Жизнь и служение этого пастыря при внимательном изучении исследователя была очень сложной по своим перипетиям и трудная для человеческой души. Сами рассудите. В молодом возрасте стать священником в период начала и разгара польского восстания 1863-64 гг., когда в любой момент твоей жизни угрожала реальная опасность. Потом на твои неокрепшие плечи возлагают послушание благочинного, весьма сложная, требующая титанических усилий духа, работа, от которой только одни дивиденды: боль и страдание души неравнодушной, совестливой. Потом потеря спутницы жизни, любимой супруги. Оставшись вдовцом, молодому и ревностному пастырю придётся самому подымать сына и трех дочерей, а кроме этого, нести полноценно, в полном объёме те послушания и задачи, которыми наделен начальством, церковью. Как быть действующим и откуда черпать силы? Ведь через десяток лет неманицкий пастырь потеряет и двух любимых дочушек, которые успеют стать женами священников, но лихая болезнь унесет и их жизни.
И вот по такому пути, где на каждом повороте и перекресте тебя поджидает искушение и страдание, отец Климент Гродзицкий идет уверенно и крепко, преодолевая дьявольские преграды, при этом еще и созидая все вокруг. За свою 51-летнюю священническую жизнь будущий наместник слуцкого Свято-Троицкого монастыря, отец Архимандрит, как к нему обращались современники, примет деятельное участие в строительстве многих храмов, создаст и укрепить работу не одной приходской школы и иных церковных образовательных учреждений минской епархии, сделает многое для процветания слуцкой обители. Его путь — это жизнь вопреки, когда все и всё тебя тянет на дно духа, но ты смело и уверенно переживаешь выпавшее на твою долю с помощью Божьей, прославляя тем самым Творца.
Путь отца Климента Гродзицкого, будущего архимандрита Феодота, как священника начался на приходе храма с. Березины, Игуменского уезда 29 июня 1860 года по старому стилю. То есть 12 июля на Петра и Павла по-современному. Став пастырем в молодом возрасте, отец Климент оказывается, как и многие священники того времени, в центре политико-религиозного водоворота событий 1863-64 гг. Судя по отзывам его современников, молодой пастырь в этот период проявит твердость духа и преданность делу веры православной, за что будет замечен начальством и для пользы дела переведен на приход святых апостолом Петра и Павла в Неманице Борисовского уезда.
Когда именно он был назначен настоятелем нашего прихода пока данных нет, но косвенно мы знаем, что уже в 1867 году он был в Неманице(Минские епархиальные ведомости /МЕВ/1869, № 3, С. 39-40). Об этой дате нам говорит отчет ревизора от Минской дирекции народных училищ, который осматривал и оценивал работу училищ в 1867 году. Эти данные были опубликованы в ведомостях в 1869 году, и в этой связи была объявлена благодарность в том числе наставнику и законоучителю Неманицкого училища (МЕВ 1869, № 3, С. 39-40). Этот факт красноречиво свидетельствует сам за себя об уровне работы и ответственности отца Климента.
19 ноября 1868 года по старому стилю настоятеля Неманицкого прихода избирают депутатом по делам Борисовского благочиния (МЕВ 1868, № 23, С. 327). Интересный факт из этого периода: в июне месяце 1869 года к Борисовскому собору по близости расположения и по желанию самих жителей от Немоницкого прихода перешла деревня Брусы(МЕВ1869, № 12, С. 161).
В 1870 году со 2 августа отец Климент Гродзицкий согласно прошению переводиться священником в Борисовский собор (МЕВ1870, № 17, С. 229-230). А 27 августа того же года избран духовенством на должность благочинного борисовского округа (МЕВ 1870, № 17, С. 230). С 1 сентября 1870 года назначен законоучителем борисовского уездного училища. Этот период его жизни не будет долгим. Но за пять лет служения в Борисове отец Климент примет непосредственное участие в подготовке строительства и в самом строительстве нового каменного собора Воскресения в городе Борисове. Как благочинный округа, священник этого важного прихода он состоял в контролирующих комиссиях и вникал в детали. И конечно, как ответственный за благочиние в 1874 году принимал участие в освящении места под строительство 4 сентября 1871 года (МЕВ 1871, № 36, С. 282), в освящении нового величественного каменного храма Воскресения Христова. В 1874 году именно он 19 октября встречал в Жодино архиерея и его сопровождал в поезде до Борисова, он же вместе с протоиереем нового собора отцом Романом Пастернацким приветствовал архиерея перед началом богослужения и потом произносил проповедь за литургией на освящении 20 октября.
