Народные традиции в православных праздниках. 3.Сретение Господне

Праздник Сретение Господа Нашего Иисуса Христа Православная Церковь отмечает 15 февраля. Этот день наполнен радостью и скорбью, памятью о прошлом и мыслями о будущем. У этого праздника особый смысл, знать который должен каждый верующий человек.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285–247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Чтобы понять смысл праздника, необходимо знать его историю. В православном календаре все праздники идут друг за другом в хронологическом порядке событий из Библии. После того, как младенец Иисус был рожден Девой Марией, необходимо было посвятить его в веру древних евреев, исполнить великое пророчество о том, что мир придет спасти Мессия, Сын Божий.

В Священном Писании говорится: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложе сна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 22-24)

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...»

Уже со времен глубокой древности христиане празднуют этот праздник на сороковой день после Рождества Христова. В III веке святой Мефодий, епископ Патарский, в особом «Слове» прославил это событие. В IV веке святители Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский посвящают проповеди этому священному дню. К V веку относится «Слово на Сретение Господне», которое в течение длительного времени приписывалось святителю Иоанну Златоусту; оно представляет собой прекрасный памятник духовного красноречия: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, — восклицает проповедник, — по глаголу твоему, с миром, потому что явился Имеющий принести миру мир; пришел Миротворец, соединяющий Небо с землею, и явился Делающий землю небом через посредство Евангельского учения».

Этот день начал новый отсчет времени, но не перечеркнув всё, что было ранее, а выделив это. Данный праздник можно считать не только веселым праздником младенца Иисуса Христа, но грустным праздником Девы Марии, нашей Заступницы, которой Симеон Богоприимец открыл грядущее. Она узнала, что потеряет сына, ибо Он отдаст свою жизнь за всех людей, живших ранее, ныне живущих и за тех, кому только предстоит родиться.

Как и многие православные праздники, Сретение имеет глубокие языческие корни, а церковным праздником этот день стал только после прихода христианства. В дохристианском мире люди просили в этот день богов послать богатый урожай и хорошую погоду. В древней ведической вере славян день Сретение служит границею между зимой и весною, поэтому сам праздник в народе называют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Существует примета, что в этот день желания непре­менно сбываются.

Вот что писал известный русский писатель и этнограф XIX века А.А. Коринфский: «Сретенские морозы зачастую еще дают деревенскому люду довольно ощутимо почувствовать, что зима не хочет сдаваться весне. Но недаром слывет Сретение (2/15 февраля) у посельщины-деревенщины за последнюю встречу зимы с весною — в их вековечной неравной борьбе. В этот день, по народной примете, зима дает отчаянный бой выезжающей на солнечную стезю молодой весне: после Сретения бежит старая наутек, торопится, избегая встретиться даже со взглядом светлых пламенных очей своей забирающей все большую и большую силу соперницы, чует она, лиходейка, что теперь не на ее заваленную начинающими оседать снеговыми сугробами улицу праздник идет.»

Старые, сведущие в приметах люди уверяют, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и зима еще не скоро «зачнет плакать», и что весна зацветет на Руси позднее обыкновенного. Но большинство примет о погоде связано с самым Сретениевым днем. В «Народном дневнике» Сахарова говорится, например, что в некоторых русских губерниях после сретенских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме. Оттепель, случающаяся на Сретениев день, служит, по местному поверью, предвестницею и гнилой весны.[ Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа" В кн. «Православные праздники». М. изд. «Синтагма». 2010].

По церковному календарю праздник Сретение завершает рождественские праздники, которые прославляют рождение Иисуса Христа. 15 февраля верующие освящают в церкви свечи, которые затем приносят в дом как символ света и очищения. Также в этот день освящают воду, и считается, что она имеет свойство исцелять от разных болезней.

По народному поверию вода, освященная на Сретение, обладает особой силой. Можно провести обряд с водой для удачи и благополучия. Сделать это необходимо до полудня, желательно на голодный желудок. Сначала в стеклянный граненый стакан налить чудодейственную воду. Поставить стакан на стол, покрытый светлой (лучше льняной) скатертью. По правую и левую сторону от стакана зажечь две освященные свечи. Трижды прочитать «Отче наш», затем взять стакан в руки и сделать три небольших глотка. После этого поставить стакан, наклониться над водой и три раза произнести шепотом такие слова:

«Как льется водица, так дуют ветра, разольется неудача, развеется беда, омоется раба Божья... (имя) росою утренней, овеется ветром свежим. Станет раба Божья... (имя) удачливой, понятливой, все стечется, все свяжется, все заслоны и запруды разойдутся, как их и не было! Словам замок, а ключ пропал».

Свечи должны догореть полностью. А воду следует выпить за 3 дня, разделив ее на три части.

По одной из традиций также на Сретение крестят детей. Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине. На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны.

Верующие стараются соблюдать традиции праздника. 15 февраля принято посещать храм;в этот праздник люди также молятся дома, если не могут посетить церковь;В конце Литургии освящаются свечи, которые обычно забирают домой. Люди должны делать только добро, помогая нуждающимся, проявляют заботу о своих родных.Перед праздником принято убираться дома, а в сам праздник будничные дела запрещены. В этот день принято дарить друг другу иконы Божьей Матери.

Но есть в этом празднике и народные традиции запретов. Верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. 15 февраля — отличный день для избавления от вредных привычек, и каждый, кто искренне попросит небеса о помощи, получит поддержку и покровительство.

В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию.

В день Сретения нельзя убираться. Это время посвящают молитвам, не отвлекаясь на мирские дела. Уборку верующие проводят заранее, чтобы встретить великий день с чистыми помыслами и в чистом помещении. Безусловно, церковь не запрещает убираться, если в этом есть острая необходимость, однако в день празднования не стоит забывать о духовном развитии и пропускать время молитв. Исключить стоит и иную работу, связанную с тяжелым трудом: ремонт, переезд, перестановка мебели, строительство.

На Сретение верующие постятся, но не строго, а лишь исключают из рациона мясные продукты. Воздержание и усмирение плоти также ведет к духовному росту и помогает укреплять силу воли.

Воспрещается гадать и ворожить, проводить обряды и даже косвенно участвовать в них.Не стоит в день праздника активно веселиться, забывая о молитвах, направленных на спасение душ. Это касается не только посещения увеселительных мероприятий, но и длительного просмотра телевизионных передач, а также компьютерных игр.

Таковы некоторые народные традиции, относящиеся к празднику Сретения Господа Нашего Иисуса Христа.

Александр Медельцов

историк, член Союза писателей Беларуси