Отец Александр Данкевич умер в 1870 году. Минские епархиальные ведомости начали печататься с 1868 года. Потому собрать масштабно биографическую информацию о священнике Александре из хроник ведомостей невозможно. Однако, ценность епархиальных газет не только в хронике. Благодаря некрологу мы может описать основные вехи его пастырского пути.
Прослужив священником 20 лет, половину срока он посвятил служению Борисовщине. Из трех некрологов о нем, что само по себе говорит о том, что его личность была незаурядной, мы черпаем знания не только об иерее Божьем, но даже можем прочесть его воспоминания о местных жителях, их качествах в отношении веры. Такой пласт информации весьма ценен для исследователя: он помогает представить религиозную ментальность народа того времени. Один из возможных выводов при чтении биографии Лошницкого пастыря – чаще всего на борисовскую землю служить церковному делу отправляли лучших, способных преодолевать трудности и лишения как физические, материальные, так и духовно-психологические; пастырей мотивированных, готовых к нестандартным решениям, упорных, целеустремленных, не рефлексирующих в унынии и лени, а идущих по тем путям, по которым вел их Христос.
Родился Александр Стефанович в 1824 году (МЕВ 1870, № 20, С. 275) По законам того времени, дети из духовного сословия проходили сначала обучение в духовном училище 4 года, а потом в семинарии 6 лет. Так или иначе, но в Минской духовной семинарии Александр Данкевич учился. Своими талантами и успехами он выделялся из остальных студентов. Хотя его курс как видим был сильным: среди его друзей по жизни остались однокурсники, ставшие один профессором духовной академии, а другой доктором богословия. Еще будучи студентом, он привлек внимание своей усидчивостью и требовательностью. Конечно, были и иные важные качества, благодаря которым его студента 1 сентября 1847 году назначают письмоводителем канцелярии семинарии (МЕВ 1870, № 20, С. 275)
В этой должности студент Данкевич проработает 10 месяцев и 1 июня 1848 года его переведут работать в той же должности в архиерейском доме. Именно эта параллельная учебе работа, помноженная на усидчивость, ответственность и обязательность в любом деле подорвала его и без того слабое здоровье. В 1849 году Александр Данкевич окончил семинарию. Как талантливого выпускника, его определяют наставником в духовном училище и оставляют за ним работу письмоводителя. Как о педагоге о нем писали, что он действовал не стандартно для того времени: к примеру, не применял физическое наказание над учениками. За что студенты его искренне любили.
8 сентября 1850 года Александр Данкевич станет на путь пастырского служения, его рукоположат во священника. Первым приходом для новоиспеченного священника станет Копаткевичская церковь, Мозырского уезда. Надо сказать, что ситуация на этом приходе была не простой. Местный помещик не давал жизни православным и постоянно выживал в буквальном смысле пастырей с приходов. Но только не в этот раз. Отец Александр сумел своей жизнью и принципами переломить отрицательную тенденцию в этом приходе. К примеру, вот что ответил злой помещик епископу о настоятеле: «Я его уважаю, но не люблю… он умен, но слишком горд; не водит знакомства с моим двором, ничего не просит у меня, словно он ни в чем не нуждается… Прихожане любят и уважают его, сказал помещик, более чем меня, слушают и подчиняются его распоряжениям… ». (МЕВ 1870, № 22, С. 561). Прослужив семь лет, он смог повлиять и на нрав прихожан, которые стали с большей ревностью ценить богослужение и само существование храма. За счет только прихожан, их частых жертв на храм, настоятель обновил иконостас и оформил весь храм новыми иконами.
27 октября 1857 года отца Александра как уже опытного «кризисного директора» отправляют служить в еще более сложный в религиозном смысле регион — Борисовщину. Его назначают настоятелем Лошницкой церкви. Борисовский период пастырства отца Александра Данкевича продлится десять лет. За это время ему предстоит быть и священником-полемистом, и настоятелем-прорабом, и педагогом-основателем Лошницкого сельского училища, и благочинным Борисовского округа.
«Прибыв в Лошницу для открытия училища, о.Александр увидел, что ему необходимо перевоспитывать и взрослых своих пасомых; он встретил… народ грубый, почти вовсе не развитый в религиозно-нравственном отношении. Суеверие, грубые предрассудки, грубость в отношении к другим… Покойный рассказывал, что многих трудов стоило ему убедить одного доморощенного атеиста-крестьянина в истине бытия Божия». (МЕВ 1870, № 22, С. 561–562). Как видно из приведенной цитаты ситуация в духовно-нравственном смысле на Борисовщине в тот период была весьма пугающей. И такое явление за пол века до революции!!! А вот еще цитата из письма одного священника благочиния, во главе которого был отец Александр. Эти слова как будто не за 1860-е года, а про следующее столетие: «В своем письме к о.Александру, как благочинному, по поводу отказа отпевать покойника, погребенного самими прихожанами против желания священника, очень хорошо характеризует своих прихожан… «Нужно знать моих прихожан, их холодность к церкви, их небрежение к исповеди, привычку закапывать умерших, не давая знать священнику… чтобы убедиться в необходимости употребления всевозможных пастырских мер. Зарывать умершее дитя, не уведомляя священника, общепринятое обыкновение»… «Я нашел, что много умерших оставалось не отпетыми в продолжении 10, 15 лет»… Далее, в письме говорится о попойках, сопровождающих похороны, о буйстве у одра покойника». (МЕВ 1870, № 22, С. 562)
А вот еще о письме другого священника: «священник… говорит, что он замечает в своих прихожанах явную непокорность справедливым требованиям пастыря и желание, чтобы все делалось по ихнему…».
Тяжелое состояние дел на приходе и в благочинии в целом увидел и сам отец Александр начав свой пастырский путь в Лошнице. «Покойный рассказывал, что он сам удивлялся на первых порах грубым обычаям и низким наклонностям своих прихожан». И далее автор биографии отца Александра пытается объяснить причину такого состояния борисовского народа: «Мы вполне верим как письмам, так и рассказам о борисовцах, зная географическое и тогдашнее административное положение борисовского уезда. Первобытные дремучие леса, в которых кочевали первостатейные воры-раскольники, влияние панов и польской администрации, которым полезна и приятна была грубость и дикость народа – все это такие причины, которые влияли на умственное и религиозно-нравственное одичание народа».
Вот в таких боевых условиях, как говорят следователи, «работать в поле, на земле» призвал Господь отца Александра. Бог не дает больше, не по силам. И в случае с отцом Александром тоже. Лошницкий пастырь, принимая активное участие в работе сельского новообразованного училища, через просвещение смог привести местных жителей к иному состоянию души, познающей Бога. Однако ж сумев и в этом приходе свернуть горы безбожия и цинизма в душах борисовских прихожан, наш герой потерял силы телесные. В какой-то степени — это его жертва Богу священника.
В 1859 году 30 мая его назначают духовником благочиния. 1860 – он стал вице-благочинным, при старом священнике благочинном, решая по факту все вопросы вверенного ему округа, специфические нюансы которого мы уже увидели из писем и свидетельств выше. А в 1864 году его назначают благочинным (МЕВ 1870, № 23, С. 579) Назначают в самый разгар польского мятежа, когда смерть священника была не редкой, когда пастыри и прихожане проявлялись как лакмусовая бумага – кто есть кто в отношении Церкви, ближнего и Бога. Как и в случае с отцом Фомой Русецким, служившим в эти годы в Марьиной-Горке, на отца Александра неоднократно готовилось покушение. В эти лихие дни Бог его буквально водил за руку, не позволяя убийцам полякам осуществить задуманное.
После мятежа как благочинный отец Александр фундаментально углубившись в изучение вопроса, какие костелы раньше были храмами, помог многие вернуть православным. Вел планомерную работу с подчиненными ему благочинному священниками, находя возможности их объединять и поощрять в ревностном служении. Слухи о его внимательном отношении к проблемам местных священников доходила до других благочиний, так что некоторые священники сами писали просьбы служить под его началом. Но такое усердное и напряженное отношение к послушанию в очередной раз испортило его слабое здоровье. «Вы, пишет к о.Александру…, один из священников, из-за ревности ко благу церкви и духовенства жертвовали жизнью своею и забывали высокие, Богом данные, обязанности по отношению к родному семейству, когда оно плакало и сокрушалось, видя вас, так сказать, постепенно умирающим для оживления высокого идеала, раз начертанного в душе вашей, проникнутой глубоким сознанием обязанностей пастырских и в полном значении благочинических». (МЕВ 1870, № 23, С. 580). Ситуация со здоровьем дошла до того, что его просто вынудили уехать на лечение в Киев. Очень ярко описывается отношение к делу отца Александра в письме к нему одного из коллег: «Я не могу не высказать грустного впечатления, когда первым делом вашим, по прибытии в каюту барки, было – установить столик, чтобы можно было работать. Я не хотел тогда-же смущать ваши настроения дружеским упреком, хотя бы должен был это сделать уже потому, что вы необходимы не для вашего только семейства, но и для целого благочиния и для меня в том числе» (МЕВ 1870, № 23, С. 580) . Не остался в стороне от недуга и правящий Минский архиерей архиепископ Михаил, который высоко ценя благочинного часто в переписке предлагал перейти отцу Александру на городской приход в Борисов. На что последний писал: «Милостивый архипастырь изволили мне указать в недавнее время место при борисовской церкви, но и ныне, как и всегда, я должен признаться, что не чувствую в себе достаточно сил к точному исполнению требований городского прихода…». Но владыка настаивал: «Искренне жалею, что борисовский собор лишается в лице вашем благонамеренного и усердного священнослужителя». (МЕВ 1870, № 23, С. 581)
Борьба с болезнью привела к вынужденной мере: по совету врачей сменяя климат, он перешел служить в Пинский уезд в Лещенскую церковь, близ Пинска. Переезд произошел в 1867 году. На Пинщине отец Александр прослужит три года. И на новом месте его таланты не остались без реализации. Поправив здоровье, он стал принимать активное участие в жизни Пинского духовного училища, став его членом правления в 1869 году. Именно он смог отстоять существование училища, ведь по предложению некоторых членов правления училища его хотели закрыть. Участвовал с 10 марта 1870 года в работе временного комитета по починке здания училища. Однако не долго, так как уже 29 сентября 1870 года в возрасте 46 лет он умрет от непродолжительной болезни.
Иерей Антоний Семилет