Слово «патриарх» происходит от двух греческих корней со значениями «отец» и «начало».
Патриархи (греч. πατριάρκης — родоначальник, праотец) — так называются в Священном Писании (например Деян. 7, 8, 9; Евр. 7, 4) благочестивые родоначальники народа Божия , жившие до закона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истинной религии и связанного с ней обетования о Спасителе.
Древние патриархи
Первые десять патриархов (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной), как жившие до потопа, называются допотопными патриархами; все они наделены были необычайной долговечностью и служили живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования.
Из патриархов, живших после потопа, и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам — отец и родоначальник нового поколения верующих, его сын Исаак, внук Иаков и правнук Иосиф.
Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова и был простым кочевником. Он жил по законам своего времени. У него были жена и наложница, рабы и скот. Это был обычный человек, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека.
Бог, избирая Авраама, желает восстановить утраченную религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений. Бог вновь подтверждает Свое присутствие в человеческой истории. Бог обращается к Аврааму с призывом и обещанием: «Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12. 1–2). И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.
Он оставляет свой дом и вместе с семьёй, скотом и имуществом отправляется через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь. Он следует в Ханаан (нынешняя Палестина), не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. В ответ на эту веру, на это доверительное сыновнее послушание, Господь дает ему великое обетование.
Он заключает с Авраамом «Завет» — первый «Союз человека с Богом», получивший наименование «Ветхого, или древнего, завета». Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам абсолютно верит Богу.
Господь же испытывает веру Авраама, причём весьма жестко. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие. Наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. И вот когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему (Богу) в жертву своего сына.
Все свои жизненные чаяния и надежды Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и сам Завет — Союз Бога с человеком — основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, как будто забыв о Завете с Авраамом, говорит: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение...» (Быт. 22. 2)
Авраам, отвечая на призыв Бога, берет своего сына и поднимается на осле на высокую гору. Там складывает жертвенник, готовит дрова для сожжения, разводит огонь и, связав сына, возводит его на жертвенник. И вот, когда Авраам заносит над головой своего сына нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку.
И вот таким образом , Авраам и подтвердил всеми своими действиями верность Богу — вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог, в награду за глубочайшую верность, благословляет Авраама потомством, на котором проявилось особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.
Подвиг Авраама заключается в том, что его вера Богу оказалась сильнее всего остального, всего нашего, человеческого: любви, сознания, долга, разумности. Пример, Авраама для нас христиан свидетельствует, что если человек готов отдать Богу все — то и Бог не замедлит отдать Свою жизнь на Кресте ради спасения человека.
О сыне Авраама — Исааке — Библия рассказывает довольно мало. Но все его наследники убеждены, что он сумел сберечь и передать другим однажды принятый огонь веры.
Но вот сын Исаака по имени Иаков описан в Библии очень подробно.
История Иакова (Быт. 25, 27-50). начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Иаков родился вместе с братом-близнецом по имени Исав и считался младшим сыном в семье, а значит, отцовское благословение должно было принадлежать его старшему брату. Но Иаков сначала заключил с братом сделку, купив у него первородство за миску чечевичной похлебки, а потом обманул слепого отца, выдав себя за брата.
Иаков, каким его рисует библейское предание, в нравственном отношении стоит ниже Авраама. Но Иаков энергичен, настойчив, упорен в достижении поставленных целей. Эти черты характера использованы Промыслом для того, чтобы Иаков и его род выжили и утвердились в земле обетованной. Библия показывает, что даже такой страстный человек, который не всегда поступал честно, может исполнить Божию волю. Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харран (Северная Месопотамия ) и имел там две жены, женившись на дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили, что в те времена считалось вполне нормальным..
От них и их служанок Зелфы и Валлы имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину.
Иаков во всех своих странствиях стремился сберечь и приумножить то, что унаследовал от отца и деда, чтобы его род действительно стал Божьим народом.
Однажды, Иаков услышал во сне голос Божий, подтверждавший обетование:
«Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся) землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и семени твоем все племена земные» (Быт.28,13-14).
На границе обетованной земли, у реки Иавок, происходит загадочное событие: Некто таинственный преграждает Иакову путь, и он вступает с Ним в борьбу. Борьба эта символизирует как бы новое обретение прав на св. землю. Дар Божий дается только тому, кто прилагает усилия (ср. Мф 11:12).
С этой борьбой Писание связывает второе имя Иакова — Израиль, которое означает одновременно: «Да владычествует Бог» и «Боровшийся с Богом».
В результате Иаков получил благословение с напутствием: «...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.32:27,28). Новое имя — Израиль — стало именем для целого народа. Двенадцать сыновей Иакова унаследовали отеческое благословение и от них произошли двенадцать колен, иначе говоря, племен этого народа.
