Жизненный путь
Тит Флавий Климент родился в семье римских граждан в Афинах. Он хорошо знал греческую литературу и легко разбирался во всех философских системах того времени.
Климент много путешествовал в поисках Истины, пытаясь найти ее в разных философских и религиозных учениях. В Александрии около 180 года по Р. Х он знакомится с Пантеном — создателем знаменитой катехизаторской школы. Климент называл его «блаженным пресвитерем». Здесь он принимает Крещение и становится известным своими рассуждениями.
После смерти Пантена около 190 года Климент становится следующим главой школы Климент обращал язычников и просвещал христиан до тех пор, пока гонение при императоре Септимии Севере в 202 году не вынудило его бежать Убежище он нашел в Палестине у своего бывшего ученика Иерусалимского епископа Александра где и скончался
Жизнь Климента Александрийского прошла в период — около 150-220гг.
Христианские взгляды Климента
К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Он сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.
Возглавляя катехизическую школу, Климент старался объединить библейское и эллинистическое мировоззрение своей глубокой и изысканной мыслью. Он был убежден в исторической миссии христианства как мировой религии единого Бога.
Всю свою жизнь Климент посвятил тому, что можно назвать «духовным монашеством». В лице Климента и ему подобных образованных христиан проявлялось индивидуальное наставничества, особенно характерное для эллинистической египетской культуры.
Климент был человеком незаурядной эрудиции. Он знал философию по первоисточникам и свободно ориентировался в гностических сектах и мистериях.
Всего в трудах Климента процитировано 359 классических и других нехристианских источников, 70 книг библейской традиции, 36 патристических и новозаветных апокрифических сочинений, включая еретические. Общее число цитат достигает почти 8 тысяч, при этом более трети приходится на языческих авторов.
Сохранились три главных его произведения: «Слово увещательное» («Протрептик»), «Педагог» и «Строматы».
Первое сочинение его (полное название «Слово увещательное к эллинам») обращено к читателю-язычнику. Произведение ставит своей задачей указанием на неразумность идолослужения и возвышенность христианской истины убедить язычников к принятию христианской веры. Основная мысль произведения такая: божественная правда превосходнее эллинской философии и произвела истинную культуру, тогда как языческая религия неразумна и безнравственна.
Книгу открывает «Гимн Христу». Далее Климент обозревает дохристианские вероучения и философские заблуждения древности. Климент ведет речь о язычестве как человек, знакомый с ним изнутри. Критика его лишена проклятий и унижения противника. Язычнику он подаёт руку как проводник на неизвестном пути познания истины.
Книга «Педагог» (в трех книгах) — учебник для верующего. Его цель — завершить евангельское самосознание новообращенных. Названием книги Климент хотел подчеркнуть значение Христа-Воспитателя. Это — руководство по христианской этике, одновременно теоретическое и практическое, помогающее подготовить ученика к восприятию наставлений Учителя.
Согласно Клименту Христос — Логос-педагог, главенствующий в христианском воспитании, печется о преображении жизни и приобщении к христианским нравам. В Ветхом Завете Он действовал посредством закона и страха, в Новом Завете — посредством слова и любви. Логос — это педагог, а верующие подобны детям. Климент постоянно напоминает, сколь важно быть как дети, хранить смирение, простоту, искренность, прямоту и чистоту. Ребенок нуждается в покровительстве, руководстве, надежной защите. Взор человека постоянно обращен к Логосу, за ним он признает главенство, ему стремится подражать, ему уподобляться, сообразуясь с его волей во всех, даже самых будничных делах.
Климент дает также отдельные предписания для христианской жизни — о воздержании в пище и питье, о постах и самоотречении, о поведении на пиршествах, в разговорах, об одежде, сне, предписания для холостых и состоящих в браке. Излишней роскоши в домашней обстановке, пище и одежде христианин должен избегать. Порицая страсть к роскоши, изнеженность, жажду похвал, Климент рекомендует противоположные им добродетели.
Климент никогда не теряет из виду свою прямую цель: внедрить христианскую мораль, сообразовать жизнь с евангельскими принципами. Он выдвигает суровые нравственные требования, полагающие аскезу вплоть до принятия креста, приуготовляющие к монашеству в духовной жизни. Замечательно, что он пишет для светских людей, но не призывает их удалиться от мира, выявляя и осмысляя требования, которые светская жизнь налагает на них.
