На основе свидетельств книги Деяний и первого послания к Коринфянам (Деян.II:42-46; XX:7-12; 1Кор. X:14,22; XI:18; XIV) можно сделать предположение, что евхаристическое богослужение уже в далёкие апостольские времена совершалось «по чину».
На основе свидетельств книги Деяний и первого послания к Коринфянам (Деян.II:42-46; XX:7-12; 1Кор. X:14,22; XI:18; XIV) можно сделать предположение, что евхаристическое богослужение уже в далёкие апостольские времена совершалось «по чину», хотя это последование не было записано, а сохранялось в устной форме.
Существует древнее предание, принимаемое всей полнотой Церкви, что первые литургические чинопоследования были составлены апостолами Иаковом (для иерусалимско-антиохийских) и Марком (для египетских поместных общин). И если известные под их именами Литургии в целом своём составе и не принадлежат этим апостолам, но тем не менее несомненно, что в них многое несёт отпечаток первохристианской культуры.
Свидетельства истории
Сказание о происхождении иерусалимской литургии от святого апостола Иакова «впервые было заявлено Епифанием и Константинопольским патриархом Проклом, одним из ближайших преемников Златоуста» (Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Сергиев Посад. 1918. — С.78-79). Епифаний утверждал, что апостолы были не только проповедниками Евангелия Христова, но и установителями Таинств вместе с Иаковом, епископом Иерусалимским. Святитель Прокл, в свою очередь, ставит во главе составителей евхаристического богослужения непосредственно имя святого Иакова, брата Господня. Трулльский собор (691г.) в своём 32-ом правиле говорит:
«понеже и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимския Церкви,..., письменно предав нам таинственное священнодействие...» (Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. М.: Паломник, 2000. — С.383.)
В целом можно отметить следующее: в основе этого предания лежит мысль о том, что Иерусалимская Церковь имела свою раннюю местную литургию на апостольской основе; а поскольку Иаков был первым епископом Святого Града, то его воспринимали как её составителя.
«Интересно, что „Апостольские постановления“ возводят свой последний отдел (в приложении к VIII книге, имеющемуся не во всех кодексах), в котором дают чин и даже текст вечернего и утреннего богослужения, к верховному апостолу из прочих (70-ти) апостолов — Иакову, брату Господню» (Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2004. — С.135-136.)
Анализ молитвословий
Необходимо обратить внимание на то, что в молитвословиях литургии апостола Иакова (в 3-х её вариантах) присутствует множество интерполяций позднейшего происхождения. Например, при ближайшем рассмотрении в сирийской редакции чётко видны следы позднейшего церковного языка: Пресвятая Дева называется Феотокос Святой Дух — Единосущным с Отцом и Сыном. Также
«предполагается постоянный храм с твёрдо определившимися частями: жертвенником, завесой, алтарём, предполагают приношение и вокурение фимиама и т.д., чего не могло быть в древности апостольской»(Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж: YMCA — Press.1995.-С.99.)
Выделяют следующие пласты в литургии апостола Иакова (Алымов В. Лекции по исторической литургике):
- «Апостольский» (III-IVвв., когда сложилась структура канона)
- Редакция святиеля Кирилла Иерусалимского (380-е гг.)
- Период до сирийского заимствования (до сер.V в.)
- Ранне-византийский период (вторая пол.V-VI вв.)
Поздне-византийский период (до X в.): характеризуется тем, что литургии апостола Иакова, святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого тесно взаимодействовали, включая в себя элементы друг друга.
Литургия Апостола Иакова в современности
В настоящее время эта литургия совершается только один раз в году — в день памяти апостола Иакова, брата Господня, 23 октября (5 ноября) в Иерусалиме, Александрии и на острове Закинфе. До IX в. была обычной в Палестине, на горе Синай, в Южной Италии, Кипре и некоторых других местах, а потом постепенно была вытеснена последованиями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. При крещении славянских народов она не была переведена на славянский язык, т.к. просветители Кирилл и Мефодий приняли константинопольский богослужебный чин:
«в царском же граде сию службу не обыкоша тогда совершати: точию златовустову, василиеви преждеосвященных даров литургии» (Божественная литургия святого апостола Иакова, брата Божия и перваго иерарха Иерусалимскаго. Рим,1970. — С.107.)
Современная практика служения литургии апостола Иакова имела место в Русской Зарубежной Церкви, и специально для этой цели священноигуменом Филиппом (Гарднером) был осуществлён первый перевод это последования на церковно-славянский язык (поскольку уже существовавшие ещё с XIX столетия не носили богослужебного характера). Иерархи-эмигранты объясняли введение литургии апостола Иакова так:
«Мним, яко в скорбныя дние наши, егда церковь русская в гонении и разсеянии обретается, литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельмиумилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша» (Божественная литургия святого апостола Иакова, брата Божия и перваго иерарха Иерусалимскаго. Рим,1970. — С.107.)
А у нас её совершали в Ленинграде при митрополие Никодиме (Ротове) также один раз в год (в день памяти апостола) в Крестовой церкви митрополита или в соборе Александро-Невской Лавры, а также в учебном храме апостола Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Владыка Никодим следовал древнейшей практике: он читал вслух молитвы во время литургии. Благодаря этому все сослужившие, а также все находившиеся в алтаре, на солее и близ амвона едиными устами и единым сердцем могли возносить Богу свою молитву. Когда хор пел тихо или совсем умолкал, слова евхаристичесих молитвословий достигали слуха стоящих посреди храма, а в небольших церквях все собравшиеся могли слышать читаемое в алтаре и молиться вместе с архиереем. Руководствуясь теми же соображениями, митрополит Никодим начал практиковать совершение литургии святого апостола Иакова (Православный календарь 1995 г. Вильнюс: издание Свято-Духова монастыря.1994. — С.252.).
Исследователи, классифицируя известные тексты литургий по их внутреннему сродству, относят последование апостола Иакова к иерусалимско-антиохийской группе (туда же входят: литургия «Апостольских постановлений», Барберинов список, литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, сирийские святителей Василия и Григория, просветителя Армении) (Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т.: т.2. М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993. — С.42.).
Однако нужно заметить, что [несмотря на такое положение в предложенной классификации] сам строй имеющихся списков литургии апостола Иакова имеет много общего с древней римской мессой. Чинопоследования евхаристического богослужения, употреблявшегося в Римской Церкви в первые четыре века, остаются неизвестными. Но, обнаруженный Людовико Муратори чин римской литургии Великого Четверга, по выражению Сергея Муретова, «является латинской редакцией греческо-сирийской литургии Иакова» (Сергей Муретов. Исторический обзор чинопоследования Проскомидии. М.1895. — С.107.). Остальные же памятники, выдаваемые католическими богословами за первоначальную римскую литургию апостола Петра, в действительности не сохранили даже основы или схемы апостольского богослужения.
По рассмотрении истории формирования последования литургии апостола Иакова, мы видим что этот древнейший чин является синтетической производной нескольких традиций, как ранне-христианских, так и имперских. Особенности этой службы дают возможность всем её участникам живо ощущать свою близость друг к другу, осознавать себя общиной, в которой литургисающий архиерей, клир и народ составляют единое целое во Христе.
«Надо вспомнить, что нет никакого канонического правила о служении той или иной литургии или, точнее, ясно выраженного запрещения служить древние литургии, поскольку в их составе нет какого-нибудь неправомыслия или противного духу Церкви обычая или обряда» (Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж: YMCA — Press.1995.-С.100.)
Исходя из данной мысли, представляется целесообразным введение в нашу богослужебную практику обычай совершать это чинопоследование по примеру некоторых Поместных Церквей, для того, чтобы и мы имели возможность приобщиться к традиционному литургическому многообразию Вселенского Православия и через это углубить собственный опыт участия в Таинстве Евхаристии.
Диакон Иван Лященко