Святитель Митрофан в поездке по Борисовщине

Изображение
Image

В ноябре 1912 года Минскую епархию возглавил епископ Минский и Туровский Митрофан (в миру Дмитрий Иванович Краснопольский). На этом поприще епископ находился немногим более трех с половиной лет (до перевода в Астрахань в августе 1916) и запомнился пастве исключительной заботой о Православной Церкви.

Современников поражала необычайная работоспособность и неутомимая энергия архипастыря, забывавшего, бывало, об отдыхе. За непоколебимую позицию в отстаивании интересов православия духовенство Минска называло владыку «стойким борцом за православное дело».

Стоит отметить, что в 1907-1912 годах святитель, будучи епископом Гомельским, являлся викарием Могилевской епархии. А еще ранее архимандрит Митрофан в течение пяти лет был ректором духовной семинарии в Могилеве. Помимо пастырского служения, владыка в 1907-1912 годах был депутатом III Государственной Думы от Могилевской губернии.

В мае-июне 1914 года, с целью «обозрения церквей и школ», Его Преосвященство предпринял поездку по Игуменскому, Борисовскому и Минскому уездам. Поездку описали на своих страницах «Минские епархиальные ведомости» в номерах за вторую половину 1914 года. Вниманию читателей газеты «Царкоўнае слова» предлагается краткий обзор о пребывании святителя на Борисовщине (в границах современного Борисовского р-на).

Ранним утром 12 (25) мая в село Рованичи (ныне деревня в Червенском р-не), где останавливался на ночлег владыка, прибыли помощник исправника Борисовского уезда Д. Е. Данилов со становым приставом 1-го стана. Блюстителям порядка было поручено сопровождать Его Преосвященство в поездке по Борисовщине. В 8 часов утра епископ Митрофан и сопровождавшие его лица прибыли в Забашевичи. Село встретило архипастыря крестным ходом и традиционными хлебом-солью. Выслушав приветствие священника местной Покровской церкви (ныне храм Покрова Пресвятой Богородицы) Аркадия Пушкина, епископ Митрофан проследовал в храм.

Здесь он совершил молебен в честь Пресвятой Богородице и обратился к прихожанам с речью «о необходимости для православного христианина частого посещения храма Божия и особенно благовейного и усердного выполнения долга христианской исповеди и св. Причастия». Поведав о «важности введения в богослужебную практику общего песнопения», владыка тут же провел с прихожанами небольшую репетицию.

Батюшке было предложено впредь поддерживать этот обычай. У церкви Его Преосвященство благословил собравшихся прихожан, роздал листки религиозно-нравственного содержания, а затем проследовал в дом батюшки на отдых. Чуть позже во двор священника пришли ученики церковноприходской школы. В присутствии Епархиального Наблюдателя И. Е. Зверева и уездного Наблюдателя о. Николая Мацкевича владыка устроил ученикам импровизированный «экзамен». Посещая церковноприходские школы, архипастырь интересовался методикой преподавания Закона Божьего и усвоением знаний учащимися. После сдачи «экзамена» дети получили благословение и нательные крестики. На ночлег епископ Минский и Туровский остановился в доме у батюшки.

На следующий день, 13 (26) мая, поездка продолжилась. В 9 часов утра викарий Минской епархии направился в Гливин. При въезде в село епископа Митрофана встречали и приветствовали Борисовский уездный предводитель дворянства граф Милорадович и член земской управы барон Я. М. фон-Фелькерзам. У сельской Крестовоздвиженской церкви владыку ожидал крестный ход с настоятелем прихода В. Шибко, который выступил с приветственным словом. Затем епископ Митрофан во главе крестного хода направился к церкви. В храме он совершил молебен и произнес речь, темой которой «послужили особые условия здешней приходской жизни, правильное течение коей могло бы нарушиться в виду обстоятельств, менее всего достаточных для подобного расстройства». Владыка выражал беспокойство, что у местных прихожан может возникнуть тяготение к новому храму, сооружение которого планировалось в посаде Ново-Борисов. В заключение речи святитель призвал «не порывать духовной связи со своим приходским храмом, любить его, заботиться об его благолепии и благоустройстве». После благословения прихожан епископ Митрофан проследовал к церковному погосту, где его ожидали ученики сельской церковноприходской школы. Святитель «испытал познания» детей, благословил их и одарил нательными крестиками. Немного отдохнув в доме батюшки, владыка направился в Борисов.

