Еще С.Н. Булгаков писал, что Библия – не только «вечный Символ», раскрывающийся вере, но и «просто книга, доступная научному изучению». Для специалистов же она – важный источник сведений о политической истории и культуре народов Ближнего Востока во II—I тысячелетиях до нашей эры.
«Библейские тексты являются историческим документом» – таково общее мнение археологов, ведущих раскопки в Иерусалиме и Иерихоне, Асоре и Мегиддо, Самарии, Гезере, Сихеме и многих других городах. Целый ряд вопросов интересен исследователям, изучающим древности Святой земли: начало «неолитической революции»; жизнь в Палестине в эпоху медного и раннего бронзового века; переселения кочевых народов в начале II тысячелетия и последующий расцвет ханаанейских городов; события 1200—1000 годов до нашей эры, совпадающие с движением «народов моря»; наконец, эпоха единого Израильского царства. Это – наиболее мифологизированная часть Библии; тем интереснее знать ее историческую подоплеку.
В начале III тысячелетия до нашей эры в Палестине и Сирии появляются города: Мегиддо, Беф-Шан, Рас-Шамра, Тирза… Начинается «городская революция», являющая, по словам протоиерея А.В. Меня, «рубеж исторического и доисторического миров». В каждом городе непременно есть храм. В Палестине, как и в Шумере, храм был также экономическим и властным центром. Наряду с крупными городами возникают и многочисленные сельские поселения. Однако выгодное положение Палестины – на перекрестье торговых путей – издавна привлекало захватчиков. Это обусловило ход ее истории: краткие периоды мира перемежались все новыми потрясениями.
В 2300—2000 годах до нашей эры Западная Палестина переживает «кризис городов». Все они покинуты и опустошены. Назывались разные причины: походы фараонов, вторжения амореев, а также резкое изменение климата – оно подорвало основы хозяйства. Возможно, полагает российский историк Н.Я. Мерперт, ответ даст библейская традиция. В Книге Бытия (14, 1—12) рассказано о войне «четырех царей против пяти». В ней сражались цари Содома, Гоморры, Елама… Быть может, руины городов Нумейра и Баб-эд-Дра, открытые недавно на побережье Мертвого моря, остались именно от той эпохи?
Лишь новое вторжение – теперь семитоязычных ханаанеев – возродило городскую культуру. Они поселились на плодородных землях, а по соседству с ними многие века жили кочевые и полукочевые племена скотоводов-амореев: «Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана» (Чис. 13, 30). Города хорошо спланированы, обнесены мощными стенами и украшены огромными дворцами. Они напоминают сирийскую Эблу, месопотамский Мари, египетский Аварис.
К этой эпохе относятся библейские рассказы об Аврааме, Иакове, Иосифе. Уже давно их связывают с постепенным переселением в Египет жителей Ближнего Востока, которых в стране фараонов именовали гиксосами. После 1650 года до нашей эры они стали править Египтом, который к тому времени был ослаблен смутами. Возможно, это событие отразилось в предании об Иосифе, который стал «владычествовать над всею землею Египетскою» (Быт. 45, 26), а также в рассказе о переселении его отца, Иакова, и его братьев «со всем, что у них» (Быт. 47, 1) в землю Гесем – плодородную землю в дельте Нила близ города Аварис, столицы гиксосов.
После 1530 года до нашей эры Яхмос, правитель Фив, изгнал гиксосов из Египта и основал Новое царство. Власть фараонов распространилась и на Палестину. Во всех городах, от Газы до Беф-Шана, пребывали египетские наместники, надзирая за местными царьками. Земля ханаанеев превратилась в страну, «где течет молоко и мед» (Исх. 3, 8). Палестина была богата, тому порукой – пышное убранство местных дворцов. Ее жители торговали с отдаленными странами: Микенами, Критом и Кипром, привозя оттуда красивую керамику.
Около 1200 года побережья Ближнего Востока, Малой Азии и Египта подверглись нападению «народов моря». В Палестине наступило безвластие. С моря сюда вторгаются филистимляне, с севера и востока – израильские племена. Переселение евреев было длительным событием и не напоминало военный поход, описанный в Книге Иисуса Навина. Поначалу пришельцы расселялись в пустынных нагорьях. Они вели полукочевой образ жизни, спускаясь в конце лета в плодородные долины, где пасли свой скот на сжатых полях. Появлялись они и в городах, приходили на торжища, постепенно усваивая язык и культуру ханаанеев, перенимая навыки строительства, металлургии и изготовления керамики. В последние десятилетия археологами были открыты сотни небольших поселков в Галилее, Негеве, Заиорданье, близ Мертвого моря, относящихся к той эпохе.
Поначалу между местными жителями и переселенцами вряд ли возникали столкновения. Сражаться с колесницами ханаанеев кочевники не могли. Они мирно занимали земли, вовсе не стремясь. Лишь со временем, твердо обосновавшись в отдельных районах Палестины, израильтяне начали нападать на расположенные рядом города. Завоевание Палестины длилось свыше двух столетий. Иерусалим пал около 1000 года до нашей эры. Еще Книга Иисуса Навина признавала, что «Иевусеев, жителей Иерусалима» не могли изгнать израильтяне, «и потому Иевусеи живут… в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав. 15, 63). Это – «город иноплеменников» (Суд. 19, 12).
