В день Святого Благовещения
Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской —
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
А. С. Пушкин.
7 апреля каждый год все православные христиане ожидают одного из двунадесятых праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы Этот праздник пришел на наши земли с принятием христианства. Согласно Священному Писанию в этот день Архангел Гавриил поведал Деве Марии про её непорочное зачатие и про то, что она должна родить Сына Всевышнего — Иисуса Христа.
Этот праздник считался днем полнейшего покоя и совершенной свободы. В прежние времена многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и, рассевшись на соломе все, и стар и млад, вели беседу о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай.
Празднику приличествует сосредоточенное, молчаливое раздумье, а не разгульное пиршество. Во многих местах около этого времени «закликали весну»: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки, выпекали из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов); девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращенные к птицам.
Это день благословения на всякое доброе дело — особенно на земледельческий труд. В этот день. Согласно деревенской молве, даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу. Великим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Говорили: на Благовещение птица гнездо не вьет, девица косы не плетет.
Благовещенский день всегда радовал земледельца. К этому времени снег уже весь растаял, а земля успела немного прогреться и пропитаться живительной влагой. Этот день в своём календаре крестьяне обводили красным цветом — как своеобразную границу или стартовую черту в весенних земляных работах. С этого дня уже вовсю звали весну. Девушки и парни пели свои очередные песенки. Дни были тёплые. К этому времени в лесах уже распускались подснежники. Много-много белых точечек среди прошлогодней листвы.
Значение этого праздника в христианской религии огромное. Об этом говорит тот факт, что, несмотря на Великий пост, в этот день православные позволяют себе больше, чем обычно. Также о благоговении перед этим праздником говорит и то, что в этот день необходимо освободиться от работы и провести его тихо и спокойно, радуясь о Христе.
С днем Благовещения Пресвятой Богородицы, празднуемым связано немало любопытных поверий и обычаев, уходящих корнями в седую глубь былых веков.
Накануне в прежние времена в деревнях что сжигали старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривали дымом зимнюю одежду, а местами — и весь домашний скарб свой, думая этим отогнать всякую нечисть, порожденную темными силами зимы.
«Переступает через порог времен 25 марта (7 апреля)—день, встречающий своей зорькой-зоряницею Весну-Красну; а народ честной уже готов приветить его честь-честью, по праздничному; в чистоте зсякой, по стародавнему обиходу древнерусскому — писал известный российский этнограф А А. Конинфский.
„На Благовещенье и ворон гнезда не завивает!“ — гласит седая старина. А уж если ворон-птица чтит-празднует этот день, то человеку подобает и подавно! Исстари заведено на Руси ничего не работать в этот весенний праздник, да не только не работать, а и с огнем не засиживаться. „Кто не чтит Благовещения, с огнем за работой сидит, — убьет у того в это лето молнией близкого-родного!“ — говорят на сельской Руси. „Завьет на Благовещение гнездо птица — ослабнут у нее крылья: ни летать, ни порхать ей, век свой ходить по земле. То и человек: не будет ему, безбожному, ни в чем спорины, что и птице — без крыльев!“ (А.А. Коринфский . Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа». Цит по книге «Православные праздники. М. ООО «Синтагма» 2010 с. 263)
В этот день был также обычай печь мирские, из общей муки благовещенские просфоры и нести их для освящения к обедне («вынимать за здравие»). Принеся домой такую просфору, клали ее сначала под божницу, а после — в закром с овсом, оставляя ее там до первого ярового засева. По пришествии дня сева сеятель брал с собой просфору из закрома и носил во время посева привязанной к сеялке. Соблюдением этого обычая крестьянин думал оградить нивы от всякого «полевого гнуса» (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай.
На селе можно было еще долгое время слышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с Небесной высоты. Гавриил Архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой корзины всякое жито пригоршнями, и в то самое время «устами безмолвными, сердцем глаголющим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай (А.А. Коринфский. Там же. с. 264)
Народные поговорки-присловья утверждают, дополняя одна другую, что: «До Благовещения зимним путем либо неделю не доедешь, либо неделю переедешь!», «Каково Благовещение — таково и Светло Христово Воскресение!», «На Благовещение дождь — уродится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!», «На Благовещение солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего: благая весть — будет чего поесть!», и другие.
С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай выпускал на Благовещение птиц из клеток на волю. Он соблюдался повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу, а одновременно как бы приносится безкровная жертва матери-природе.
В городах к этому дню бедные люди нарочно ловили птичек и приносили на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, которые охотно давали купцы и всякий прохожий люд, вспоминающие при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами, вроде: «Дайте выкуп за птичек, — пташки Богу помолятся!». У деревенской детворы есть целый ряд особых «песенок-веснянок», приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
«До вечерней зари тешатся на улице ребята малые — старым старикам на утешение. А все кругом так и дышит желанной близостью весны; благой вестью о ней так и разливается теплый воздух, — словно и он вырвался на волю из леденящих оков зимней гужи» (А.А. Коринфский. Там же. с. 265).
С этим праздником связано много запретов. Из уважения к великому празднику в этот день соблюдался запрет на всякую работу. Отсюда и пошла известная и по сей день поговорка: В Благовещение птица гнезда не вьет, а девка косу не плетёт. Запрет расчесывать волосы объяснялся так: чтобы куры грядки «не расчесывали» и посевы не портили.
Существовал запрет на прядение и ткачество. Новую одежду тоже не надевали, иначе, по поверью, она скоро порвется или испортится. Беременным ничего нельзя в этот день резать, иначе женщина будущему ребеночку руку или ногу отрежет.
Благовещенские запреты часто аргументировались не по принципу «нельзя, потому что», а с помощью быличек и примеров, что произошло или может случится с человеком, нарушившим установленные запреты. Например, существовал рассказ о девушке, которая пряла на Благовещение, за что Господь превратил её в кукушку. О самой же кукушки говорили следующее:
У кукушки нет своего гнезда, потому что она завила его на Благовещение.
За такой поступок птица была строго наказана и теперь у неё нет родного гнездышка, а свои яйца она вынуждена класть в чужие.
Существовала много поучительных историй о наказании тех, кто работал в этот светлый праздник.
Кто на Благовещение прядет, тот со змеёй встретится.
По преданию, всё сделанное в этот день будет плохим, опасным и несчастным. Телят и ягнят, родившихся в Благовещение, обычно не оставляли для вскармливания, а убивали. Снесенное в этот день куриное или гусиное яйцо выбрасывали, объясняя это тем, что есть его грешно, а если птица его высидит, то из него вылупится урод или калека.
Опасность Благовещения и запрет в этот день работать привели к появлению негативного отношения к тому дню, на который этот праздник пришелся. На протяжении всего года этот день считали неблагоприятным для начинания любых хозяйственных работ: сева, пахоты, уборки урожая, строительства дома, выгона на пастбище и случки скота.
Светлый праздник Благовещения приносит радость и умиротворение, дает возможность побыть наедине с мыслями, наметить планы на будущее. Обряды и традиции праздника напоминают нам о вечной вере и надежде на лучшее, поэтому забывать о них не стоит.
Подготовлено по православным источникам и интернет-ресурсов
Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси