Святое Причастие - жизнь и спасение! (часть 1)

Изображение
Image

Посвящается протоирею о. Александру Вербило

Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь
во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6, 56)

Часть 1

Читайте продолжение здесь

Предназначение Литургии

Богослужение — это общение с Богом. Центр богослужебной жизни Церкви — Литургия, таинство Евхаристии — приобщения Тела и Крови Христовых. В этом таинстве Иисус Христос вселяется в каждого причастника и объединяет Собой всех причащающихся, делая христиан единой Церковью, которая есть Его Тело.

Гавриил Север (ум. 1616 г.), митр. Филадельфийский (в М. Азии), архипастырь православной паствы в Венеции (1577-1616) в сочинении о Святых Таинствах говорит, что Божественная Литургия совершается ради трех причин.

Во-первых, во славу и похвалу Бога и Спасителя нашего и в воспоминание Смерти и Воскресения Его, как Сам Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание».

Во-вторых, ради упокоения и освящения душ усопших благочестивых православных христиан.

И в-третьих, ради живых.

Церковь приносит в Литургии благодарение Господу «о всех благодеяниях, на нас бывших, явленных и неявленных», «о всех и за вся». Священнодействующий иерей приносит жертву «о своих грехах и ο людских невежествиях» или, выражаясь словами молитвы святого Амвросия Миланского, он -

«приносит Господу скорби людей,
плененных воздыхания, страдания убогих,
нужды путешествующих, немощных скорби,
старых немощи, рыдания младенцев,
обеты дев, молитвы вдов и сирот умиление....»

Симеон Солунский говорит: «Божественная Литургия — это служба, цель которой — священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении.»

Поэтому Литургия и евхаристическая жизнь не есть и не может быть ограничена подачей записок ο здравии и упокоении. Евхаристическая жизнь не есть простое стояние в церкви и присутствование при совершающемся в храме чинопоследовании, и евхаристическая жизнь — это не слушание церковных песнопений. Мирянин не присутствует, a активно, молитвенно переживает совершающуюся литургическую, голгофскую драму и причащается.

Русский писатель богослов Алексей Хомяков говорит, что «только тот понимает Церковь, кто понимает Литургию».

Святой Иоанн Кронштадтский пишет:

«Литургия является иконой будущего века, иконой Царства Божьего. Во время Литургии, — человек видит не только икону Царства Божьего, но само это Царство нисходит на землю и земная Церковь совершает Евхаристию вместе с бесплотными силами. Здесь необъятный, беспредельный Бог как бы объемлется, нисходя от Своей беспредельности в малое вместилище храма, неосязаемый осязается и вкушается (разумею в тайне причастия). Храм Божий есть земное небо, есть грань, соединяющая небо с землей; здесь человек познает и чувствует, что он есть образ Божий; что он на земле только гость и пришелец, что он, собственно, есть житель небесный, что он есть член Церкви или Богоутвержденного общества спасаемых, что он есть чадо Божье»

Лейтмотивом евхаристического богослужения является благодарственная молитва (eucharistia), обращенная к Богу Отцу, с исповеданием Его совершенств, беспредельного величия Его с Сыном и Святым Духом. Прославляются и дела Его благости, любви и милости к роду человеческому. В центре последования Евхаристии содержится священнодействие Бескровной Жертвы — возношение (anafora) Святых Даров и таинство Освящения их действием благодати Святого Духа (epiclisis).

Совершение Евхаристии заповедано Церкви не только в воспоминание о единожды принесенной Голгофской Жертве. На Святой Трапезе за Литургией руками священника Христос Сам Себя приносит в жертву, претворяя евхаристические дары в Свое Тело и Свою Кровь.

По словам св. Иоанна Златоуста, «Христос и ныне присутствует, украсив трапезу ту и украшая ныне эту. Ибо не человек, но Сам распятый за нас Христос делает предлежащие Дары Телом и Кровью Своею. Стоит священник, исполняя образ, произнося установительные слова, сила же и благодать — Божии».

Причастие — кульминация и цель Литургии

Сама Литургия именуется также и как «Общение» и «Собрание». И эти определения вызывают и побуждают к необходимости к Причащению. Ведь «Общение» и «Собрание» значат, что посредством Причащения Тела и Крови Христовьгх все верные собираются, общаются и соединяются со Христом, и делаются с Ним одно тело и один дух.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». То есть пища, которую Я хочу вам дать, — это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих — это жизненно необходимая часть духовной христианской жизни.

Сама же эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться. Она должна быть постоянной и непрерывной, чтобы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего , то есть чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес. Исходя из этого и требуется, чтобы было постоянным и то, что ее составляет, то есть Божественное Причащение.

Мы называем Евхаристию Таинством Таинств и говорим именно о Евхаристии как о сердцевине жизни Церкви. Самой же Евхаристии нет без Причащения святых Христовых Тайн.

