Святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Антоний Печерский

Киево-Печерский монастырь, со временем получив­ший почетный титул лавры, всегда играл особую роль в духовной истории Киевской Руси и всего восточносла­вянского православного мира. Его основатель, препо­добный Антоний, в миру Антипа, родился под Киевом, в древнем городе Любече на Днепре, в 983 г. Последо­вавшее вскоре Крещение Руси и организация при Деся­тинной церкви первой школы способствовало приобще­нию молодых русичей к высотам христианской духов­ной жизни. Антипа с юных лет посвятил себя богоугод­ным подвигам, мечтая об иноческом служении. Однако монашеская жизнь на Руси тогда была еще мало извест­на. Поэтому юноша отправился в Византию, славившу­юся своими монастырями, и поселился на святой горе Афон. Здесь, на узком гористом полуострове, врезав­шемся в Эгейское море, издревле находился прослав­ленный центр православного монашества.

Праведная жизнь и премудрость афонских иноков произвели на молодого Антипу огромное впечатление, и он решил остаться на Святой горе для достижения вы­сот духовного совершенствования и богопознания. Его наставником стал праведный Филофей. В скором времени Антипа принял от него монашество под именем Антония. Это имя было выбрано неслучай­но: этим Филофей выражал надежду на то, что постриженный им славянин станет для Руси тем же, чем Антоний Великий, отец восточного монашест­ва, был для Египта и всего православного мира.

По совету своего наставника, Антоний, которому уже было около трид­цати лет, в 1013 г. возвратился на Русь, чтобы проповедовать монашескую жизнь. Однако, посетив уже существовавшие около Киева монастыри, он ос­тался недоволен их устройством. Эти обители не содержали того высокого чина и устава, с которыми Антоний сроднился в годы пребывания на Афоне.

С началом кровавых усобиц, последовавших за смертью князя Владимира Антоний в 1017 г. возвращается к уединенной и смиренномудрой жиз­ни на Святой горе, но через десять лет снова оказывается в Киеве. К этому времени Ярослав (Мудрый), сын князя Владимира, прочно утвердившись на великок­няжеском престоле, развернул обширную деятельность по храмовому строительству и развитию духовной жизни на Руси.

В Киеве Антоний сближается с Илларионом, пресвитером церкви в кня­жеской загородной резиденции Берестове (на современном Печерске), преи­мущественно жившим в столице при князе Ярославе. Принесший свет афонс­кого благочестия, инок обосновался в оставленной Илларионом пещерке на живописной днепровской круче (сейчас там находятся Дальние, или Феодосиевы, пещеры с храмово-монастырским ансамблем Нижней лавры).

Слава о праведности и мудрости Антония быстро разнеслась по столи­це и околицам, и к нему отовсюду потянулись люди. Некоторые из них, склонные к аскетизму и молитвенному смирению, селились в лесной глуши не­подалеку от его пещерки, слушали наставления и старались жить по его примеру. Вместе с ним проживало 12 учеников. Они начали расширять пе­щерный монастырь, выкопали несколько келий и соорудили под землей, по образцу афонских храмов, небольшую церковь. В те годы с преподобным Антонием встречался и Ярослав Мудрый, чья загородная резиденция Берестово находилась неподалеку. Антоний оказывал на князя и его семью прос­ветляющее духовное влияние.

К концу правления Ярослава Владимировича авторитет Антония на Ру­си был столь высок, что Изяслав Ярославич, унаследовавший после смерти отца в 1054 г. великокняжеский престол, первым делом отправился к этому старцу за благословением. Он же передал собравшимся вокруг Антония мо­нахам всю Берестову гору, где начал разрастаться Печерский монастырь.

В монастыре вместе с Антонием жили известные церковные и общест­венные деятели Киевской Руси, в том числе Никон, бывший митрополит Илларион. Однако отношения с властью у монастыря уже тогда бывали напряженными. Первый конфликт возник из-за пострижения близких к князю Изяславу без его ведома юноши Варлаама и евнуха Ефрема. Киевс­кий властитель угрожал постригшему их Никону и благословившему этот поступок Антонию суровыми карами и закрытием обители.

Антоний с братией не отступали, готовясь уйти в другую страну. Одна­ко супруга Изяслава смирила гнев мужа, поведав ему о том, что ее отец, польский король Болеслав Храбрый, разгневавшийся на своих черноризцев за пострижение без его одобрения Моисея Угрина (венгра по происхожде­нию, уведенного Болеславом в плен из Киева в 1017 г. и нашедшего затем возле Антония покой в Печерском монастыре), изгнал из своей страны мо­нахов, чем прогневал Бога и вскоре скоропостижно скончался, после чего в Польше начались смуты и усобицы. Изяслав отступил и послал на розыски уже покинувшего окрестности Киева Антония с просьбой возвратиться в монастырь. Старца нашли через три дня. Вняв уговорам, он вернулся в ос­нованную им обитель.