Около 13 часов дня 13 (26) мая епископ Митрофан прибыл в Ново-Борисов. У Свято-Иульевской церкви-школы (не сохранилась) святителя встречали с хлебом-солью представители от городской администрации и духовенство во главе с настоятелем борисовского Воскресенского собора (ныне Свято-Воскресенский кафедральный собор) протоиреем о. Николаем Фалевичем. В церкви-школе владыка совершил краткое молитвословие и произнес речь. Выразив радость по случаю очередного посещения города, Его Преосвященство обратил внимание слушателей на малую вместимость здешней церкви и отметил, что строительство «нового просторного вместительного храма для жителей Ново-Борисова по милости Божьей» близится к осуществлению. Епископ Митрофан призвал жителей вносить свою посильную лепту «на это святое дело». Благословив собравшихся, владыка направился в усадебный дом, принадлежавший одному из крупнейших землевладельцев края И. Х. Колодееву, где была приготовлена комната на время пребывания в Борисове.

Заметим, что именно Иван Колодеев инициировал сооружение нового храма в посаде, на постройку которого выделил 11 тыс. рублей (большие деньги по тем временам) и бесплатно предоставил под возведение церкви обширный земельный участок общей площадью 2998 кв. саженей.

Однако состояние здоровья не позволило Ивану Хрисанфовичу присутствовать на встрече у Свято-Иульевской церкви-школы. Елена Карцова (племянница супруги Колодеева) вспоминала: «Будучи совершенно слепым, дядя почувствовал приход Владыки, зарыдал и протянул к нему руки под благословение. Владыка сразу же его благословил. Через три дня дядя умер. Епископ отслужил панихиду по почившему». Уточним. Иван Колодеев скончался 19 мая (по ст. ст.) 1914 года, т.е. спустя шесть дней. Скорбная весть вынудила епископа Митрофана срочно отбыть в Борисов на траурную церемонию.

14 (27) мая в Воскресенском соборе Его Преосвященство совершил Божественную литургию по случаю дня «коронования Их Императорских Величеств», провел молебен и сказал слово. В службе также принимали участие: ректор Минской духовной семинарии протоирей И. Язвицкий, протоирей Н. Фалевич, благочинный 1-го округа Борисовского уезда Ф. Триденский и священник собора П. Данкевич.

В тот же день, после непродолжительного отдыха в доме И. Х. Колодеева, владыка отбыл в село Бытча. В местной Троицкой церкви (ныне храм Святой Троицы) епископ отслужил молебен, обратился с речью, а затем направился через местечко Зембин в село Камень (ныне д. Камено Логойского р-на). В местной церкви владыка «совершил всенощное бдение по случаю наступления праздника Вознесения Господня». Оставшееся время Его Преосвященство провел в доме у местного батюшки А. Волосевича.

15 (28) мая примерно в 7.30 утра владыка возвратился в Зембин. После торжественной встречи епископ Митрофан совершил Божественную литургию в Михайловской церкви (ныне храм Святого Архистратига Михаила) и произнес поучение, а затем направился в село Мстиж. По пути следования святитель посетил Успенскую церковь в Кимии и Преображенскую церковь в Корсаковичах, где также провел молебны. В Мстиж владыка прибыл лишь к вечеру. В сельской Крестовоздвиженской церкви он совершил великую вечерню и выступил со словом «о причинах радости апостолов после вознесения Господа». Завершилась служба традиционным благословением собравшихся прихожан. Ночевал епископ в доме батюшки.
16 (29) мая около 7.30 утра владыка направился в село Осовы (ныне деревня в Докшицком р-не), расположенное от Мстижа в 16 км по дороге на Бегомль.

Последней мало-мальски значимой борисовской деревней, в которой останавливался епископ Минский и Туровский, были Нивки. Как писали «Минские епархиальные ведомости», встречи владыки в небольших деревнях края отличались «особенной теплотой и сердечностью». Направляясь с юго-востока на северо-запад, викарий Минской епархии в течение трех дней преодолел, в общей сложности, расстояние в 100 км и посетил девять церквей в восьми населенных пунктах Борисовского региона.

Пару месяцев спустя епископ Митрофан вновь почтил своим присутствием Борисовщину. Владыка принял участие в торжественной церемонии, посвященной закладке в Борисове памятника Отечественной войны 1812 года (обелиск намечалось установить по правую сторону от Свято-Воскресенского кафедрального собора). К большому сожалению, ни памятник, ни храм в Ново-Борисове сооружены так и не были. Помешала Первая мировая война.

...В конце декабря 2001 года Русская Православная Церковь включила архиепископа Астраханского и Царевского Митрофана, казненного большевиками 23 июня (6 июля) 1919 года, в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Александр Балябин,
археограф ГУК «Борисовская центральная
районная библиотека им. И. Х. Колодеева»