История отца Василия одновременно показательна и трагична. И вообще судьба нашего батюшки – это жизненный путь многих священников нашей страны в прошлом и нынешнем. О чем речь? О том, что пастыри православные живут жизнью своего времени и своего общества, народа, а потому страны, полностью посвящая себя им порой до остатка. Родившись в семье священника, отец Василий, став на путь священнослужителя проявил на всех своих приходах, не побоюсь этого слова, особые способности находчивости, предприимчивости, умения убеждать и объединять, не бояться физического труда. Где не было служб, он их организовал в полном объёме; где не было храма – строил, был случай, когда многие годы старый аварийный храм не могли заменить новым, а пришел отец Василий и буквально за пару месяцев усилиями и заботливостью пастыря появился долгожданный храм, этот случай описан в ведомостях; ну и просветительская, педагогическая деятельность проходит красной нитью в его жизни и служении: где бы он не находился, всегда либо возглавлял, либо сам принимал участие в работе народных или духовных училищ, приходских школ. И все это он успевал при том, что никто не отменял его пастырско-богослужебной роли: по воспоминаниям его современников, отец Василий служил весьма чинно, благоговейно, долго и в полноте, все требы длились более часа и не спеша. Но полностью отдаваясь служению Богу и его церкви, отец Василий имел видимо очень тонкую структуру психики, очень чуткую и ранимую, иначе как объяснить причину его трагической кончины в петербургской клинике психических расстройств из-за пьяного прихожанина?
Родился будущий неманицкий пастырь в 1844 году 1 января по старому стилю в семье священника Свислочского прихода Бобруйского уезда. К своим 25 годам в 1869 он окончил полный курс Минской духовной семинарии. Первым его приходом станет тюрьма. 6 декабря 1869 года его рукоположат в священника Минской тюремной Скорбященской церкви и назначат законоучителем Минского 1-ого приходского училища и военных команд: Минского Губернского и Резервного батальонов. Но уже 1 сентября 1870 года 26-летнего отца Василия направят на особое служение сельским пастырем в Неманицу в храм апостолов Петра и Павла, где он сменит отца Климента Гродзицкого, с которым Бог его сведет еще раз в конце жизненного пути в славном граде Слуцке. В Неманице он прослужит 13 лет.
Первое, что бросается в глаза при изучении ведомостей за этот срок, это кадровая работа отца Василия. Вопреки существовавшей негласной тенденции относиться к псаломщикам весьма скептично и невнимательно, о чем свидетельствуют сами же ведомости, от чего институт псаломщиков находился в упадке, при настоятельстве отца Василия в Неманицком приходе псаломщики имели перспективы. В 1870 при батюшке служит псаломщиком Григорий Сулковский. По 22 июля 1873 года — студент Стефан Мацкевич, который в скором времени станет священником. С 22 июля 1873 по 10 октября 1873 года помогает настоятелю псаломщик Павел Данкевич, будущий священник Борисовского собора Воскресения. Псаломщик Александр Поплавский: 10 октября 1873 – 15 июля 1874, в дальнейшем тоже примет сан. Псаломщик Николай Понятовский с 1 октября 1874 года и до 25 апреля 1882 года. С 1882 года станет даже диаконом деревенского Неманицкого храма, прослужив на селе 2 года, что само по себе событие уникальное и редкое. И тоже станет священником. И эти кадровые движения все при отце Василии, будто он настоятель собора в городе, красноречиво говорят о серьезном подходе настоятеля к данному вопросу.
Не оставались без внимания настоятеля и прихожане, на заботу которых отец Василий возлагал надежды. Так по традиции того времени, при храмах действовали попечительства. В 1872 году председателем попечительства Неманицкого прихода был иерей Василий, а членами упоминаются: Василий Климкович, Даниил Ясюк, Семен Климкович, Никифор Галько, Василий Шишло, Семен Кончик, Никита Шапчиц, Михаил Кулинок, Алексей Сенькевич, Дмитрий Адамейко, Андрей Колач. Старостой при нем был Тимофей Климкович.
Будучи законоучителем Неманицкого народного училища, отец Василий Мацкевич уделял постоянное внимание работе училища. В 1873 году по причине некой болезни его в этой должности заменит студент Стефан Мацкевич. И с тех пор законоучителями были не настоятель храма, а псаломщики! Ответственный подход, проявлявшийся во всех сферах деятельности неманицкого пастыря, был замечен епархиальным начальством, и 5 ноября 1874 года ему была изъявлена признательность «…за весьма хорошее поведение и примерное исполнение пастырских обязанностей…».
В 1875 году награжден набедренником. В этом же году избран членом благочинического совета 1-ого округа Борисовского уезда, в котором пробыл до 83 года. В 1876 году стал депутатом от своего благочиния на епархиальных и училищных съездах. В этом году состав прихода по населенным пунктам был следующим: Неманица, Погодица, Селетринки, Стайки, Большая Ухолода, Житьково, Купейка, Завалы и Малая Ухолода. Хотя уже в 77 году принимается решение вернуть Малую Ухолоду назад к Гливинскому приходу.
В 1881 году награжден скуфьей. А уже 4 октября 1883 года перемещен на новый в своей карьере приход Лешнянской церкви, Игуменского уезда. Надо сказать сразу, это тот самый храм, который по отчетам ведомостей находился не просто в плачевном состоянии, но в аварийном, где не было возможным даже совершать литургии по причине опасения обвала старинной деревянной церкви и ее кровли. И хотя при покойном священнике Михаиле Борзаковском пытались добиться от властей постройки новой, но так этого и не произошло, от чего вся община страдала без богослужения.
Представьте себе, когда вы стали настоятелем такого храма, а вернее фактически несуществующего храма? Кто-то, наверное, впал бы в уныние. Ведь еще недавно вы были на приходе в Неманице, где был действующий храм, который тоже был стар и по описаниям за 1886 год «…необходимо переделать наружные части, крышу, устроить новую колокольню и вообще придать благообразнейший наружный вид…», но стены еще крепки, и главное, можно служить. А тут разруха и неустроенность. Но отец Василий как «человек умный, деятельный, предприимчивый и, в подобных случаях, решительный», сумел объединить прихожан и убедить их провести сбор средств на постройку нового храма. В результате мотивированные настоятелем прихожане вместе с батюшкой смогли собрать 3,5 тысячи рублей. И что больше всего удивляет в этой истории храм построен «в течение нескольких месяцев, вполне прочно, достаточно благовидно и, сравнительно, дешево…». Не чудо ли!?
В 1886 году отцу Василию дают камилавку. С 1884 года по 1888 год иерей Василий Мацкевич исполняет обязанности наблюдателя церковных школ 1 округа Игуменского уезда. О том, как работал на этом посту отец Василий свидетельствуют его рапорта, которые напечатаны в ведомостях. К примеру, рапорт № 40 от 19 декабря 1887 года. В нем наблюдатель просит помочь Зазерскому приходу, в котором было построено священником Ильей Лебедевым здание церковно-приходской школы, но у прихода нет средств платить за обучение. Епархиальное начальство постановило выделить пособие в 25 рублей. Или рапорт № 4 от 20 января 1888 года, где батюшка уже просит помочь его приходу, на территории которого в трех деревнях открылись школы грамотности, а прихожане, итак, на стройку храма пожертвовали по 30 рублей и плюс нагрузки по содержанию причтовых домов. Помогли 40 рублями.
С 1883 года и по 1888 год отец Василий еще принимал участие и в жизни, работе Минского духовного училища, состояв членом правления училища.
1888 год для лешнянского пастыря стал вновь переходным, так как его перевели в Бобруйский уезд к Поповщинской церкви, дополнительно назначив его законоучителем Качеринского народного училища. В этот период с 1889 по 1893 год состоял членом благочинического совета 1 округа Бобруйского уезда.
В 1896 году награжден наперстным крестом. И снова: 1901 – благодарность от Минского Епархиального училищного Совета за «рачительное усердие к материальным нуждам церковных школ»; 1902 год – благодарность за особое отношение к церковно-школьному делу. В 1902 году удостоен ордена святой Анны 3 степени.
И наконец, 1903 год. Год, в который неманицкий батюшка был перемещен в очередной раз. В этот раз он стал служить в городе Слуцке в Островской Михайловской церкви. Этот период был не долгим, но весьма плодотворным, и, к сожалению, последним в его служении и жизни.
С 1905 года по 1908 год член благочинического совета 1 округа Слуцкого уезда. С 1905 года по 19 октября 1907 года – член правления Слуцкого духовного училища. Здесь, на новом приходе несмотря на немолодой возраст, отец Василий снова приводит в порядок свой приход, свой храм. Причем в этот раз у прихода кроме основной, были еще две приписных церкви. Все три он отремонтировал. Островский храм «благоукрасил до неузнаваемости самостоятельно». Храм был перекрашен снаружи и внутри, куплены два колокола 50 и 25 пудов, соорудил новые киоты для икон, отремонтировал старые священнические облачения и приобрел новые. Купил в храм дорогие трехсвечники и подсвечники. Многое покупал за свой счет, но при этом умело побуждал проявлять заботу и внимание о своем приходе прихожан. В городе Слуцке для Варваринской кладбищенской церкви приобрел колокол 26 пудов, отремонтировал ограду вокруг кладбища, и что вообще поражает, построил новый дом при кладбище для сторожа «с обширною, светлою комнатою для градскаго духовенства». В еще одну приписную Хреновскую церковь закупил два маленьких колокола 6 и 3 пуда, капитально отремонтировал постройки для священника. И вот то ответственное отношение к псаломщикам, о чем и писали в начале: «вчерне возвел дом для псаломщика на собранные от прихожан средства и сторожку». А как же удивляешься, читая такие факты про нашего пастыря: «на священнической усадьбе посадил много фруктовых деревьев самого лучшего качества… На церковном погосте засадил сад в пользу церкви».
Кроме хозяйственных забот, отец Василий участвовал в жизни не только своего прихода, но проводил собеседования и в городском храме Воскресения, чем снискал общую любовь случан.
Удивителен и тот факт, что в эти годы в городе Слуцке славили Христа своей проповедью и делом, и словом два неманицких пастыря. В 1870 году отец Василий сменил в Неманице отца Климента Гродзицкого. Теперь же оба они несли свое служение один в монастыре под именем архимандрита Феодота, а второй на ниве сельского и городского священника. И так Богу было угодно, что в будущем один отпоет другого.
Если касаться смерти отца Василия, то причиной кончины полного сил и крепости 64-летнего пастыря, участвующего в активных строительных и иных заботах церкви, стал не возраст и не переутомление от тех нагрузок от многосторонней его деятельности, а ужасная выходка пьяного мещанина Павла Воробья, «который в ночное время, при возвращении о. Василия из заседания Правления Слуцкого Духовного училища, застиг его на огородах, в урочище Кузминщины, в месте безлюдном и нанес ему настолько тяжкие оскорбления, что нервная система о. Василия совершено раcшаталась…». После непродолжительных попыток справиться с недугом, отец Василий любящими его коллегами и прихожанами был отправлен на лечение в Санкт-Петербург. Но лечение, дав временный положительный эффект, не спасло неманицкого священника от смерти из-за кровоизлияния в мозг. 27 января 1908 года отец Василий умер.
Отпевал умершего отец Феодот (Гродзицкий), бывший настоятель Неманицкого прихода отпевал своего приемника по Неманице в торжественно-печальной обстановке при большом скоплении верующих с двумя протоиреями, двенадцатью священниками и четырьмя диаконами. Отпевание длилось 4 часа.
Иерей Антоний Семилет