17 мая 2013 года священник прихода храма Рождества Христова Григорий Барашко в Санкт-Петербургской православной духовной Академии успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Богословие святителя Кирилла Туровского ( на примере его проповедей и молитв).
Духовенство и миряне Борисовского благочиния, сотрудники сайта искренне поздравляют отца Григория с присвоением ученой степени кандидата богословия и желают ему дальнейших успехов творческой и служебной деятельности во славу Божию.
Предлагаем вниманию посетителей сайта Борисовского благочиния автореферат иерея Григория Барашко по теме диссертации.
Автореферат священника Григория Барашко
«БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
(НА ПРИМЕРЕ ЕГО ПРОПОВЕДЕЙ И МОЛИТВ)»
Работа выполнена на кафедре богословия Санкт-Петербургской православной духовной академии
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Прохоров Гелиан Михайлович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Археографической группы при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Рождественская Милена Всеволодовна, кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультета Санкт- Петербургского государственного университета Кибинь Алексей Сергеевич
Святитель Кирилл Туровский был выдающимся иерархом Туровской епархии, оставившим заметный след в истории Русской Православной Церкви, в развитии ее богословской мысли, а также в литературном творчестве Древней Руси. Высокий авторитет святителя, которым он пользовался как в эпоху Киевской Руси, так и в новейшее время, дает нам право с особо пристальным вниманием отнестись именно к его богословскому наследию. Будучи, без сомнения, одной из интереснейших фигур своего времени, отличавшийся своей глубокой образованностью, широкой эрудицией и живым умом, любовью к просвещению и заботой о его развитии в Турове, святитель стал на одно из первых мест в ряду образованнейших иерархов Древней Руси. Его заботы, проявленные о благоустройстве епархиальной жизни, развитии просвещения и проповедничества, убедительно свидетельствуют перед всеми людьми о выдающемся таланте этого святого XII века. Известный писатель Ю.Ф.Самарин выразил это в следующих словах:
«Уже в XII веке Россия имела великого проповедника, которому равного Европа того времени представить не может. Современники ценили его высоко, позднейшие поколения помнили его. Читали и переписывали его творения. Наконец, после продолжительного забвения и мы его узнали».
По определению церковного историка А.П. Доброклонского, слава о свт. Кирилле «гремела по России», и не случайно, вскоре после смерти, его стали называть «вторым Златоустом», а его произведения входили в сборники «Торжественник» и «Златоуст» наравне с творениями святых отцов и знаменитейших мастеров византийского ораторского искусства. Заметим также, что свт. Кирилл не был богословом- систематиком в полном смысле этого слова. Среди его творений нет ни одного, в котором он дал бы обобщающий синтез своих богословских идей. Порядок и последовательность их изложения определяются, в первую очередь потребностями разъяснения слушателями смысла и значения различных церковных праздников и событий.
Научная актуальность и значимость данной работы заключается в том, что до сих пор не был осуществлен богословский анализ творений свт. Кирилла Туровского, несмотря на то, что в современной медиевистике уже существует определенная традиция исследования произведений святителя с различных точек зрения: лингвистической, лингвотекстологической, философской, теоретико-литературной, текстолого-поэтической, исторической и др. Работа призвана стать частью проводимых исследований. Также она способна дополнить сведения о богословском осмыслении христианской веры в Древней Руси в ее догматическом содержании. Нельзя не обратить внимания на полемичность поставленного диссертацией вопроса о богословии свт. Кирилла Туровского. Достаточно вспомнить мнение одного из авторитетнейших богословов ХХ века прот. Георгия Флоровского, который отрицательно относился к самой мысли, что богословская мысль была развита в России до ХVIII века. Возможно, такие суждения прот. Георгий Флоровский как византолог строил исходя из прямого понимания богословия как науки, которой в Древней Руси действительно не было. На Руси не существовало цельных богословских систем, которые могут быть представлены в виде трактатов. Но богословские мысли древнерусских авторов находили свое отражение чаще всего в проповедях и молитвах. Поэтому богословие на Руси следует считать скорее не системно- интеллектуальным, как в Византии, а опытным — передаваемым путем молитвы, и образным — раскрываемым через образы проповедей.
В связи с таким пониманием древнерусского богословия, которое также должно изучаться методом систематического богословия, представляется возможным реконструировать систему богословских взглядов свт. Кирилла.
Объектом настоящего исследования является процесс просвещения и христианизации древнерусского населения XII века, смены им языческого мировоззрения на традиционно христианское, в чем свт. Кирилл Туровский принимал активное участие.
Предмет исследования — проповеди и молитвы свт. Кирилла Туровского. Для более всестороннего осмысления его богословских идей, автором рассмотрены, вместе с тем, и творения следующих древнерусских авторов: преп. Феодосия Печерского (Поучения и Молитва), преп. Нестора Летописца («Повесть временных Лет»), свт. Илариона Киевского («Слово о законе и благодати», «Исповедание веры», Молитва), Владимира Мономаха (Поучение), свт. Климента Смолятича («Послание пресвитеру Фоме»), свт. Стефана Пермского (Поучение), свт. Серапиона Владимирского (Слова и Поучения), преп. Нила Сорского (Послания), преп. Иосифа Волоцкого («Просветитель», Послания), преп. Максима Грека («Исповедание православной веры», Слова и Поучения), Зиновия Отенского («Истины показание к вопросившим о новом учении») и митр. Даниила (Поучение).
Цель исследования заключается в определении богословского содержания творений свт. Кирилла Туровского, его оценки и выявления особенностей. Для достижения поставленной цели были определены для решения следующие задачи:
- Изложить сведения о жизни свт. Кирилла и его церковно- практической деятельности в качестве православного иерарха, миссионера и богослова.
- Рассмотреть общие особенности эпохи Киевской Руси.
- Изучить тексты творений свт. Кирилла Туровского.
- Раскрыть метод передачи богословских истин свт. Кириллом в его творениях.
- Выявить источники творений.
- Проанализировать богословское содержание творений.
- Систематизировать богословские мысли святителя и дать им оценку.
Хронологические рамки данной работы обусловлены необходимостью представления богословских мыслей свт. Кирилла в общем контексте святоотеческого и, прежде всего, древнерусского богословия. Требуется это, с одной стороны, — для установления источниковой базы творений святителя, с другой — для выявления оригинальности мысли Туровского автора. В связи с этим, нижняя хронологическая граница исследования определена IV веком, т.е. золотым веком святоотеческой письменности. Поскольку же развитие богословской мысли Древней Руси было не столь динамично, то верхней границей исследования определен XVI век — время учительной деятельности митр. Даниила. В указанном периоде рассмотрены с богословской точки зрения наиболее яркие, по мнению автора, памятники древнерусской литературы, догматическо-богословское содержание которых рассматривается в сопоставлении с учением свт. Кирилла Туровского, а также отмечены некоторых мысли отцов греческой Церкви.
Для раскрытия темы диссертации были применены следующие методы исследования:
- Источниковедческий анализ. Согласно выявленным источникам творений свт. Кирилла Туровского, можно судить о глубине образованности древнерусского автора, а также об оригинальности и самостоятельности его мысли.
- Историко-теологический анализ. Реконструированная система богословских взглядов святителя, представленная в историческом контексте, дает возможность определения и оценки его богословских концепций.
- Литературоведческий анализ. Творческое мастерство свт. Кирилла, его литературные принципы, используемые при передаче греческого богословия русскому народу, дают, главным образом, право выделить особый вид русской проповеди — художественной проповеди, основоположником которой явился Туровский автор.
Историография по теме наследия свт. Кирилла Туровского невелика, а исследования, посвященные изучению богословия святителя, практически отсутствуют. Лишь в немногочисленных научных трудах имеются некоторые фрагментарные данные.
