«Военная судьба» будущего Патриарха

Image

В истории Русской Православной Церкви достойное место принадлежит человеку необычной судьбы, прошедшему сквозь все тернии и ставшему затем Патриархом Московским и всея Руси — Пимену (Сергию Извекову).  Он  родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье Михаила Карповича Извекова, который работал механиком на фабрике Арсения Морозова в посёлке Глухово, пригороде Богородска (ныне в составе Ногинска). Мать — Пелагея Афанасьевна — была верующей женщиной. 28 июля в Троицком храме в Глухове состоялись крестины. Новорожденному младенцу было дано имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Мать будущего Патриарха совершала паломничества в монастыри и брала с собой сына, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Занятиям в школе предшествовали уроки, которые давали Сергею богородский протоиерей Владимир Борисов и его супруга Анна Андреевна, которые были дружны с семьёй Извековых. Год Сергей Извеков занимался в VI группе Истомкинской школы 1-й ступени. В 1924 году его принимают сразу в 3-ю группу лучшей тогда городской средней школы 2-й ступени имени В. Г. Короленко. В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. Школа сохраняла гимназический строй и уклад. По успеваемости он всегда был среди лучших учеников, технические и гуманитарные предметы одинаково увлекали Сергея.

Во внеучебное время пел на клиросе. В 1923 году Извеков был приглашён в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска. Пение в хоре соединялось с серьёзными теоретическими занятиями. Сергей делал большие успехи под руководством профессора Александра Воронцова и его помощника Евгения Дягилева. Овладев вокальным и регентским искусством, он уже вскоре сам пробует силы в управлении хором своих сверстников при паломничествах по святым местам центральной России.

Приехав в 1925 году в Москву к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Сергей Извеков оказывается в Сретенском монастыре, 4 декабря того же года в Сретенском монастыре епископом Борисом (Рукиным) пострижен в рясофор с именем Платон и был зачислен в братию. Здесь же в монастыре юный инок проходил послушание, помогая монастырскому регенту.

По приглашению епископа Даниила (Троицкого) инок Платон начал регентовать в храме Спаса Преображения в Пушкарях, который был недалеко от монастыря на Сретенке.

В 1926 году инок Платон руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, а затем в храме преподобного Максима Исповедника, что на Варварке. В 1926 году его пригласили управлять хором в храм преподобного Пимена Великого в Воротниках, где нёс свое послушание до 1932 года.

Способный регент приобрёл авторитет в глазах прихожан и, в первую очередь — у настоятеля Николая Бажанова, в семье которого инок Платон стал частым и желанным гостем. Во время этих домашних бесед были затрагиваемы разные вопросы, в том числе и о предстоящем монашеском постриге. Настоятель советовал иноку Платону принять имя Пимена и его небесное покровительство. Распоряжением управляющего Московской епархией архиепископа Звенигородского Филиппа (Гумилевского) инок Платон был направлен в еще не закрытую пустынь Святого Духа Параклит, скита Троице-Сергиевой лавры. 4 октября 1927 года в Пустыни Параклит, семнадцати лет, он принял монашеский постриг. Совершающие постриг игумен Паисий и духовник скита иеромонах Агафодор (Лазарев), нарекли инока Пименом в честь преподобного Пимена Великого.

Перед рукоположением во иеродиакона монах Пимен сдал экзамены за курс духовной школы. 16 июля 1930 года рукоположен во иеродиакона архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) управлявшим тогда Московской епархией; 12 января 1931 года — во иеромонаха в Богоявленском соборе в Драгомилове. В ночь с 15 на 16 апреля 1932 года 21-летнего иеромонаха Пимена арестовывают в первый раз. Он подпал под массовые аресты священнослужителей, проводившиеся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин. По делу «церковно-монархической организации» проходил 71 человек, которым были предъявлены стандартные обвинения. Так, иеромонах Пимен обвинялся в «разговорах о восстановлении монархии», ведении совместно с диаконом Сергием Туриковым «антисоветской агитации», совершении треб на дому. 4 мая 1932 года решением коллегии ОГПУ девятнадцать человек, проходивших по делу, в том числе иеромонах Пимен, были освобождены. Арестовывавшиеся в этот период священнослужители в основном находились в оппозиции митрополиту Сергию, возможно, решение об освобождении иеромонаха Пимена было принято, когда следователи поняли, что он не принадлежал к ним.

В октябре 1932 году он был призван в ряды Красной армии и направлен в 55-й отдельный конный транспорт в городе Лепель Витебской области, где он прослужил до декабря 1934 года. За время службы в армии он получил образование фельдшера и ветеринара, которое позволит ему выжить во время лагерных заключений и в годы войны.

В конце 1934 года иеромонах Пимен вернулся к служению в Богоявленском соборе в Дорогомилове. В 1935—1936 годах регентует в Богоявленском Дорогомиловском соборе, где принял хор, организованный ранее известным регентом Павлом Константиновичем Нестеровым. Иногда управлял хором и в родном Пименовском храме.

В начале 1937 года, когда шли массовые аресты духовенства, он вновь был арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва – Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь на территории нынешнего г. Химки, где работал ветеринаром. Во время заключения был вторично осуждён за «утрату, умышленную порчу… патронов и лошади». В январе 1938 года Дмитровский лагерь в связи с завершением строительства канала был ликвидирован. 55 тысяч заключенных из 177 тысяч были освобождены «за ударный труд». Непосредственно на строительстве канала иеромонах Пимен не работал, и имел статью, полученную в лагере, поэтому освобождению он не подлежал. Часть заключённых Дмитлага, в том числе Извеков, была выслана в Узбекистан.

 В Узбекистане ссыльный Извеков жил в Андижане, в начале 1939 года являлся санитарным инспектором по качеству общественного питания. В начале августа 1939 года получил назначение заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области в Андижане, там работал до июля 1940 года. В августе 1939 года он побывал в Москве на конференции работников санитарного просвещения.

Летом 1940 года поступил на факультет русского языка и литературы Андижанского вечернего педагогического института. 25 октября 1940 года был назначен преподавателем и завучем Андижанской школы № 1. После успешной сдачи экзаменов за первый курс института и перевода на второй курс студент и преподаватель Извеков С. М. отпускается с 1 июля 1941 года в законный летний отпуск. После начала Великой Отечественной войны 10 августа 1941 года был призван в ряды Красной армии.

Image

Военная специальность, полученная до войны, а также гибель кадрового офицерства в первые месяцы войны, способствовали быстрому присвоению офицерского звания. Несколько месяцев обучения в пехотном училище закончились в начале 1942 года присвоением звания младшего комвзвода. 18 января 1942 года приказом № 0105 он был назначен командиром пулемётного взвода, входящего в 462 стрелковую дивизию, однако на фронт был отправлен не сразу: грамотные штабные работники армии тоже были нужны. 20 марта 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519 Стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего. В мае 1942 года его полк начал сражаться в составе Южного фронта. 12 мая началось контрнаступление. Однако командование группы армий «Юг», перебросив значительные подкрепления, начало окружать прорвавшиеся советские части. В результате войска были окружены немцами и уничтожены или взяты в плен, только 22 тысяч бойцов смогли выйти из окружения. 28 июля 1942 года Южный фронт был расформирован, а его оставшиеся части переданы Северо-Кавказскому фронту.

29 июля 1942 года Сергей Извеков был контужен. Почти четыре месяца лечения в военном госпитале № 292 дали результат. 26 ноября 1942 года он был назначен заместителем командира роты 702-го Стрелкового полка, находившегося в резерве. 23 февраля 1943 года полк в составе 213-й Стрелковой дивизии отбыл на фронт. 4 марта 1943 года началась Харьковская оборонительная операция. 13 марта 1943 года полк ст. лейтенанта Извекова выгрузился на станции Валуйки и вошел в состав 7-й Гвардейской армии. 16 апреля 1943 года был вновь контужен. После этого в том же году ст. лейтенант Извеков был назначен адъютантом командира дивизии 7 Гвардейской армии генерал-майора Ф. И. Шевченко.

 «28 июня 1943 года пропал без вести». В действительности он был направлен в госпиталь в Москву, где проходил лечение после ранения. Согласно послужному списку, прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии. 29 ноября 1944 года он был задержан милицией в Москве и доставлен в 9-е отделение милиции города Москвы для установления личности. Задержание было произведено за нарушение паспортного режима, так как у него не было нужных документов. На тот момент он проживал на Сущёвском валу у двух монахинь. Ему было предъявлено обвинение в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». По предположению Дмитрия Сафонова, зная о потеплении отношений Церкви и государства, иеромонах Пимен надеялся вернуться к священнослужению и не пришёл в военкомат после лечения в госпитале. 15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор: «Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершенных им преступлений на основании ст. 193-7 п. „д“ УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного, лишив его в звания „ст. лейтенант“».

4 марта 1945 года иеромонах Пимен был доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг). Условия этого лагеря были гораздо более жесткими, чем в Дмитлаге. Специальность санитара пригодилась и здесь о. Пимену, в лагере он работал санинструктором. 18 сентября 1945 года на основании указа Президиума ВС СССР от 7 июня 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны.

Ещё в лагере он стал чувствовать сильные боли в области позвоночника. С сентября 1945 года по февраль 1946 года он проходил лечение в Московском областном туберкулёзном институте от туберкулёза позвоночника. Проживать в Москве иеромонах Пимен как бывший лагерник не имел права, поэтому уезжает в Муром.

В послевоенное время продолжилось его служение.  В 1946 году был священником  Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в Муроме, настоятелем храма в Одессе, благочинным Одесской епархии, секретарем Ростовского епархиального управления, в начале 50-х годов – наместником Псковско-Печерского монастыря. Возведён в сан архимандрита. В январе 1954 года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а в 1957 году возведён в сан епископа. С 16 марта 1961 года — архиепископ Тульский и Белёвский. С 9 октября 1963 года — митрополит Крутицкий и Коломенский.

В последние годы жизни Патриарха Алексия I встал вопрос о его преемнике. Патриарх видел своим преемником именно Пимена. После смерти Патриарха Алексия I 17 апреля 1970 года, митрополит Пимен вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. На Поместном соборе 30 мая 1971 года митрополит Пимен единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался Патриарх Пимен 3 мая 1990 года на 80-м году жизни. В 2010 году, в честь 100-летия со дня рождения, установлен памятник Патриарху Пимену в городе Ногинске.

 (из книги «Архиереи Русской Православной Церкви». Составитель А. Медельцов. Изд. Колорград. Минск. 2003)

 Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси