Великий Пост

Изображение
Image

Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.
(Святитель Иоанн Златоуст)

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне.

Период Великого Поста и Пасхи является самым назидательным, поучительным и трогательным временем, Эти дни начинаются с Прощенного Воскресения, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига.

Великий Пост это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из большего уделения времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста стараются исповедоваться и причащаться.

Великий Пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:

  1. Четыредесятница, 40 дней
  2. Лазарева Суббота, 1 день
  3. Вход Господень в Иерусалим, 1 день
  4. Страстная Неделя, 6 дней

Четыредестница напоминает нам о 40 днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди.

Страстная седмица (неделя) это последняя неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Все дни Страстной Седмицы называется Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается чин Торжества Православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Святых Икон.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной, после Великого славословия, выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту поются такие слова: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу (лестницу), как порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое Стояние Св. Марии Египетской. Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем. На утренник в этот день читается житие Св. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского полностью. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается великий акафист Богородице.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и показывает на ней пример милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста - великий двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. Этот иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи или Цветоносною освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений.

В Православной Церкви в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Итак, к правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом.

По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям позволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим - рыбу.

Первые четыре дня Великого Поста, а также вся Страстная Седмица, очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу - от пищи воздерживаются.

В православных молитвах говорится: поститесь постом приятным. Это нам говорит, что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет приятна, духовно приятна. Нужно знать наши силы и не поститься слишком много или слишком мало. В первом случае мы можем пасть в разочарование или уныние, а в другом случае мы не достигнем нужного духовного и телесного напряжения, то есть подвига. Если мы начнем исполнять правила, которые нам не по силам, то мы можем этим принести много вреда и своему телу и своей душе.

Сам Господь напутствовал нас :

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Мф. 6:14-18

А. Соколовский