Уже 1 сентября 1875 года он переходит на новое место служения: законоучителем Несвижской учительской семинарии. Здесь он прославится как успешный педагог, воспитавший чреду выпускников. Отец Феодор Вечорко, благочинный слуцкого округа, так описал в 1910 году деятельность отца Климента в этот период: «Благодаря твоему мудрому руководительству из этого учебного заведения всегда выходили не «идейные» современные учители левого направления, а настоящие идеальные народные наставники…» (МЕВ 1910, № 17, С. 399). В этот период 22 октября 1876 года отец Климент опять принимает участие в рождении еще одного в своей пастырской судьбе храма святого Дмитрия Ростовского при семинарии (МЕВ 1876, № 20, С. 355). Он же произнес по освящении проповедь. Тут же любящий отец переживает радости от успехов и возможные неудачи своих учащихся в Паричском женском училище духовного ведомства дочерей Натальи и Надежды, Анны (МЕВ 1881, № 1, С. 18; МЕВ 1887, № 1, С. 14) Радуется их взрослению и становлению. Работе педагога отец Климент посвятит 7 лет.
В 1882 году с 1 ноября он возвращается к пастырской работе на конкретном приходе Березинской церкви, Игуменского уезда(МЕВ 1882, №. 22, С. 359). Вообще так выходит, что батюшка возвращается в свои родные пенаты, к первому приходу и любящим его прихожанам, которые его не отпустят из своих сердец до конца его дней. К примеру, о любви к нему березинцев свидетельствует их участие в праздновании юбилея отца Архимандрита в 1910 году. На приходе отец Климент прослужит 16 лет, после чего пережив боль разлуки из-за смерти своих близких, пастырь церкви принимает решение принять монашеский постриг, удалившись от мира. Указом Святейшего Синода от 22 мая 1898 года за № 2602 отец Климент Гродзицкий назначается настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря. А уже 7 июня над ним совершается постриг с наречением имени в монашестве Феодот. 14 июня — возведен в сан архимандрита(МЕВ 1898, № 13, С.372).
Этот путь его монашеского делания будет равен 13 годам плодотворной работы в созидании духовной и материальной базы древней обители, укреплении работ местной церковной образовательной системы училищ и школ, окормлении и председательстве в одном известном и древнем православном Братстве, в котором участвовала в свое время святая София, княжна Слуцкая.
Анализируя мнение и высказывания его современников, мы можем более конкретно представить масштаб трудов архимандрита Феодота (Гродзицкого). Во-первых, как наместник монастыря, он озаботился капитальным ремонтом древнего Троицкого храма 1505 года постройки, при нем заново позолочен семиярусный иконостас. Построено новое каменное здание монастырской церковно-приходской школы. Восстановлен и благоукрашен колодец святителя Дмитрия Ростовского, который одно время пребывал в обители и пользовался этим колодцем. Как педагог он своей заботой выходил далеко за стены монастыря. Возглавляя орган, курирующий работу всех школ Слуцкого уезда, он деятельно участвовал в совершенствовании их работы, помогал материально. Как пастырь неустанно принимал участие в богослужебной жизни обители, а также в праздниках всех приходов Слуцка и ближайших деревень, активно участвовал во всех крестных ходах, окормлял работу слуцкого братства.
В 1906 году 6 мая отца Феодота наградили правом ношения ордена святого Владимира 4 степени, а в 1910 году — 3 степени(МЕВ 1910, № 21, С. 186).
В 1910 году 29 июня отца Архимандрита чествовали в честь его 50-летнего служения в священном сане. Торжества, судя по описанию в ведомостях, были масштабны и продолжительны, но все это время наместник монастыря пребывал с гостями и народом: и на службе, и на трапезе, и просто в общении на улице. В этот день рядом с ним был его сын священник Николай Гродзинский. В конце торжеств отца Феодота приятно удивили, подарив с разрешения епископа драгоценную митру.
В 1911 году под 22 марта в рубрике Минских епархиальных ведомостей «Умерли» авторы газеты сообщили, что в этот день наместник слуцкого монастыря архимандрит Феодот, бывший настоятель неманицкого прихода, почил.
Иерей Антоний Семилет
(по материалам сайта Борисовской епархии)