Сын патриарха Иакова от Рахили Иосиф (евр. «приумножение, прибыль») был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его, но, случайно проходивший караван путешественников, решил его судьбу иначе: он был продан им за 20 серебренников и перепродан далее в Египте. После тяжелейших испытаний, достиг Иосиф высокого положения в богатейшей стране древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью.
Впоследствии, когда братья Иосифа прибыли в Египет за хлебом, он открылся им и переселил весь свой род, с престарелым отцом во главе, в Египет, где фараон отвел им для поселения округ Гесем. В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью.
Отличительной особенностью всей патриархальной эпохи является близкое и непосредственное общение патриархов с Богом и управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще не выразившихся в формальном законодательстве.
Патриархальный уклад
В жизни патриархов усматривается как бы прообразование будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания, понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения для всего человечества — в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и воскресение — в жертвоприношении Исаака.
Странническая жизнь патриархов не позволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или какими-либо особыми знаками небесного благоволения. .
В среде патриархов все обетования передавались по праву первородства, получаемому через особое благословение; охранялась святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт. 34, 7, 13, 31; Быт 38, 24; Быт. 26, 34, 35; Быт. 27, 46). Почтительное повиновение родителям считалось главнейшей добродетелью.
Семейная жизнь отличалась первобытной простотой; брак заключался с благословения и указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр. женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству. В мирских делах господствовала патриархальная форма правления. Власть сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха, Он распоряжался судьбой своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти (Быт. 38, 24) и в случае внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам), за которым признавалось право войны и мира.
Все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода.
Но самое главное, что именно патриархи в те языческие времена приняли веру в Единого Бога и передали ее своим потомкам, а через них — всем нам. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.
Патриархи в христианстве
Христианская Церковь также именует себя Новым Израилем, считая и своих чад духовными потомками Авраама, Исаака и Иакова.
Христианство как религия рождалось в городах. И каждый город имел своего епископа. Потом появились центры, которые объединили большие территории. Так и возник патриархат. Уже в первые века христианства слово «патриарх» стало употребляться и в другом значении — так называли епископов самых крупных городов, которым подчинялись епископы окрестных областей.
Впоследствии образуются христианские центры: Иерусалим, Александрия, Антиохия, Рим. В них наиболее интенсивно протекает христианская жизнь даже в период гонений на христиан. Когда же христианская религия легализуется, образуется сильный центр в Константинополе, который иногда называют вторым Римом. В этом городе появляется Патриарх Константинопольский.
Титул Патриарха распространяется с V века, его получают епископы, главенствующие над митрополитами епархий. Термин используется в документах Халкидонского Собора (451 год).
В IX веке в Византии сложилось учение о пентархии: В Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о пентархии проникли и в русскую Кормчую (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.
Следует, особо заметить, что в православии всегда признавалось безусловное верховенство соборов. Именно соборы принимали догматы православного учения, канонические нормы; соборы избирали и низлагали патриархов, вершили суд над иерархами. Патриарх считался исполнителем соборной воли.
После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.
Патриаршество в России
В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова (1598 — 1605 гг.), стремившегося утвердить первенство русского православия в мировом православии. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Смена названия означала, что Русская Церковь больше не зависела от Константинополя и стала уже самостоятельной.
Первым Патриархом был Иов (умер в 1607 г.). Патриаршество в России прекратилось в 1700 г., после того, как царь Петр I отменил его после смерти патриарха Андриана. Тем самым царь полностью подчинил церковь своей власти. В 1721 — 1917 гг. управление церковью осуществлялось Святейшим правительствующим Синодом во главе с обер-прокурором. Патриаршая форма правления восстановлена в Русской Православной церкви в ноябре 1917 г.
Жертвенность и ответственность
Сегодня Патриархи стоят и во главе некоторых других поместных православных Церквей: грузинской, сербской, болгарской и румынской. Встречается это название и в титулах церковных иерархов других традиций — например, глава Армянской церкви называется Католикосом и Патриархом.
Сочетание двух смыслов слова «патриарх», конечно, не случайно. Оно подчеркивает, что высший церковный сан — это не просто высокая должность, но, прежде всего, жертвенное и ответственное служение, образцы которого мы видим в истории ветхозаветных патриархов.
Рекомендуемые источники:
- Ф.Брокгауз, И.Ефрон Энциклопедический словарь М. ЭКСМО 2006 с.457
- Энрико Гальбиати, Алессандро Пьяцца Трудные страницы Библии. Ветхий Завет
- гл. История патриархов: «Христианская Россия» Милан — Москва 1985
- Патриархи Русской Православной Церкви. Правмир
- Православие. Том 1: Патриарх
Александр А. Соколовски