В первые годы княжения Изяслава Ярославича к печерским инокам присоединился и молодой, исполненный иноческого благочестия Феодо­сий. Наставничество и пострижение двадцатилетнего юноши, вскоре прос­лавившего Печерский монастырь, Антоний поручил Никону.

Антоний, особенно в преклонном возрасте, предпочитал уединенную аскетическую жизнь. Поэтому в начале 1061 г., когда его ученики возмужали и утвердились в монашеском чине, он поставил над братией Варлаама, а сам пе­решел в пещеру на соседней горе. К нему присоединилось несколько учеников, го­товых принять строжайшую аскезу пещер­ного затворничества. Там, где Антоний вы­копал себе новую пещерку, вскоре возникли Ближние, или Антониевы, пеще­ры, а неподалеку вырос ансамбль Верхней Лавры. Основой его стал заложенный еще при жизни святого старца Успенский со­бор — главный храм Киево-Печерского монастыря.

Церковное предание повествует о провидческих способностях Антония. Так, он предупреждал сыновей Ярослава Мудрого — Изяслава Киевского, Святослава Черни­говского и Всеволода Переяславского о предстоящем поражении от половцев на реке Альте, а бывшему у них на службе Шимону, сыну варяжского князя Африкана, предрек, что он не только избежит смерти в этой битве, уже находясь среди трупов, но и станет первым, кого много лет спустя погребут в каменном храме Пе­черского монастыря (тогда еще не постро­енного). Все произошло именно так.

Антоний дожил до глубокой старости и ушел из жизни в 1073 г. Игуме­ном основанной им обители братия, с благословения Антония, избрала пре­подобного Феодосия. Со смертью Антония связано таинственное, переда­вавшееся из уст в уста предание о чудесном сокрытии его мощей в пещере, где он скончался и куда Бог не позволяет никому проникать.

Эрих Лясота, посол германского императора к запорожским казакам, посетивший Киев в 1594 г., записал со слов водившего его по лаврским пе­щерам монаха такую легенду. С приближением кончины святой созвал бра­тию и попрощался с ней, после чего земля обвалилась и отгородила его от прочих монахов. Те попытались прокопаться к нему, но из земли вышло пламя, а когда они повторили усилия в другом месте, на них обрушилась вода. Тогда монахи поняли, что такова воля Божья. Интересно, что в предисловии к изданному в 1661 г. “ Киево-Печерскому патерику” это чудо от­носят уже не к году смерти святого, а к более позднему времени, когда “москали” якобы намеревались выкрасть его мощи.

Память о преподобном Антонии Печерском свято чтится православной церковью. С него на Руси началась живая, не прерывающаяся до наших дней монашеская традиция, унаследовавшая высокое иноческое благочес­тие афонских старцев

 

Феодосий Печерский.

История Киево-Печерской лавры неот­делима от личности преподобного Феодосия Печерского. Его имя можно поставить вто­рым по значению среди печерских иноков после основателя этой прославленной обите­ли святого Антония. Именно при Феодосии Печерский монастырь стал средоточием не только благочестия и святости, но и высокой образованности Древней Руси, школой, гото­вившей просвещенное высшее духовенство.

Феодосий родился около 1036 г. под Ки­евом, в городе Васильеве (теперешнем Ва­силькове) в боярской семье. Вскоре его отец получил назначение в Курск на должность тиуна (правителя). Здесь прошло детство Фе­одосия. С юных лет он предавался религиоз­ным раздумьям и мечтам о монашеской жиз­ни, много времени проводил в церкви, покупал зерно и сам пек просфору, которую приносил в храм для причастия верующих.

Когда умер отец, ему едва исполнилось 12 лет. Не желая посвящать свою жизнь служебной карьере, как это пред­полагалось общественным положением родителей, он вскоре тайно ушел из дома с паломниками, от которых наслушался рассказов об Иерусалиме и других святых местах Востока. Однако мать, женщина волевая и решитель­ная, разыскала сына и вернула домой. Неудачным оказался и второй его уход из дома. Зато третья попытка увенчалась успехом и ему удалось доб­раться до Киева с купцами.

Обойдя несколько монастырей, Феодосий остался возле Антония и в 1058 г. в основанной им Печерской обители принял монашеский постриг от Никона (Иллариона, принявшего это имя в монашестве). За смиренную жизнь, трудолюбие и высокую духовность Феодосий вскоре был рукополо­жен в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. Мать, не прекращавшая по­иски сына, нашла его в Печерском монастыре. Она умоляла его вернуться к светской жизни, но Феодосий в конце концов уговорил и ее принять мо­нашество.