Как писатель, Кирилл Туровский был открыт К.Ф.Калайдовичем, одним из основоположников русской медиевистики, который в 1821 году издал корпус сочинений святителя. Вслед за ним произведения древнерусского автора публиковались епископом Евгением (Шерешиловым) и А.И. Пономаревым . Научное изучение трудов свт. Кирилла началось с 50 х годов XX века, и было связано с именем И.П.Еремина , который издал произведения святителя с разночтениями и текстологическим комментарием. Интересной является небольшая, но содержательная статья И.П. Еремина «Ораторское искусство Кирилла Туровского» , где освещается вопрос композиционного построения гомилетических творений свт. Кирилла, а также рассматривается стиль их написания. Другая его статья представляет собой попытку определения основных мотивов написания святителем притчи «О слепце и хромце». Для нашей работы эти исследования имеют значительный интерес, поскольку через определение данных мотивов можно увидеть характерные черты богословия свт. Кирилла. Поскольку труды свт. Кирилла Туровского сыграли важную роль в развитии древнерусского языка, то многие филологи и лингвисты посвятили им немало своих исследований. У Е.Б. Рогачевской можно отметить две работы, посвященные изучению творчества святителя Кирилла. В одной из них говорится о жанровых и стилистических отличительных чертах богослужебных текстов святителя. В другой освещаются вопросы текстологическоготекстолого-поэтической точки зрения Е.Б. Рогачевской, как и Л.В.Левшун, произведено исследование молитв святителя . С точки зрения лингвистики дали анализ творений свт. Кирилла В.В.Колесов и Л.В.Капорулина . Т.А. Алексеева в диссертации «Лексика „Слов“ Кирилла Туровского», А.Е. Супрун и А.А. Кожинова в труде «К лексической структуре древнерусского текста (на материале слов Кирилла Туровского)» изучали проповеди святителя с лингвотекстологической точки зрения.
Как писателя свт. Кирилла изучал М.И. Сухомлинов. Его исследование посвящено теме влияния Библии и трудов некоторых византийских писателей на творчество Туровского автора. Этим же вопросом занимался и В. Виноградов. В теоретико-литературном осмыслении труды святителя были представлены С.В. Козловым.
Отталкиваясь от работ некоторых исследователей творчества святителя, О.В. Творогов указывает ряд его спорных Слов и некоторых других произведений.
Яркая церковная деятельность свт. Кирилла Туровского стала предметом исследования белорусского ученого А.А. Мельникова. Он приводит пространное жизнеописание древнерусского мыслителя и через исторический подход характеризует его духовное наследие. В приложении к этой книге А.А. Мельниковым приводятся тексты творений, которые, по его мнению, были написаны Туровским святителем, однако оговаривается, что данный перечень не претендует на завершенность. Такое замечание обусловлено тем, что споры по поводу авторства некоторых творений, приписываемых свт. Кириллу, еще продолжаются.
Богословские мысли свт. Кирилла также анализировались рядом исследователей, хотя затрагивались они всегда вскользь и по большей части имели разрозненный характер. Общую характеристику богословских произведений некоторых древнерусских авторов дает Г. Подскальски. На некоторые богословские мысли святителя указывал исследователь К.Е.Скурат . О том, что свт. Кирилл использовал аллегорический метод толкования Библии, писали М.Н. Громов и Н.С. Козлов. Общую характеристику богословской мысли в рассматриваемый в период дал Г.П. Федотов .Необходимо упомянуть и труд А.Ф. Замалеева и В.А. Зоц, где творения Туровского святителя представлены в философском осмыслении.
Источниковой базой исследования являются изданные собрания сочинений свт. Кирилла Туровского. В качестве основного источника исследования автором были выбраны тексты молитв и проповедей святителя, приводимые А.А. Мельниковым как наиболее доступные и достоверные. Вообще, среди наиболее известных сборников творений свт. Кирилла выделяются издания К.Ф. Калайдовича, епископа Евгения (Шерешилова), А.И. Пономарева и И.П. Еремина.
Научной новизной отличается сама постановка проблемы, поскольку комплексного исследования творений свт. Кирилла Туровского с богословской точки зрения никогда не производилось. Представленная же работа является таким первым опытом — опытом углубленного исследования, обобщения, осмысления и оценки богословского содержания творений свт. Кирилла. Автором также была произведена систематизация богословских мыслей святителя, а само его богословие представлено в свете общего святоотеческого учения, и, в первую очередь, учения древнерусских мыслителей.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении духовного наследия свт. Кирилла Туровского, а также в дальнейших научных разработках по Русской Патрологии и истории Русской Церкви, ее богословского наследия, написании общих работ по истории Русской церкви и истории русского богословия, а также в лекционной практике в высших и средних учебных заведениях. Основные положения и результаты исследования прошли
апробацию на студенческой научно-богословской конференции Минской Духовной Академии, а также в публикациях в журналах «В начале было Слово» и «Христианское чтение».
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка источников и литературы.
Продолжение следует...
Иерей Григорий Барашко