История X века до нашей эры – это история единого Израильского царства. Она подробно описана в Библии, хотя, как отмечает израильский археолог Э. Мазар, «именно для эпохи трех царей – Саула, Давида и Соломона – археологические свидетельства весьма скудны». Без Библии мы ничего не знали бы об этих царях. От эпохи Саула известен лишь один памятник: угол крепости в 7 километрах к северу от Иерусалима. Предположительно это – Гива Саулова (1 Цар. 11, 4). Завоевания Давида подтверждают лишь некоторые находки в Иерусалиме, а также скромные поселки, возникшие на руинах разрушенных городов.
Главные же постройки Соломона известны только по библейским текстам. Знаменитый Храм в Иерусалиме, судя по его описаниям, напоминал храмы бронзового века в Эбле, Мегиддо, Сихеме. Его даже строят из того же материала – ливанского кедра, из которого возводили свои святилища ханаанеи и филистимляне. Такая деталь храма, как «херувимы, простиравшие крылья над местом ковчега» (3 Цар. 8, 7), напоминает мотив, распространенный в искусстве ханаанеев, финикийцев и сирийцев. Перед храмом высились две колонны, как и перед ханаанейским святилищем в Асоре. Сам храм не раскопан и даже не доступен для исследования, поскольку на его месте стоит теперь мусульманская святыня.
Не найден дворец Соломона. Однако, по описанию, он похож на памятники Тира, Сидона, Гезера, Мегиддо, Асора.
Зато в феврале 2010 года было объявлено, что 70-метровый фрагмент древней стены – его обнаружили ранее при раскопках в Иерусалиме, проводившихся неподалеку от Храмовой горы, – был возведен в эпоху Соломона и являлся частью тогдашних городских укреплений.
Изучая Священное Писание, мы чувствуем потребность узнать, как можно больше о тех лицах и событиях, о которых поведали богодухновенные авторы, чтобы отдать должное их добродетели и понять, какое значение все это может иметь для нашего времени. Жизнь и деятельность патриарха Авраама, например, проходила в языческом мире, уклад которого существенно отличался от нашего. Открывая этот мир, археология позволяет более высоко оценить великую веру патриарха и поразиться ей. Библия не вдается в подробности жизни людей, о которых повествует, не описывает условий, в которых они жили: в ней говорится только о том, что служит святой цели и замыслу Божественного домостроительства в отношении нашего спасения. Археологические изыскания существенно восполняют картину тогдашнего мира.
Кроме того, библейская археология помогает при переводе и толковании многих трудных для нашего понимания мест Священного Писания. Часто одно слово или одна фраза на каком–нибудь языке или диалекте, сходном с еврейским, проясняют аналогичное слово Ветхого Завета.
Главное, однако, заключается в том, что библейская археология подтверждает историчность, точность и истинность тех сведений о различных лицах, народах и событиях, которые сообщают нам богодухновенные авторы. Благодаря археологическим находкам социальные, религиозные, исторические аспекты в судьбах народов Ближнего Востока могут быть поняты сегодня гораздо лучше. Таким образом, библейская археология, предоставляя неоспоримые доводы, является мощным оружием апологетики в деле защиты достоверности Священного Писания. Благодаря археологическим находкам некоторые критики Священного Писания либо совсем замолкают, либо становятся более осмотрительными в своих выводах. Есть среди них даже такие, которые изменили не только свою точку зрения, но и образ жизни: они стали верующими христианами и горячими защитниками достоверности Священного Писания.
Самым поразительным тому примером является судьба англичанина Вильяма Рамсея – человека, совершенно изменившегося благодаря археологическим исследованиям. Сэр Вильям Рамсей отправился в Малую Азию с целью доказать, что все, о чем сообщает евангелист Лука в своем Евангелии и Деяниях апостолов, недостоверно: это сэру Рамсею внушили его учителя–скептики. Рамсей захотел продемонстрировать истинность подобных теорий с помощью археологии.
Он начал раскопки в Греции и Малой Азии и попытался все проверить, для чего всесторонне исследовал свои находки. К огромному своему удивлению, ученый обнаружил, что Священное Писание оказалось достоверным даже в своих самых мельчайших деталях! Этот факт произвел на Рамсея столь сильное впечатление, что он стал ревностным христианином, а впоследствии – великим ученым–библеистом. Его труды, доказывающие историчность Нового Завета, считаются классическими и уникальными.
К сожалению, и в наше время есть преподаватели, которые, ничего не зная о новейших находках археологии, связанных со Священным Писанием, все еще повторяют то, что утверждала лет тридцать тому назад школа «отрицательной критики». Преподаватель университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США), один из самых знаменитых библейских археологов, доктор Вильям Ф. Олбрайт пишет о них следующее: «Чрезмерный скептицизм, который проявляли по отношению к Библии авторитетные исторические школы XVIII и XIX веков, изживает себя. Непрекращающиеся открытия подтвердили достоверность бесчисленных подробностей, и тем самым было достигнуто широкое признание ценности Священного Писания как исторического источника». В другом месте он говорит: «Нет никакого сомнения, что археология подтвердила историчность предания Ветхого Завета».
