7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, на 61-м году жизни скончался первый, после восстановления патриаршества Патриарх Тихон. Не выдержало сердце от бесконечных гонений безбожной власти на Церковь. Местоблюстителем Патриаршего престола был избран митрополит Крутицкий Пётр (Полянский), ставший в 1937 году жертвой сталинских репрессий.
Пётр Фёдорович Полянский родился 28 июня (10 июля) 1862 года в селе Сторожевое Коротоякского уезда Воронежской епархии в семье приходского священника. Окончил Костромское духовное училище, Воронежкую семинарию. В 1887 году Пётр стал вольнослушателем, а после сдачи экзаменов — студентом Московской духовной академии. В студенческие годы он, по воспоминаниям его сокурсника, будущего митрополита Евлогия (Георгиевского), отличался благодушием, покладистостью, доброжелательностью. Есть также и ещё ряд свидетельств о жизни будущего митрополита Петра. Все они поражают, прежде всего, тем, что перед нами вырисовывается личность с весьма жизнерадостным характером. В 1892 году окончил МДА со степенью кандидата богословия, полученной за работу «О пастырских посланиях». Со времён учебы в академии был дружен с будущим патриархом Сергием (Страгородским).
С 1892 года служил помощником инспектора Московской духовной академии, а также безвозмездно преподавал Закон Божий в частном женском училище Сергиева Посада, затем в течение недолгого времени преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище.
В декабре 1896 года был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. Его появление в этой школе значительно отразилось на её духовной атмосфере и, вместе с тем, подняло училище на высокий уровень. Своим жизнерадостным характером Пётр Полянский сплотил преподавательский коллектив в одну семью. «Все одинаково были заинтересованы в прекрасной постановке учебного дела и воспитательного процесса в училище, а в свободное от занятий время все преподаватели весело, дружно и интересно отдыхали». О деятельности Полянского дал блестящий отзыв и ревизор Нечаев, отличавшийся большой строгостью.
В 1897 году удостоен звания магистра богословия за диссертацию: «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».
Исполнял обязанности члена попечительства о народной трезвости, почётного мирового судьи Слонимского округа. В этот период познакомился с Тихоном (Белавиным), будущим патриархом.
При незаурядных качествах нового члена преподавательской корпорации его в декабре 1901 года назначили членом училищного совета, За своё усердие и труды по церковно-школьному делу в 1902 году Пётр Полянский получил архипастырское благословение «с выдачей похвального листа и со внесением в формулярный о службе список». Училищный комитет при Святейшем синоде считал Жировицкое духовное училище примерным как по постановке учебной и воспитательной работы, так и в плане хозяйственной стороны.
В 1906 году переведён служить в Санкт-Петербург на должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем синоде в Санкт-Петербурге; впоследствии стал членом Учебного комитета (сверхштатным, затем постоянно присутствующим), исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений. За время служения в Учебном комитете обследовал состояние духовных семинарий, епархиальных женских училищ в Курской, Новгородской, Вологодской, Костромской, Минской и в ряде других епархий, побывал в Сибире, на Урале, в Закавказье. После каждой такой поездки он составлял подробный отчёт, в котором предлагались уместные меры по улучшению состояния обследованной школы.
В 1916 году удостоен чина действительного статского советника, дававшего потомственное дворянство и соответствовавшего званиям генерал-майора в армии, контр-адмирала во флоте и придворному чину камергера. В том же году за выдающиеся успехи на поприще церковного административно-педагогического служения был награждён орденом Святого Владимира.
В 1918 году, после закрытия Учебного комитета, переехал в Москву, где принял участие в работе Поместного собора, состоя в его секретариате.
Оставшись без работы, устроился в 1918 году главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь». Жил в Москве, в доме своего брата, протоиерея Василия Полянского. С 1919 года был заведующим приютом для, как тогда писали, «дефективных детей».
Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления в условиях репрессий большевиков против Церкви, когда епископство отнюдь не сулило почёт и безбедную жизнь. Предложение принял, сказав при этом своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Решение о постриге Пётр Полянский принял в конце 1919 или даже начале 1920 года. Постриг Петра Полянского в монашество с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского, совершил митрополит Сергий (Страгородский).
После этого епископ Верейский Иларион (Троицкий) рукоположил его в сан иеродиакона. Произошло это не ранее 12/25 мая 1920 года, когда сам Иларион (Троицкий) был хиротонисан во епископа. Затем митрополит Сергий (Страгородский) рукоположил его в сан иеромонаха. Не позднее августа 1920 года иеромонах Петр (Полянский) стал архимандитом и настоятелем московского Златоустовского монастыря.
8 октября 1920 года в Сергиевском храме Троицкого подворья в Москве был хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Тихон.
22 февраля 1921 года был арестован и заключён в Таганскую тюрьму. 12 апреля того же года приговорён к двум месяцам лишения свободы с зачётом предварительного заключения. 12 августа был арестован второй раз. Обстоятельства ареста неизвестны. Сослан в город Великий Устюг Вологодской губернии. Там он вначале жил у знакомого священника, потом в сторожке при городском соборе. В ссылке он имел возможность совершать Божественную литургию в сослужении великоустюжского духовенства. Там он застал кампанию по изъятию церковных ценностей, арест Патриарха, захват церковной власти обновленцами.
В августе 1923 года епископ Петр вернулся в Москву. Возвращение епископа Петра в Москву совпало с арестом архиепископа Илариона (Троицкого), и епископ Петр вместо него стал ближайшим советником и помощником патриарха Тихона.
На совещании епископов, состоявшемся в конце сентября 1923 года в Даниловом монастыре в Москве, высказывался против компромисса с обновленцами.14 октября 1923 года Патриархом Тихоном был назначен членом ВЦУ при Патриархе с возведением в сан архиепископа.
30 ноября 1923 года постановлением Патриарха Тихона и Священного при нём Синода был назначен управляющим Богоявленским монастырём города Москвы.
24 января 1924 года распоряжением Патриарха Тихона назначен архиепископом Крутицким, управляющим Московской епархией.
2 марта 1924 года вместе с ещё двумя членами патриаршего Синода, архиепископами Серафимом (Александровым) и Тихоном (Оболенским), был отмечен возведением в митрополичье достоинство.
7 января 1925 года Патриарх Тихон составил завещательное распоряжение («завещание»), в котором говорилось: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосв. Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосв. Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру Митрополиту Крутицкому».
В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр, как того и хотел Патриарх Тихон, стал его ближайшим помощником в делах управления Церковью. Он постоянно навещал Патриарха в его келье в Донском монастыре, а позже — в больнице Бакуниных на Остоженке, приносил ему на подпись бумаги, докладывал о событиях церковной жизни.
Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел тогда находились в ссылке, местоблюстительские обязанности по кончине Патриарха Тихона немедленно взял на себя митрополит Пётр.
В день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей; ознакомившись с текстом «Завещания», епископы постановили подчиниться воле почившего первосвятителя: обязанности патриаршего местоблюстителя возложены были на митрополита Крутицкого Петра, о чём было составлено заключение. В тот же день митрополит Пётр, как патриарший местоблюститель, обратился к Церкви с посланием, включавшим в себя как текст «Завещания» покойного патриарха, так и заключение о его подлинности.
В качестве местоблюстителя Пётр помогал многим заключённым и сосланным. Получая после службы пожертвованные деньги, обычно сразу отдавал их для пересылки в тюрьмы, лагеря и места ссылки. Он дал благословение приходским причтам жертвовать в пользу заключённых священнослужителей. Часто совершал Божественную литургию в московских приходских и монастырских церквах, в том числе в Свято-Даниловом монастыре.
