Истина веры

Изображение
Image

Определение религиозной веры сформулировано апостолом Павлом: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Апостол Павел утверждал, что вера есть «обличение вещей невидимых», то есть признание сверхчувственной реальности, а иная вера есть лишь доверие к тому, о чем свидетельствуют пять чувств, и недоверие ко всему, что недоступно их восприятию.

Сама вера — это не пассивное доверие к внешнему авторитету, а динамичная сила, которая преображает человека, ставит перед ним цель жизни, дает возможность для осуществления этой цели и становится непременным условием для действия благодати в душе человека. Таким образом, то, что лежит за границей доказуемости, есть область веры: либо веры отрицательной — не религиозной, либо же положительной — религиозной. Вера — это то чего от нас ждёт от нас Христос. Человеческим ответом на благодать как дар Бога может быть лишь благодарность и вера.«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16)

Сама человеческая жизнь подтверждает, что человеческая воля имеет огромное значение в вопросах веры. Воля не только следует за познанием, за вынесенной оценкой разумом предмета познания, но и сама воля влияет на оценку познаваемого предмета. Человеческая воля стремится к счастью, понимаемому как удовлетворение главных, врожденных человеку Богом потребностей. Если человек убеждается, что истинное христианство открывает возможности для удовлетворения этих способностей, то его воля склоняет человека заинтересоваться таким вероучением, затем к положительной оценке его, а затем и к принятию его.

В Православной Церкви есть тексты, за которыми она признает несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение. В первую очередь, естественно, это Священное Писание. Несомненным вероучительным авторитетом обладают и догматические постановления семи Вселенских Соборов и утвержденный на них Никео-Константинопольский Символ веры.

Православное вероучение выражается не только в соборных догматических определениях, символах и исповеданиях веры, но и в литургическом предании, по крайней мере, в той его части, которая запечатлена авторитетом древних отцов и проверена временем. Это касается, в первую очередь, Божественной литургии, а также церковных песнопений и молитвословий богослужебного круга. Можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов.

Авторитетным свидетельством христианской веры Православная Церковь признает и святоотеческое наследие в его целом. Но учитывая многочисленность, разнообразие и неравнозначность написанного отцами, церковное предание никогда не пыталось кодифицировать какой-либо определенный корпус святоотеческих творений. Тем не менее, в православии общепризнанным является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христианское вероучение во всей его целостности и полноте. Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами «Последуя святым отцам», выражая тем свое убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия.

Вера—это способность, которая может «увидеть» реальность, стоящую за чудом. Чудо — это знак, знамение, символ реальности, которую возвещает, устанавливает Иисус. Но её можно увидеть только очами веры. Вера — это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Очень многие верят в Бога, но эта вера еще не приближает их к Богу, надо еще верить Богу. Для этого нужны постоянные волевые усилия, беспрерывная борьба с собой, со своим эгоизмом, с нашей падшей природой.

Вера является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем.

Бог призывает нас подчинить нашу волю Его святой направленной на наше благо воле, то есть стараться жить по Божьим заповедям. Истинная христианская вера не требует демонстрации словами, молитвой или постом, она сама проявляется в любви, великодушии и терпении. Без свободы не может быть веры и верить можно только в том случае, если остается свобода сомневаться.

Православие не рассматривает критерий «согласия отцов» как выражение консерватизма. Святые отцы — не просто хранители древних традиций, но причастники Святого Духа. Поэтому значение имеет не простое повторение сказанного отцами древности, а именно боговдохновенность того или иного изречения .

Преп. Варсонуфий Великий различает в святоотеческом наследии, с одной стороны, то, что отцы могли по ошибке заимствовать у других, не исследовав их слов и не вопросив Бога о том, «Духом ли Святым внушено было то», и, с другой стороны, собственно боговдохновенное учение, о котором сами святые отцы засвидетельствовали как о божественном внушении.

Вера апостолов была сильна по трем причинам: первая — они были вместе с Христом до распятия и после воскресения; вторая — Христос поручил им выполнить Его миссию на земле; третья — Он послал им Святого Духа, который дал им силы творить великие чудеса.

Вера, по естественному своему свойству, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума и не может быть принято обычным суждением. Она есть согласие нашего ума на принятие истин, сообщаемых нам от Бога и заключенных в Священном Писании. Вера христиан основана не на идеях, а на событиях. Сам Символ веры есть историческое свидетельство о тех спасительных, искупительных событиях, в которых вера видит великие деяния Божьи.

Христианская вера это не система учений, а образ восстановления благодати падшего человека, поэтому если не все веруют, то это не умаляет значение веры, надо присмотреться к тем, кто верует и что им дается через веру. Это единственная вера любви, ни одна другая религия или идеология не придают такого значения смыслу жизни человека, как это открыл Христос.

Вера это готовность человеческого духа слушать Бога, открываться Ему, то есть это стремление души навстречу Богу, это такое внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли, путем необъяснимой уверенности.

Вера есть акт свободы духа, вне свободы нет веры, именно этим вера отличается от знания, хотя знание также предполагает веру. Живая вера это дорога в мир духовный, в мир Божий, она не может пребывать в том, кто пригвожден к миру обывательскому, где господствует плоть и грех.

Вера это дверь к Богу и нет другой двери к Нему. Эта дверь постоянно открывается перед тем, кто очищает себя непрестанным покаянием, поэтому она широко раскрыта для чистого сердца, но закрыта для всякого совершающего грех.

Александр А. Соколовский