Святой преподобный Нестор Летописец, «отец русской истории»

Имя Нестора Летописца известно всем со школьной скамьи. Он знаменитый автор первоначальной русской летописи – «Повести временных лет». Именно от него мы узнали о древних славянах, о возникновении древнерусского государства, о призвании на Русь варягов и Рюрике, о первых русских князьях, о принятии христианства. Крещении Руси, о святом князе Владимире, о последующей истории вплоть до начала XII века, т.е. до того времени, когда жил Нестор.

Нам известна также и скульптура Нестора, которую сотворил М. Антокольский. Здесь изображен он сидящим за небольшим столиком и пишущим свою «Повесть…». Но здесь скульптор сделал небольшую ошибку. Нестор и другие летописцы писали не сидя, а стоя (такое, кстати, написание на Руси сохранилось в ряде случаев вплоть до восемнадцатого века).И в подтверждение, мы видим одну из миниатюр XIII века, где Нестор пишет свою повесть стоящим.

Но это не столь важно. Главное, что Нестор навсегда вошел в историю. В свое время видный древнеримский политический деятель, сенатор, оратор Марк Туллий Цицерон назвал Геродота отцом истории, и по аналогии с ним мы по праву называем Нестора отцом русской истории.

Но мало кто знает, что Нестор Летописец был не только простым книжником. Он стал еще святым, был канонизирован Русской Православной Церковью и почитается, как преподобный

Нестор был монахом Киево-Печерского монастыря, жив­шим во второй половине XI — начале XII вв.

По преданию, в то время, когда Антоний, осно­ватель Печерского монастыря, посвятил себя безмолвию в пещере, а продолжатель его дела, Феодосий, занимался обустройством обители, собирая средства для возведения храма Успения Пресвятой Богородицы, в начале 1070-х гг. к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять иноческий постриг...

Оставшись при монастыре, этот послушник вскоре прославил­ся добродетелью, смирением и трудом. После смерти Антония и Феодосия, сразу после 1074 года, он принял постриг от преподобного Сте­фана, игумена Печерского, а потом был возве­ден в сан диакона. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование

С юных лет Нестора отличала любовь к книжной премудрости. В обители к концу XI в. уже существовала большая библиотека. Со времен Ярослава Мудрого книги собирались, переписыва­лись и переводились, главным образом с греческого, в Софии Киевской и в великокняжеском дворце. Молодой Нестор, следуя примеру просветителей Руси старшего поколения, и в первую очередь митрополита Иллариона и своего наставника Феодосия, с энтузиазмом овладевал знаниями, накоплен­ными веками. Особенно его интересовали жития святых и исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник (летописей).

Особую любовь и признательность Нестор ис­пытывал к своему первому наставнику преподоб­ному Феодосию. Когда в 1091 г. братия на совете решила выкопать его честные мощи, по поруче­нию игумена Иоанна Нестор с несколькими младшими монахами взял на себя труд по розыску и перенесению их в заложенный Феодосием Ус­пенский собор, где они затем и почитались. Свои впечатления от этого Нестор красноречиво изло­жил в “Слове о перенесении мощей святого и преподобного отца нашего Феодосия”, позже вне­сенного им в летописный свод.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами»

Перу Нестора принадлежат жития первых оте­чественных святых: погубленных Святополком сы­новей князя Владимира Святославича Бориса и Глеба. Опираясь на собственные впечатления мо­лодых лет, он написал житие преподобного Феодо­сия Печерского. Эти записи послужили основой для составления в последующие годы дошедших до нас житий других подвижников Киево-Печерского монастыря XI в. (Антония, Никона и др). В этих произведениях Нестор предстает не только как наблюдательный психолог и бытописатель; в них раскрывается талант глубокого ре­лигиозного мыслителя. Веруя в силу Божественного промысла, раскрывающе­гося в историческом процессе, он развивает принципы христианского прови­денциализма. Его творения пронизаны идеями монашеского аскетизма, близ­кими зарождавшемуся в те годы в Византии исихазму и в дальнейшем подхваченными на Руси Нилом Сорским и “заволжскими старцами”.

Более сложным является вопрос о том, в какой мере перу Нестора при­надлежит знаменитая “Повесть временных лет” — древнейший, дошедший до нас почти в полном объеме летописный свод, завершенный во втором де­сятилетии XII в. и затем включавшийся во все основные летописные ком­пендиумы на Руси.

Древняя традиция приписывает авторство этого произведения препо­добному Нестору. Однако научные исследования показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему, и “Повести временных лет” сильно отличаются. Данный вывод позволил предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Не исключено, что оба они были печерскими мона­хами, жили в одно время и звали их Несторами, а впоследствии в памяти потомков слились в единый образ. В таком случае следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и Несторе-летописце.