Решительно выступил против любых договорённостей с обновленцами, которые в 1925 году провели свой 2-й собор, на который пригласили представителей «староцерковников». Обратился к архипастырям, пастырям и всем чадам Церкви с посланием от 28 июля 1925 года, в котором дал весьма пространную и резкую характеристику обновленчеству и, самое главное, отрицал какую бы то ни было возможность компромисса.
В результате абсолютное большинство клириков и паствы митрополита Петра отказались от компромисса с обновленцами. Представители обновленчества обвиняли его в сношениях с церковной и политической эмиграцией (в том числе в признании, совместно с Патриархом Тихоном, великого князя Кирилла Владимировича «прямым и законным наследником престола»), в контрреволюционных настроениях и антиправительственной деятельности.
Пётр отказался пойти на условия карательных органов (ГПУ), в которых те обещали нормализовать юридическое положение Церкви. Условия включали в себя издание послания, призывающего духовенство и верующих к лояльности относительно советской власти, устранение неугодных власти архиереев, осуждение заграничных епископов и контакт в деятельности с правительством в лице представителя ГПУ. Агенты ГПУ предлагали ему пойти на уступки, обещая какие-то блага для Церкви, но митрополит отвечал им: «лжёте; ничего не дадите, а только обещаете».
9 декабря 1925 года по постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП(б) митрополит Пётр был арестован. Предвидя арест, митрополит 5 и 6 декабря составил два распоряжения — «на случай кончины» и на случай «невозможности, по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя».
После ареста митрополита Петра исполнение его обязанностей перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому), усвоившему себе титул «заместителя местоблюстителя». Позднее, не имея достоверной информации о происходивших событиях, делал противоречивые распоряжения о церковном управлении. При этом отказался поддержать инспирированную властями инициативу нескольких епископов о коллегиальном управлении церковью (так называемое «григорианство» григорьевский раскол — по имени его лидера, архиепископа Григория (Яцковского), подтвердил запрещение в священнослужении, наложенное митрополитом Сергием на его активных деятелей.
Во время следствия содержался в тюрьме на Лубянке, а также в Суздальском политизоляторе. 5 ноября 1926 года был приговорён к трём годам ссылки. В декабре этапирован через пересыльные тюрьмы в Тобольск, в феврале 1927 года доставлен в село Абалак, где содержался в контролируемом обновленцами Абалакском монастыре. В начале апреля вновь арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму. Летом 1927 года по постановлению ВЦИК выслан за Полярный круг, на берег Обской губы в посёлок Хэ, где был лишён медицинской помощи. 11 мая 1928 года срок ссылки был продлён на 2 года.
В памяти местных ребятишек митрополит Петр остался жизнерадостным старцем и, несмотря на тяготы и невзгоды ссыльной жизни в Хэ, находил время для общения с местными жителями, отдавая последнее детям, больным и страждущим.
Негативно относился к уступкам большевикам, на которые пошёл митрополит Сергий. В декабре 1929 года направил ему письмо, в котором, в частности, говорилось: «Мне сообщают о тяжёлых обстоятельствах, складывающихся для Церкви в связи с переходом границ доверенной Вам церковной власти. Очень скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью».
17 августа 1930 года вновь арестован. Содержался в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга. Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение.
В ноябре 1930 года против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в том, что, находясь в ссылке, он «вёл среди окружающего населения пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении советской власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать Церковь для постановки борьбы с советской властью». Виновным себя не признал. Находился в одиночном заключении без права передач и свиданий. В 1931 году отклонил предложение чекиста Евгения Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя. После беседы с Тучковым был частично парализован, был болен также цингой и астмой. 23 июля 1931 года Особым совещанием ОГПУ приговорён к пяти годам заключения в лагере, однако был оставлен в тюрьме во внутреннем изоляторе. Верующие при этом пребывали в уверенности, что он продолжает жить в заполярной ссылке. Тяжело страдал от болезней, просил отправить его в лагеря: «Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне ещё ни разу не приходилось быть на прогулке днём; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его. … Болезни всё сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле. Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены».
В июле 1933 года ему были запрещены прогулки в общем дворе (даже ночью) — они были заменены на прогулки в маленьком сыром дворике, где воздух был наполнен испарениями отхожих мест. Несмотря на это, продолжал отказываться от сложения своих полномочий.
Между февралём 1934 и июлем 1936 года митрополит Пётр был переведён из внутреннего изолятора ПП ОГПУ по Уралу в Свердловске в Верхнеуральский политизолятор. В июле 1936 года его заключение было в очередной раз продлено на 3 года.
В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя, якобы последовавшей 29 сентября, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. По митрополиту Петру была отслужена панихида.
В августе 1937 года Патриаршего местоблюстителя застиг «Большой террор», начальство Верхнеуральского политизолятора приступило к ускоренной фабрикации расстрельных дел. Помощник начальника тюрьмы подал рапорт временно исполняющему должность начальника тюрьмы, в котором сообщалось «о настроении заключённого № 114»: «Он… рассказал мне, что он до сего дня считает себя местоблюстителем патриаршего престола, что он за это-то и сидит, так как категорически отказался от предложения ОГПУ снять с себя этот сан в пользу «разных проходимцев, отлученных мною же от церкви» — так сформулировал он причины своего отказа. Дальше он, стараясь всемерно удержаться от злобных выпадов, которые у заключенного — видно было — так и рвались наружу, заявил, что «в таких условиях гонения на церковь и её деятельность вопреки государственной конституции» он снял бы с себя обязанности местоблюстителя престола, но, будучи связан данною на всероссийском соборе клятвою — этого сделать не может. При этом заключенный выразил мысль, что Советская власть несправедлива, содержа его «невинного в заточении, добиваясь смерти», так как из этого ничего не получится, ибо при его жизни уже назначено 3 заместителя в завещании, а каждый заместитель, в свою очередь, назначил 3-х заместителей и таким образом заместителей «хватит на 1000 лет», как он выразился. Это, мне кажется, было сказано исключительно в том смысле, что данная им зарядка церковникам обеспечивает активную борьбу с Советской властью и контрреволюционную деятельность их на бесконечно долгий срок.
Временный исполняющий должность начальника тюрьмы, в свою очередь, приписал: «Аналогичные рассуждения и его отношение к существующему строю он мне также высказывал неоднократно на обходах».
2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября был расстрелян, по разным версиям, в тюрьме УНКВД Магнитогорска или на станции Куйбас Южно-Уральской железной дороги (в пригороде Магнитогорска). Место погребения остаётся неизвестным, вероятнее всего, в районе станции Куйбас, где в братских могилах были захоронены расстрелянные в УНКВД Магнитогорска.
На Архиерейском соборе, состоявшемся в феврале 1997 года, было вынесено определение о причислении Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) к лику святых. Дни памяти 10 октября— день мученической кончины (1937 г.); Собор новомучеников и исповедников Российских — 7 февраля, если это воскресный день, а если нет — то в ближайшее воскресенье к 7 февраля.
Церковь во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого (Архиерейское подворье) на Московском тракте в Екатеринбурге освящена в 1999 году
В 2003 году в городе Магнитогорске Челябинской области, на аллее Свято-Вознесенского собора в память митрополита Петра был воздвигнут крест. В 2013 году именем священномученика Петра, митрополита Крутицкого был назван епархиальный духовно-просветительский центр при соборе.
Именем митрополита Петра названа основанная в 1993 г. в Москве одна из самых больших православных школ "Православная Свято-Петровская Школа" (бывшая "Традиционная гимназия"), в которой в честь священномученика Петра освящен домовый храм.
(Из подготовленной к изданию книги А. Медельцова «Архиереи Русской Православной Церкви»)
Александр Медельцов.
Историк, член Союза писателей Беларуси