В апреле 1984 года в Иерусалиме состоялся первый Международный конгресс по библейской археологии, в котором приняли участие более тысячи двухсот человек, включая свыше пятисот известных современных археологов из более чем шестнадцати стран. На этом конгрессе ученые–археологи – христиане, иудеи, люди, не придерживающиеся какой–либо веры, – констатировали, что по результатам обстоятельных и многочисленных исследований они сделали следующие выводы: 1) Священное Писание и археология согласуются друг с другом; 2) данные научной археологии всегда близки к сведениям Священного Писания; 3) чем более увеличивается объем наших знаний и чем больше появляется археологических находок, тем больше появляется подтверждений истинности слова Божия. Характерно то, что участники конгресса в один голос однозначно и уверенно заявили, что доклады, представленные на конгрессе, являются «блестящим подтверждением исторической достоверности Священного Писания».
Таким образом, факты археологии опровергают критиков Священного Писания и подтверждают его историчность, поскольку то, что было забыто в течение веков, а теперь извлекается из недр земли, настолько ошеломляет, что словно бы вновь оживают перед нами нации, народы, цивилизации, а богодухновенное слово становится яснее для благочестивых душ, которые ищут в нем для себя наставления и руководства Бога Творца.
Не следует удивляться тому факту, что археология предоставляет меньше материала о Новом Завете, чем о Ветхом. Это легко объяснимо, поскольку события, о которых говорится в Ветхом Завете со времен патриархов и в последующий период, охватывают собой отрезок времени примерно в две тысячи лет. Со времен Моисея до времени Ездры прошла почти тысяча лет. А с тех пор как началась жизнь Господа нашего Иисуса Христа (согласно первому в хронологической цепи Евангелию апостола Матфея), до конца временного периода книги Деяний прошла едва ли треть века! Если к этому временному отрезку прибавить еще и исторические события, предшествовавшие трем посланиям евангелиста Иоанна и его Апокалипсису, то мы получим в общем период в шестьдесят лет.
К тому же события, о которых рассказывается в Ветхом Завете, развертываются во многих странах и охватывают огромную географическую территорию: Египет. Иорданию, Палестину, Сирию, Ирак и Иран (Персию). Ветхий Завет повествует о полной страданий и перепитий истории израильского народа, в то время как в Новом Завете даны в основном образ и учение Господа–Богочеловека, а также жизнь и проповедническая деятельность апостолов (только в общих чертах) и высказывания малого числа других лиц. Все это происходит, главным образом, в Палестине и в некоторых городах на Кипре, в Сирии, Малой Азии, Греции, на Мальте и в Риме.
Спорных вопросов между археологами и исследователями текстов Нового Завета почти не существует. Это объясняется тем, что греко–римский период истории Средиземноморья до того, как начали проводиться новейшие раскопки, был несравненно лучше изучен, чем история восточных стран.
Археологический материал о периоде Нового Завета беднее, чем о временах Ветхого Завета, еще и потому, что Палестина, как и вообще все места, связанные с Новым Заветом, была стабильно и густо заселена на протяжении веков. Это затрудняет работу археологов: нелегко производить раскопки в густонаселенных областях. Нередки также случаи, когда труду археологов препятствуют или приостанавливают их работу на долгий срок военно–политические причины. Существуют места как в Палестине, так и в других странах, где бывали апостолы, особенно апостол Павел, и где практически невозможно производить раскопки.
Несмотря на это, как отмечает археолог Олбрайт, «важность и значение археологии для этого периода библейской истории (то есть для периода Нового Завета) очень велики уже сейчас и постоянно возрастают из года в год». К тому же в I в. н.э., когда разворачивались все события Нового Завета, существовала обширная литература. Всегда был и будет еще очень полезен богатый письменный материал – в рукописных текстах, в надписях на монетах, на древних руинах, который время от времени добывают археологи.
Необходимо сказать еще хотя бы несколько слов о рукописях текста Нового Завета, которыми мы располагаем на сегодняшний день. Конечно, насколько известно, на данный момент первоначальные рукописи всех книг Нового Завета утрачены. Несмотря на это, как справедливо было замечено, «исследователи видят свою задачу в том, чтобы воспроизвести среду и окружение Иисуса, отыскать места, где Он жил, где учил, где умер». Однако «жизнь Христа не связана ни с чем таким, что оставляет на этой земле материальные следы, как-то: царские дворцы, храмы, военные походы, преданные огню города и страны». «Здесь (у исследователей) есть только один единственный проводник» – Новый Завет.
(Из книги А.Медельцова «Археологи и их открытия. Древний Восток». Минск. «Колорград. 2023. По материалам исторических и христианских источников)
Александр Медельцов
Историк, Член Союза писателей Беларуси