 В 1062 г. Феодосий, с благословения преподобного Антония, стал игу­меном Печерского монастыря. Возраст, воспитание и характер способство­вали его бурной деятельности по развитию и расширению обители. Вскоре братия насчитывала около ста человек — довольно много не только по древ­нерусским понятиям, но и по меркам Византии. Такое быстрое увеличение количества монахов требовало сооружения новых келий и развития монастырского хозяйства. Нужна была большая, вместительная церковь для бра­тии и многочисленных прихожан.

Поэтому все усилия Феодосий сосредоточил на возведении в Печерском монастыре величественного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Для этого требовались значительные средства (часть которых выделил кня­жеский двор, остальное удалось собрать с благочестивых прихожан и гостей монастыря), материалы, утварь и умелые мастера. Большинство их пригласили из Византии. Успенский собор был заложен Феодосием, с благослове­ния доживавшего свои дни Антония, в 1073 г., а завершен уже после их смерти в 1078 г.

При Феодосии отношения Печерского монастыря с центрами византийс­кой церковно-монашеской жизни заметно усилились. В частности, в период его игуменства в обители приняли Студийский устав, ставший со временем нормой жизни для древнерусских монастырей. Этот устав предполагал совме­стное проживание монахов и требовал высокой образованности братии, при этом предоставляя право праведным старцам на затворничество.

Сам Феодосий вел суровую аскетическую жизнь. Он пользовался высо­ким авторитетом, уважением и любовью как монахов, так и мирян, активно занимался литературной, прежде всего богословско-назидательной и церков­но-публицистической деятельностью. Сохранились 11 его произведений: 2 послания к великому князю Изяславу Ярославичу, 8 “Слов” и “Поучений” монахам и молитва “За всех христиан”. Эти произведения свидетельствуют о том, что Феодосий был в курсе богословских споров, приведших в 1054 г. к разделению до того времени единой церкви на православие и католицизм. В одном из своих “Слов”, написанных около 1069 г., он компетентно отстаи­вает православный канон, возражая против латинских нововведений.

Монашеский труд и литературные занятия Феодосий соединял с высо­кой нравственной позицией в политических вопросах. Он осуждал усобицы между сыновьями Ярослава, вспыхнувшие в 1068 г. и решительно порицал Святослава Ярославича, лишившего в 1073 г. власти старшего брата Изяслава и самолично занявшего великокняжеский престол, сравнивая новоис­печенного князя с Каином.

Разъяренный Святослав намеревался заточить его в тюрьму. Феодосий же, вопреки увещеваниям братии и киевских бояр, продолжал обличать неправедным путем добывшего престол князя. Святослав так и не посмел причинить зло Феодосию. Более того, он первым пошел на примирение, и стремясь задобрить праведного игумена, посетил Печерский монастырь, а затем преподнес богатые пожертвования на сооружение Успенского собора. С этого момента отношения между ними несколько наладились, хотя Фео­досий продолжал уговаривать великого князя примириться со старшим бра­том, которого он поминал в монастырских молитвах первым, а Святослава, к неудовольствию князя, вторым.

 Феодосий покинул мир через год после кончины Антония, в 1074 г., не дожив до 40 лет. Чувствуя приближение смерти, он призвал всю братию и напоследок наставлял каждого из них. Тело почившего братия перенесла в церковь, где и отпела. Весть о случившемся мгновенно облетела Киев и ок­рестности, и вокруг монастыря собралось множество людей. Дождавшись, когда с наступлением ночи народ разойдется, монахи перенесли тело Фео­досия в ту пещеру, где он скончался. В 1091 г. его мощи разыскал препо­добный Нестор. Тогда же они были перенесены в уже освященный Успен­ский собор Печерского монастыря. Нестор в 1080-х гг. составил первое житие Феодосия. В 1108 г. состоялась канонизация святого.

С 1131 г. нетленные мощи Феодосия покоились в серебряной, покры­той позолотой, раке. Поклониться им сходились паломники со всех концов Руси. В тревожные месяцы ожидания Батыева нашествия на Киев печерс­кие монахи спрятали их “под спудом” собора, и точное их местонахожде­ние до сих пор остается неизвестным.

За свою недолгую жизнь преподобному Феодосию удалось превратить Пе­черский монастырь в центр древнерусской духовности. Нравы и обычаи, заве­денные здесь при Антонии и Феодосии, продолженные Никоном, Варлаамом, Нестором и другими выдающимися церковными и культурными деятелями Киевской Руси XI в., послужили могучей школой этой прославленной обители. Деятельность Феодосия заложила прочный фундамент традиции высокой духовности и церковной образованности всего восточнославянского мира.

(из подготовленной к изданию книги А. Медельцова «Знаменитые личности Древней Руси». Использованы исторические и православные источники)

 

Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси