Святая равноапостольная  царица Елена

О царице Елене христиане больше всего знают из «Жития равноапостольных императора Константине и царицы Елены». Да и то, если жизни Константина там уделено много места, то об Елене говорится лишь о ее путешествии в Палестину и об обретении Животворящего Креста Господня. Но в тоже время о царице Елене мы можем найти некоторые, порой разрозненные сведения в трудах ранних церковных (а также нехристианских) историков.

Точный год рождения Елены неизвестен, полагают, что 250 год. Родилась она в городке Дрепан в Вивинии, недалеко от Константинополя. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери Дрепан назвал Еленополем. Вот что об этом пишет церковный историкV века Сократ Схоластик «Есть город в Вифинии, носящий имя Елены, матери императора Константина. Говорят, что Елена была отсюда родом и вначале это был ничтожный поселок. Воздавая ей славу, Константин одарил это местечко и именем матери, и достоинством города, но не создал здесь никаких великолепных памятников, достойных императорского имени: по своему внешнему виду он продолжал оставаться все тем же, украшаясь только названием города и гордясь именем питомицы своей, Елены.».

Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек в  провинции Ялова.  

Она была незнатного происхождения. Святитель Амвросий Медиоланский называет Елену stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора. Она помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, тогда еще офицером римской армии, а в последстии римским императором. В начале 270-х годов она стала его женой.

Констанций Хлор является основателем династии Константинов. В античной литературе Констанций I получает благоприятные отзывы. Языческие и христианские авторы были о нём хорошего мнения, как, например, Евтропий:

«Был он мужем великим и доброжелательности величайшей, усердствовал в обогащении провинциалов и частных лиц, не стремясь к такому же увеличению государственной казны, и говорил, что лучше общественное богатство держать у частных лиц, чем хранить его в одном сундуке. Жил он столь скромно, что в праздничные дни, когда желал устроить пир для своих многочисленных друзей, брал взаймы у частных лиц серебряную посуду для украшения стола своего. Он был не только любим, но в Галлии даже почитался наравне с богами и особенно за то, что в его правление избавились наконец от диоклетианова опасного благоразумия и от максимиановой кровожадной безрассудности».

Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» также положительно говорит о Констанции:

«Был он самым добрым и кротким из всех императоров. Он единственный из современников достойно провел все время своего правления, явив себя и в остальном для всех доступным и ко всем милостивым. Он вовсе не участвовал в войне против нас, оберегал своих подданных христиан от вреда и обид, не разорял церквей и ничего иного против нас не придумывал».

Христианские авторы хвалят его за мягкое отношение к их религии и невыполнение указа Диоклетиана о гонении. К тому же своим умелым управлением он мог снискать почёт у своих подданных.

27 февраля 272 года в в городе Наисс (совр. cербский Ниш) Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Елена обратилась в христианство, ей было уже за шестьдесят. По свидетельству её современника Евсевия Кесарийского, это произошло под влиянием её сына Константина. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в  318-319 гг. В этот период Елена, вероятно, проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье Сессорий. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская базилика.  Eё Постройку приписывают Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене.

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой. Как писал Евсевий Кесарийский  «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Он отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим.

 Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография» Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество.

Вот что говорится в «Житии равноапостольных императора Константина и царицы Елены»

«… Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иерусалимским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным образом об­ре­тен в 326 го­ду».

А в «Хронографе» Феофана  указывается «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях»(«Хронография»Феофана )

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребен Иисус Христос обрела Животврящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста Господня. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ МакарийI Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель  Иуда Кириак.

 На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме щедрую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца.

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 327 – 328 или в 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир   где у неё был дворец, или даже Палестина.

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил: 

«…тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти  за боголюбивые свои дела…»

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только пять женщин в христианской истории (Мария Магдолина, первомученица Фекла, мученица Апфия,  княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

(по материалам православных и исторических источников)

Александр Медельцов.

историк, член Союза писателей Беларуси