В своих «Строматах» Климент дал первое церковное сочинение, в котором религиозная философия греков служит не только полемическим целям, но и для открытия христианства интеллектуальной части общества. «Строматы» (с греческого языка — «узорчатые ковры», «ткань») — это собрания отдельных мыслей, не приведенные автором в цельную систему.
В «Строматах» Климент изобразил начала христианской философии, или как он называет ее, знание (гнозис), с тем, чтобы опровергнуть ложную мудрость различных гностиков его времени и заблуждения язычества.
Главной мыслью данного сочинения является то, что: христианство есть истинная и высшая философия.
Согласно Клименту закон Моисея и философия, предшествовавшие христианству, относятся к последнему, как отрывки истины к целому; тот и другая приготовляли христианство. Потому философия сама по себе «не недостойна верующего и не должна быть пренебрегаема», наоборот, она нужна для защиты его от нападений; философия — дар божий и произошла из первоначального откровения, философия греков позже еврейской и частью одолжена своим достоянием последней.
Христианская философия основывается на вере в Откровение — как на существенном основании спасения; наука приводит ее в движение при посредстве разных духовных сил и венец ее в Боге. В вере заключаются и практические добродетели — любовь, чистота, покаяние. Нравственное учение Моисея — образец для лучших греческих нравоучителей.
Климент убеждает язычников обратиться от философии к христианству, так как оно заключает в себе не только все лучшее философской дисциплины; но открывает совершеннейшую истину в явлении Бога в плоти. Истинный христианский гностик побеждает в себе страсти, воодушевляясь в подвигах мыслями чистейшей философии. Климент сознает задачу — обработать философски содержание Священного Писания и усвоить его себе посредством мышления. Вера нам дана, ее следует однако превратить в знание, то есть надо развить учение которое отвечало бы научным требованиям по отношению к философскому мировоззрению и этике. Знание не противоречит вере. Вера и знание связаны с тем, что оба черпают содержание из Священного Писания.
Христианство — это учение о сотворении, воспитании и завершении человеческого рода логосом, дело которого имеет своим венцом совершенного гностика, для чего он пользовался двумя средствами: Ветхим Заветом и греческой философией. Климент первый понял задачу теологии будущего: примыкая к историческим традициям и к универсальному христианскому сообществу, достичь в Церкви свободы и самостоятельности собственной жизни.
Правда, у Климента есть опасность, что идеал самодовлеющего греческого мудреца вытеснит типично христианские настроения. Но все-таки чувствуется попытка спаять цель евангелия с идеалом платонической философии. Гнозис Климента — не только интеллектуальной природы, но — и в этом отличие его от еретического — и моральной. Именно знание и незнание являются для него крайностями добра и зла.
Спасение есть прежде всего приобретение правильного знания, потом восстановление внутренней симметрии через возвращение путем созерцательной деятельности мысли в первоначальное единство. Если гностику было бы предложено сделать выбор между гнозисом и вечным спасением, он без колебания остановился бы на гнозисе. Климент не колеблется сказать, что сам Христос есть прежде всего и более всего нам учитель и педагог, и что дело спасения, совершенное Им, заключается главным образом в сообщении нам истинного гнозиса.
Из экзегетических трудов Климента .Александрийского сохранилось небольшое произведение «Какой богач спасется?», которое представляет собой гомилетический комментарий к истории богатого юноши по Евангилию Марка (Мк 10:17-31).
В нем Климент Александрийский развивает мысль, что не само богатство является причиной гибели души, а привязанность к нему; употребляемое во благо, оно может служить ко спасению. Богатство само в себе безразлично, злом же оно становится или добром вследствие своего употребления. Кто земным своим счастьем пользуется верно и свято, тот войдет в Царство Небесное; Грешник не найдет себе места там, кающегося же Бог Отец принимает радостно. Но истинное раскаяние состоит в изменении чувств, в совлечении с себя ветхого человека и облечении в нового, в заботливых упражнениях над искоренением греховных склонностей и пожеланий сердца.
Источники:
Александр А. Соколовский