В храме Христа Спасителя православные святыни были доступны для верующих .
Библиография:
- Святитель Димитрий Ростовский Четьи-Минеи. Июль Православие Ru
- О святой равноапостольной Марии Магдалине Патриархия Ru
- Архимандрит Макарий (Веретенников) Святая равноапостольная Мария Магдалина Альфа и Омега. №1 (54) 2009
Александр А. Соколовски