Сам Господь говорит о значении святого причастия для духовной жизни христианина:

«....Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. ... истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. (Ин.6,55-56)»

Первые христиане каждое воскресение, каждый праздник собирались на литургию, и после дьяконского возгласа — «со страхом Божиим и верою приступите!», подходили к Чаше и причащались. Они хорошо понимали, что соприкасаются с глубочайшей тайной и величайшим даром милосердия Божия и старались приступать к Всесвятому и Пречистому Богу в святом Причастии в чистоте и святости сердца и души. Их называли святыми, и они воистину были святыми, они хранили себя от греха, ибо знали, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8,34), что грех отвращает человека от Бога, уводит с пути, ведущего к Нему, бесчестит душу, делает ее неспособной к принятию святого Причастия. Тот из них, кто падал и согрешал, немедленно поднимался, очищал душу исповедью, чтобы не принимать святое причастие в грехе и нечистоте: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней..» (1Кор.11,27)

Один из отцов II века — святой Игнатий Богоносец писал христианам: «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога» Св. Иоанн Дамаскин тоже утверждал, что человек, состоящий из души и тела, нуждается в пище духовной и физической; в пищу духовную Иисус Христос дал нам Свою Плоть и Кровь, которые подаются в Евхаристии под видом хлеба и вина.

Преподобный Ефрем Сирин пишет:

«Будем прилежать, братья, безмолвию, посту, молитве, слезам, церковным собраниям, рукоделию, общению со святыми отцами, послушанию истине, слушанию божественных Писаний, чтобы не иссох наш разум, а более же всего постараемся сделать себя достойными Причащения Божественных и Пречистых Тайн, чтобы наша душа очистилась от рождающихся помыслов неверия и нечистоты и дабы поселившийся в нас Господь избавил нас от лукавого».

Монах Иов Исповедник говорит:

«Если говорить о Святыне Причащения, то праведному и порядочному христианину хорошо, и справедливо, и естественно часто освящаться и прибегать к этой Святыне, и жаждать ее более, чем мы желаем дышать. Поэтому каждый имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день».

Святая Церковь 2-м правилом Антиохийского Собора постановила:

«Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное»

Объясняя это правило канонист Зонара пишет:

«отцы определили, что входящие в церковь, но не пребывающие на молитве и не пребывающие на молитве и не причащающиеся по какому ни будь бесчинию, то есть не по благословной причине, но бесчинно и беспричинно, отвержены от Церкви, то есть, отлучены и остаются вне собрания верных. А уклонением отцы назвали здесь не то, если кто ненавидит Божественное Причащение и по этому не приступает к Приобщению, но то, если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к святому Причастию уклонялись от Него; то были бы подвергнуты не отлучению, а конечному отсечению от Церкви и анафеме».

Таким образом, согласно канонам объясняться должен не тот, кто пожелал причаститься на Литургии, а тот, кто от Причастия уклонился.

Однако и Священное Писание и Священное Предание единодушно свидетельствуют о том, что приобщение Евхаристии требует от православного христианина максимальной ответственности и даже осторожности. Далеко не всегда каждый из нас может безопасно для себя приступить к Евхаристической Чаше. Бывает так, что благодать этого величайшего из Церковных Таинств может даже опалить и обжечь недостойного ее человека — вплоть до нанесения ему серьезного вреда, до угрозы физической смерти. Подтверждение этой истины, которая всякий раз ставит Евхаристического причастника перед важным жизненным выбором, мы находим у святого апостола Павла

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11. 26-30)

О недопустимости недостойного причащения многократно и постоянно свидетельствует и святоотеческая традиция. Так решительно говорит святитель Иоанн Златоуст, «приступающий во грехах (к Евхаристии) хуже бесноватого. Последний не наказывается, потому что он беснуется; а приступающий недостойно предается вечному мучению»

Молитвенное обращение

Участвуя в церковной службе, священнослужитель и прихожане через молитву обращаются к Богу.

На Литургии в молитве верных, взывается: «Даждь им (то есть верным), всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин».

После пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Молитвы, которые произносит священнослужитель, проникнуты благодарностью и славословием Господу.

«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные, победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля Славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Евхаристический канон — кульминация Литургии. Священник читает молитву, во время которой хлеб и вино освящаются и становятся Телом и Кровью Христа: «Еще приносим Тебе это словесное и бескровное служение, и просим Тебя, и молим, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего. А то, что в чаше сей,—драгоценной Кровью Христа Твоего».

В молитве перед Причащением, говорится: «И сподоби державною Твоею рукою преподать нам пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людем». То есть удостой нас, Господи, дать нам Своей крепкой рукой Твое Святое Тело и честную Кровь и посредством нас передай всему Твоему народу.

В молитве следующей за совершением Тайн, просится: «Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов». То есть чтобы послужили эти Святые Дары причащающимся верным для очищения души и прощения грехов.

Продолжение следует...

Александр А. Соколовский