В миру – Максим Герасимовий Смотрицкий. Сын православного писателя-полемиста Герасима Смотрицкого, первого ректора Острожской школы участника редактирования и издания «Острожской Библии» Иваном Федоровым.
Родился Мелетий Смотрицкий в 1577 г. в местечке Смотрич (в наст. время Дунаевецкий район Хмельницкой обл., Украина).
Начальное образование Мелетий получил в Острожской школе от отца и грека Кирилла Лукариса (в будущем также ректора Острожской школы, а позже Константинопольского патриарха), где получил возможность в совершенстве освоить церковнославянский и греческий языки.
После смерти отца князь Константин Острожский отправил способного юношу для дальнейшего обучения в иезуитскую Виленскую академию, затем Смотрицкий много путешествовал за границей, слушал лекции в различных университетах Германии. Вероятно, за границей он получил учёную степень доктора медицины.
Вернувшись, поселился у князя Б. Соломерецкого под Минском. Смотрицкий часто ездил в Минск, боролся против унии, вследствие чего многие униаты вернулись к Православию, и в Минске было основано православное братство. Около 1608 года переехал в Вильну, состоял в Виленском братстве. Активно участвовал в национально-религиозной борьбе. Под псевдонимом Теофил Ортолог в 1610 году напечатал свой знаменитейший труд «Плач», как и большинство других полемических произведений Смотрицкого — по-польски. В этом сочинении автор бичует епископов, перешедших в унию, призывает их одуматься. В полемике с католиками Смотрицкий выступает как энциклопедически образованный человек своего времени, цитирует, либо упоминает, более 140 авторов — не только отцов Церкви, но и многих античных и возрожденческих учёных и писателей. Этим трудом Смотрицкий приобрел огромную популярность среди православных.
Критика католической, иерархии, показ религиозных и национальных гонений православного народа Речи Посполитой, а главное — призыв к активной защите своих прав весьма обеспокоили польские королевские власти. Сигизмунд III в 1610 году запретил продавать и покупать книги Виленского братства, местным властям король повелел конфисковать братскую типографию, забрать и сжечь книги, а наборщиков и корректоров арестовать, что и было исполнено. Смотрицкому едва удалось избежать ареста.
Смотрицкого считают одним из первых ректоров Киевской братской школы, организованной в 1615—1616 гг., где он преподавал церковнославянский язык и латынь. Затем он вернулся в Вильну, где жил в Свято-Духовом монастыре. Под давлением или даже по категорическому требованию Виленского братства, которое не могло оставаться равнодушным к контактам Смотрицкого с униатами, принял монашество под именем Мелетия. В 1616 году вышел в свет его перевод на церковнославянский язык «Евангелия учительного… отца нашего Каллиста».
В 1618—1619 годах вышел главный его филологический «Грамматика». Эта книга - выдающийся памятник славянской грамматической мысли. Написанный по образцу греческих грамматик, труд Смотрицкого отражает специфические явления церковнославянского языка. Ему принадлежит установление системы падежей, свойственных славянским языкам (в этом Смотрицкий опередил западных грамматистов, подгонявших падежи живых языков под нормы латинского языка), установление двух спряжений глаголов, определение (ещё не совсем точное) вида глаголов и др.; отмечены лишние буквы славянской письменности, в которых она не нуждается.
Грамматика Смотрицкого неоднократно переиздавалась, и оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание грамматики в школах.
В 1620—1621 годах на Украине и в Белоруссии пребывал патриарх Иерусалимский Феофан: почти все тамошние православные епископы перешли в униатство, и надо было восстанавливать православную церковную иерархию. Феофан разослал грамоты, в которых советовал избрать кандидатов и прислать к нему в Киев. Виленским кандидатом был первоначально архимандрит Свято-Духового монастыря Леонтий Карпович, но из-за его болезни отправляться в Киев было препоручено Смотрицкому. Именно его патриарх Феофан и поставил архиепископом Полоцким, епископом Витебским и Мстиславским. Однако никакой реальной церковной власти Смотрицкий не получил: все названные кафедры с 1618 года занимал поддерживаемый правительством Речи Посполитой униат Иосаф Кунцевич.
В конце 1620 года, после смерти Леонтия Карповича, Смотрицкий был избран архимандритом Свято - Духового монастыря. В этот период он развернул активную деятельность по защите Православия и новых епископов: выступал с проповедями в виленских храмах, на площадях, в ратуше, рассылал своих послов с письмами и книгами по городам, местечкам, хуторам и магнатским замкам…
Как и следовало ожидать, покровитель унии король Сигизмунд III не утвердил новых православных епископов и митрополита. Правительство Речи Посполитой осудило действия Патриарха Феофана, объявило его турецким шпионом, а новопоставленных епископов повелело схватить и привлечь к судебной ответственности. Против Смотрицкого Сигизмунд издал в 1621 году три грамоты, объявив того самозванцем, врагом государства, оскорбителем величества и подстрекателем, которого следует арестовать. В Вильне был организован погром православных.
Смотрицкий в ответ издал ряд антиуниатских трудов, в которых защищал восстановление православной иерархии, опровергал католическо-униатские обвинения, рассказывал о произволе королевских властей, о преследованиях православных русинов, отстаивавших свои права и обычаи В 1623 году Смотрицкий вместе с митрополитом Борецким ездил на сейм в Варшаву, где они безуспешно пытались добиться утверждения новых православных епископов.Смотрицкий и Борецкий были объявлены самозванцами, заговорщиками, врагами государства. Специальный королевский указ потребовал покарать Мелетия как шпиона и бунтаря. Была даже создана следственная комиссия, трижды Смотрицкого вызывали на суд, но он на него не явился.
На протяжении 1621- 1623 гг. им были написаны и изданы одно за другим такие произведения, как «Оправдание невинности», «Защита оправдания» (оба в 1621г.), Обоснование невинности» (1622), «Прощение» (1623). В них Смотрицкий отражает новые волны репрессий, стойкость населения, отвергает обвинения, утверждая, что именно униаты-отступники являются виновниками волнений в Беларуси. Политику насильственного окатоличивания в Речи Посполитой он расценивал, как пагубную для всего государства. Он доказывал, что все народы Речи Посполитой должны быть свободными и равноправными во всем с польским народом, а светская и духовно-католическая власть делают всё, чтобы «у Руси не было русинов, чтобы русская вера не была в церкви; попытки сменить веру…является стремлением уничтожить народ, а стремление уничтожить народ – является варварством».
Кульминацией этой борьбы стало восстание в 1623 году горожан Витебска, в результате которого был убит униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Смотрицкий был объявлен соучастником убийства.
С благос ловения папы Урбана VIII королевские власти жестоко расправились с восставшими, Смотрицкого же обвинили в том, что он был их духовным сообщником. Его жизни угрожала опасность, и он тайно уехал в Киев, а оттуда в Палестину, Египет, Грецию, где пробыл 3 года.
В 1626 году через Константинополь вернулся в Киев.
В Киеве Смотрицкого встретили настороженно, даже враждебно. Архимандрит Киево-Печерского монастыря ЗахарияКопыстенский не принял его и настаивал, чтобы так поступили и прочие монастыри. Причиной стали привезённые Смотрицким грамоты и слухи о его наклонности к унии.
А униаты тем временем возобновили кампанию против него.
Положение Смотрицкого оставалось сложным: после распространения порочащих его слухов среди православных прихожан возвращение в виленский Свято-Духов монастырь представлялось невозможным. Желая получить пустующее место архимандрита Дерманского монастыря на Волыни, Смотрицкий обратился за помощью к князю ЯнушуЗаславскому, сын которого Александр был покровителем названного монастыря. По наущению униатского митрополита Рутского ЯнушЗаславский согласился предоставить Смотрицкому вакантную должность при условии, что он примкнёт к унии. После долгих колебаний Смотрицкий был вынужден дать согласие, но ему не поверили и потребовали письменного подтверждения. В июне 1627 года Смотрицкий официально стал униатом. При этом он просил, чтобы до получения ответов из Рима это держалось в тайне, и чтобы за ним оставалось звание архиепископа.
Подлинные причины поступков Смотрицкого, связанных с переходом в униатство, толкуются по-разному. Светские историки не осуждают его за это. Они основываются на позицию Смотрицкого, что сопротивление унии нарушает стабильность в обществе, является напрасной тратой сил, ибо на стороне унии стоят могучие силы короля и папы.Эти мотивы раскрывают всю глубину личной трагедии Смотрицкого.
Осенью 1627 года по инициативе Смотрицкого в Киеве был созван собор, на котором он обещал подготовить к изданию свой катехизис, но просил сперва позволить ему опубликовать свои размышления об отличиях между православной и католической церквями. В феврале 1628 года на соборе в г. Городке на Волыни. Смотрицкий уже утверждал, что Западная и Восточная церкви в основных положениях не расходятся, так что возможно их примирение. Для обсуждения его предложений было решено созвать новый собор, к которому Смотрицкий должен был подготовить изложение своих взглядов. Но вместо того он написал «Апологию», в которой призывал православных присоединяться к католицизму. Книга была издана без санкции митрополита, печатал её униат К. Сакович.
Поведение Смотрицкого и его книга вызвали народное негодование. На новый собор в августе 1628 года приехали пять епископов; было много низшего духовенства, мирян, казаков. Смотрицкого не допускали на заседания, пока он не отречется от «Апологии». Сперва он пытался возражать, но собравшийся у Михайловского монастыря народ грозил ему расправой, которая стала бы неизбежной, если бы его униатство открылось. В страхе Смотрицкий публично отрёкся от книги, подписав акт, проклинающий её, и поправ её листы ногами перед лицом собравшихся.
Для успокоения народа собор выпустил окружную грамоту, дабы Смотрицкого и иных иерархов более не подозревали в униатстве. Но Смотрицкий, вернувшись в Дерманский монастырь, написал и издал направленную против собора книгу «Protestatia», где открыто выступил против Православия, объяснил своё отречение от унии шантажом и просил короля созвать новый собор для примирения церквей. Собор был созван в 1629 году во Львове, но православные отказались в нём участвовать.
«Острожский летописец» содержит такую запись: «1629. Мелетий Смотрицкий, архиепископ Полоцкий, будучи православный для архимандритства Дерманского манастыря, отступив восточныя церкви и стався хулником на церковь восточную святую. Потом тую свою ересь и писмо проклинав и палил и топтав у манастыре Печерском при службе Божей и при соборе. Потом паки солгав Духу Святому, и бысть хулник на святую церковь и на патриархи, а хвалця папежскии, кламца на святых Божиих. И умре в таком зломудрии своем».
Оказавшись в кругу людей, с которыми всю жизнь боролся, покинутый старыми друзьями, больной Смотрицкий, оставаясь в Дермане, больше ничего не написал и не опубликовал.
Скончался и был похоронен 17 (27) декабря 1633 года в Дерманском монастыре.
Смотрицкий занимает достойное место в истории Беларуси и Украины.как религиозный деятель, талантливый писатель – публицист, филолог и педагог. Его антиуниатские работы – это летопись гонений православного населения Беларуси, источник показа исторической трагедии народа, его жертв за свободу, за свою жизнь и выживание.
(из книги А. Медельцова «Имя в истории Беларуси». Минск. «Колорград» 2021)