Проскомидия

Изображение
Image

«Проскомидия» — слово греческое и означает «принесение». Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все необходимое для совершения Литургии; поэтому, и хлеб, употребляемый на проскомидии, называется просфорою, что значит «приношение».

Хлеб (просфора) должен быть квасным (поднявшимся), чистым, пшеничным. На Тайной Вечери Иисус Христос взял квасной, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей, как образ двух природ Иисуса Христа — Божественной и человеческой; на верхней части просфоры — печать с изображением креста, а по углам — начальные букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА; что означает: «Иисус Христос побеждает».

Для Таинства используется красное натуральное вино, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивают с водой в воспоминание того, что из проткнутого ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода.

Для проскомидии используются пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Иисус Христос учил народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6:22–58). Для причащения используется одна просфора (Агнец), как сказал апостол: «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу желающих причаститься.

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды.

Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием (обоюдоострый нож, резец, с треугольным лезвием, символизирует копьё римского воина, который проткнул им распятого Иисуса Христа) делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа.

Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии:

«Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его» (Ис. 53:7-8).

Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1:29) и полагается на дискос (греч. diskos, «круглое блюдо» — один из литургических сосудов, представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета).

Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и протыкает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:34); одновременно с этими словами в чашу (или потир — чаша с длинной ножкой и круглым основанием) вливается вино, смешанное с водою.

Из второй просфоры, называемой «богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.

Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в этот день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой — за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило (металлический сосуд на цепочке) с ладаном (душистая смола) и, покадив звездицу (представляет собой две металлические крестообразно соединённые дуги, символизирует Вифлеемскую звезду), ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами (матерчатые платы) и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым «воздухом», кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос символизирует одновременно вифлеемскую пещеру и Голгофу; звездица — вифлеемскую звезду и крест; покровы — пелены рождественские и погребальную плащаницу; потир — ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос; приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а протыкаемый копием Агнец — ранение сделанное одним из воинов на Теле Спасителя.

Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божий, все верующие христиане — живые и умершие, а Главою ее Сам Господь наш Спаситель.

Каждение (кадилом) знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

Записки на литургию лучше подавать заранее, чтобы священник мог не торопясь помолиться и вынуть частицы за живых и умерших родственников.

А. Соколовский
по материалам pravoslavie.ru