Но не менее вероятно и то, что это был один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и летописных текстов следует объ­яснять разницей во времени написания этих произведений и их специфичес­кими жанровыми законами и тем, что работая над “Повестью временных лет”, Нестор использовал произведения своих предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского, составителя Начального летопис­ного свода 1037 г. В свою очередь, практически завершенный к 1113 г. текст “Повести”, в 1116-м и 1118-м гг. по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Поэтому яркие стилистические особенности агиографических произведений Нестора в его летописных текстах оказались скрытыми в ре­зультате включения больших, лишь отредактированных им текстов предше­ственников, и последующих неоднократных редакций его произведения.

“Повесть временных лет” поражает масштабностью и обобщающим исто­риософским видением прошлого и настоящего, от первых шагов человечест­ва после изгнания Адама и Евы из рая до бурных политических событий на­чала XII в., ознаменованного упорной борьбой против половецких нашествий и социальными потрясениями в Киеве, приведшими к власти пользующегося высоким авторитетом во всех слоях древнерусского общества Владимира Мономаха.

Автор представляет обзор известного в его время на Руси мира, от Британии до Индии, осмысливая общие корни и дальнейшие судьбы разных славянских народов, возвышение Руси, ее отношения с Византией и кочевни­ками евразийских степей. Особо он выделяет принятие христианства и приоб­щение Руси к высоким достижениям греко-православной культуры.

Сегодня уже не подлежит сомнению то, что летописцы и редакторы ле­тописей были отнюдь не беспристрастными наблюдателями происходяще­го. Они следили за событиями и излагали их с живым, порой собственным интересом, преимущественно ориентируясь на вкусы и политические зап­росы киевских князей, в том числе Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Отличительной чертой “Повести”, отражающей авторский подход са­мого Нестора, является органичное сочетание высокого эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями, житиями и др.

Некоторые историки, исследуя зарождение норманнской теории возникновения российской государственности, первым норманистом называют именно Нестора, задавшегося вопросом «Откуда есть пошла русская земля?». По этому поводу академик Рыбаков сделал любопытное замечание: «Окончательное редактирование «Повести временных лет» Нестора осуществляется, по мнению Шахматова (Алексей Александрович Шахматов – выдающийся русский языковед, историк древней культуры – Ред.) около 1118 г. под наблюдением князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Внук (по матери) английского короля, муж варяжской принцессы, тесть норвежского и датского королей, князь, двадцать лет проведший на севере Руси в Новгороде, Мстислав был прочно связан со всей Северной Европой и именно с этих позиций смотрел на историю Руси, преувеличивая роль северян-варягов в ее судьбах. Везде, где только можно было, Мстислав вставлял легенды о варягах, о призвании варяжских князей и отождествлял варягов с руссами, становясь тем самым родоначальником ошибочной и тенденциозной норманнской теории». («Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.», М. 1982 . С. 8).

 Но что все-таки мы можем сказать о легендарном Несторе по его трудам?
«В конце XI в. он жил в Печерском монастыре, – пишет В.О. Ключевский («Исторические портреты», М., 1991). – Рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Далее узнаем, что летописец был еще жив в 1106 г. В этом году, пишет он, «скончался старец добрый Ян, живший 90 лет, в старости маститой, жил он по закону Божию, не хуже был первых праведников, от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем».

Василий Осипович Ключевский обращает внимание на особенный исторический взгляд Нестора: «Научная задача историка, как ее теперь понимают, состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь… Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни; предметы его внимания – историческая телеология и житейская мораль. На мировые события он смотрит самоуверенным взглядом мыслителя, для которого механика общежития не составляет загадки: ему ясны силы и пружины, движущие людскую жизнь. … Летописец описывает нашествия поганых на Русскую землю, беды, какие она терпит от них. Зачем попускает Бог неверным торжествовать над христианами? Не думай, что Бог любит первых больше, чем последних: нет, Он попускает поганым торжествовать над нами не потому, что их любит, а потому, что нас милует и хочет сделать достойными Своей милости, чтобы мы, вразумленные несчастиями, покинули путь нечестия. Поганые – это батог, которым Провидение исправляет детей своих. «Бог бо казнит рабы Своя напастьми различными, огнем и водою и ратью и иными различными казньми; хрестьянину бо многими напастьми внити в Царство Небесное»

Преподобный Нестор скончался в 1114 г., вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха, и был положен, по заведенному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних (Антониевых) пещер. Имя Нес­тора прочно связывается с образом умудренного жизненным опытом, пра­ведного и смиренного монаха-летописца. Его колоритная фигура стоит в одном ряду с такими выдающимися подвижниками Киево-Печерского мо­настыря, прославившимися не только праведной жизнью, но и огромным вкладом в становление отечественной культурной традиции, как Антоний, Феодосий, преподобный Алимпий-иконописец, прославленный художник Агапит-лекарь и многие другие.

(Из книги А. Медельцова «Имя в истории». Минск. Колорград. 2020. Дополнительно использованы материалы из православных источников)

 

Александр Мелельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси