Гонения на христиан в Римской империи (I-IV вв.)

Появление в городах восточных провинций Римской империи новых религиозных общин и групп было замечено довольно позд­но. Христиан первоначально отождествляли с иудеями, а их споры с иудейскими ортодоксами воспринимались как очередные конфликты внутри иудаизма. Именно по­этому так трудно выделить в нехристианских источниках сведения о собственно христианах. Власти об­ращали внимание на христиан только тогда, когда хри­стианские проповеди или споры с иудеями могли повлечь за собой общественные беспорядки. Враждебность мест­ного населения разных провинций к христианам опреде­лялась не сущностью их учения, а их положением чужа­ков, отрицавших традиционные культы и верования. Правители восточных провинций, да и самого Рима относились к выступлениям христианских проповедников по-разному, в зависимости от ситуации: в городе Филиппы, сог­ласно рассказу Деяний, на Павла и его спутников посту­пил донос как на иудеев, проповедовавших чуждые обы­чаи. Павел и его спутник Сила подверглись бичеванию розгами, их посадили в темницу. Но затем они были выпущены; городские власти поспешили избавиться от них и не устраивать судебного разбирательства, поскольку выяснили, что наказанные имели римское гражданство. Дело в том, что закон запрещал подвергать римских граждан телесному наказанию, и для I в. в провинции эта привилегия имела существенное значение.

В других городах власти поступали иначе. Так, в Фессалониках архонты этого города отпустили несколь­ких христиан, которых привели к ним для расправы иудеи и местные жители. Характерно, что в этом случае обвинение, выдвинутое против христиан, было чисто по­литическим: они якобы не слушаются повелений импера­тора и говорят, что есть другой царь — Иисус. Но, по-видимому, для должностных лиц македонского города представление о царе Иисусе, имя которого они слышали впервые, показалось такой нелепостью, что они удовле­творились объяснениями, данными христианами, и сочли, что конфликт носит чисто религиозный характер. При­мерно таким же образом поступил и наместник грече­ской провинции Ахайя Галлион (лицо, исторически за­свидетельствованное), когда иудеи привели к нему Пав­ла. Он даже не стал слушать обвинения против него, сказав: «...когда идет спор об учении и об именах и о за­коне вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом». В данном случае для Галлиона Павел был та­ким же иудеем, как и его противники, и он не пожелал вмешаться.

Особая ситуация была в Палестине. Там религиозные распри в любой момент грозили перейти в выступление народных масс, готовых слушать любого, кто объявлял себя мессией. В Палестине римские власти старались держать под наблюдением все религиозные споры. По­этому представляется возможным, что в основе рассказа Деяний апостолов о пребывании Павла в Иерусалиме лежат воспоминания о действительных событиях. Павла чуть не растерзали правоверные иудеи за то, что тот во­шел в храм: кто-то закричал, что он учит не соблюдать иудейский закон. Но тут вмешались римские воины, всег­да готовые разогнать опасное скопление народа, и Павел был заключен в крепость. Римляне и не думали вникать в суть конфликта. Согласно Деяниям, арестовавший Павла римский офицер принял его за пророка, прибыв­шего из Египта, который незадолго до появления в Иеру­салиме Павла собрал вокруг себя несколько тысяч чело­век и повел их в пустыню (об этом рассказывает и Иосиф Флавий; римские отряды тогда перебили многих сторонников египтянина). Из крепости Павел был от­правлен затем в Кесарию к наместнику (поскольку он был римским гражданином). Такое решение диктова­лось также и тем, что любой инцидент мог перерасти в открытое возмущение иудеев, направленное уже не толь­ко против отступника (каким казался римлянам Павел), но и против самих римлян.

Таким образом, все эти предания, отраженные в хри­стианской литературе, ясно показывают, что для рим­ских властей на местах христиане были всего лишь од­ной из многих существовавших в ту пору религиозных групп и интересовала власти только степень их лояльно­сти. Вероятно, такова же была и 'позиция императоров, когда до них доходили какие-то сведения об очередных религиозных распрях. Светоний пишет, что император Клавдий издал распоряжение об изгнании из Рима иуде­ев, «постоянно волнуемых Хрестом». Не исключено, что от­дельные попавшие в Рим приверженцы Иисуса вызвали своими проповедями недовольство правоверных иудеев, как это происходило и в провинциях. Клавдий, не желав­ший терпеть никаких беспорядков в Риме, выслал оттуда иудеев — скорее всего и тех, кто верил в нового мессию, и тех, кто не желал признать его. Упоминание о высыл­ке иудеев при Клавдии содержится и в Деяниях апосто­лов. Таким образом, этот акт Клавдия также был нап­равлен не против христиан, как таковых, а против иуде­ев, чьи религиозные распри и мессионистские чаяния могли показаться ему нежелательными в столице миро­вой державы.

Под своим именем христиане появляются у римских писателей в связи с пожаром Рима при императоре Не­роне. В 64 г. в Риме вспыхнул грандиозный пожар, от которого особенно пострадали бедные кварталы. После пожара стали ходить упорные слухи, что поджог города был совершен по приказанию императора, который хо­тел на месте сгоревших домов построить новые роскош­ные здания. Как пишет Тацит, пресечь эти слухи было невозможно «ни средствами человеческими, ни щедрота­ми принцепса, ни обращением за содействием к божест­вам». Тогда Нерон решил «найти виновных» и обвинилв поджоге христиан, которые, по словам Тацита, навлек­ли на себя «своими мерзостями» всеобщую ненависть. Христиане подверглись жестоким пыткам и изощрен­ным публичным казням. Выбор христиан в качестве ви­новников пожара отнюдь не свидетельствует об их мно­гочисленности, как склонны думать некоторые исследо­ватели. Император выдал на растерзание разъяренному плебсу сравнительно небольшую группу людей, которые были чужаками в Риме и за которыми не стояла сколь­ко-нибудь значительная социальная или этническая груп­па, а следовательно, можно было не опасаться выступ­лений в их защиту в провинциях. Таким образом, реше­ние Нерона обвинить в поджоге Рима христиан было вызвано не принципиальной борьбой с христианством, а тем, что эта малоизвестная группа оказалась наиболее удобной в качестве «козла отпущения».

Нет никаких свидетельств того, что при Нероне был издан какой-либо антихристианский эдикт или что пре­следования христиан вышли за пределы Рима. Но казни по обвинению в поджоге Рима привели к тому, что о хри­стианах заговорили и, как пишет Тацит, сама жестокость казней пробуждала сострадание к этим людям (что, в сочетании с ненавистью к Нерону, увеличивало, вероят­но, число их сторонников).

Первые вполне определенные сведения об отношении государства к христианам содержатся в переписке Плиния Младшего с импе­ратором Траяном. Плиний был послан императором на­вести порядок в провинциях Вифиния и Понт в Малой Азии. Ему поступил донос, обвинявший ряд людей в хри­стианстве. Плиний оказался в затруднении. Он пишет Траяну: «Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах, поэтому я не знаю, о чем принято допраши­вать и в какой мере наказывать... прощать ли раскаяв­шихся, или же человеку, который был христианином, от­речение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем». Из это­го отрывка видно, что Плиний кое-что слышал о христи­анах (вероятно, в связи с казнями времен Нерона), но знал о них очень мало. Никаких постановлений, опреде­лявших отношение государства к христианам, не было. Расследования по делам о принадлежности к христиан­ству были еще столь редки, что Плиний даже не знал, как они проводятся. Он поступил в соответствии с уста­новкой римских властей на удостоверение в лояльности жителей империи (независимо от того, в какого бога они верят). Он заставлял их поклоняться статуям богов, им­ператора и хулить Христа. Тех, кто это делал, он отпус­кал. Что же касается самого христианского вероучения, то Плиний не счел его сколько-нибудь опасным: «Я не обнаружил,— пишет он,— ничего, кроме безмерно урод­ливого суеверия». Но при этом он все же приказал каз­нить тех, кто отказывался совершать жертвоприношения. Другими словами, он наказывал не за принадлежность к христианству, а за неповиновение имперским установ­лениям и обычаям. Примерно так же относился к хри­стианам и сам Траян. Он не придавал сколько-нибудь серьезного значения их существованию. Смысл его отве­та Плинию сводился к тому, что выискивать христиан незачем, но если поступит донос, то тех, кто «помолится нашим богам», следует помиловать, а упорствующих на­казать. Тертуллиан впоследствии отмечал противоречи­вость этого указания Траяна: коль скоро христиан не надо разыскивать, то почему — если они обнаружены — их надо наказывать? Между тем Траян был достаточно логичен. Христиане, как таковые, не беспокоили импера­тора, но публичное неповиновение должно быть наказа­но, прежде всего, конечно, в назидание окружающим. Многие из тех, кто приносил жертвы перед статуями им­ператора или Юпитера, уже не верили в божественность ни того ни другого, но исполнение подобных обрядов означало исполнение долга гражданина и подданного, включало человека в общественную систему. Люди, не желавшие поклониться статуе императора, казались Плинию и многим его современникам безумцами: ведь для большинства из них этот акт не имел никакого мис­тического смысла.

 В течение II в. на христи­ан стали обращать больше внимания: у одних они вызы­вали сочувствие, у других негодование. То в одном, то в другом городе вспыхивали выступления против христи­ан, периодически они подвергались преследованиям. Эти преследования носили, как это видно на примерах преда­ний о галльских и североафриканских мучениках, ло­кальный характер. Церковный историк IV в. Евсевий пи­шет, что они были подняты «восставшей чернью». Иногда правда, эту «чернь» специально натравливали на хри­стиан, чтобы дать выход стихийному недовольству.

«Пока среди христиан преобладали рабы, вольноотпу­щенники, переселенцы, их неучастие в общественной жизни было не очень заметным, - говорит доктор исторических наук И.С. Свенцицкая.- Но со второй половины II в. отрицательное отношение христиан к государствен­ным должностям, а затем и к службе в армии стало оп­ределенной проблемой. Оратор Элий Аристид, выступая против христиан, обвинял их в том, что они никому не приносят пользы, не желают участвовать в обществен­ных празднествах и заседать в городских советах. Цельс в своем сочинении против христиан призывает их слу­жить в армии и выполнять гражданские обязанности. Вопрос о службе в армии стоял достаточно остро для христиан на рубеже И—III вв. В одном из христианских сочинений, написанном при­мерно в начале III в., высказывается осуждение верую­щим, желающим стать солдатами» (И.С. Свенцицкая. Раннее христианство. Страницы истории.М.1987) .

В связи с тем, что христиане становятся более замет­ными, во II в. появляется и критика христианства, кото­рая в большинстве своем, к сожалению, дошла до нас только в пересказе или цитатах христианских писателей. В произведениях Лукиана, Цельса и Фронтона учение христиан уже не просто называется «отвратительным суеверием», а раз­бирается более подробно. Оно противопоставляется ан­тичной философии и образованности. Но активная проповедническая деятельность христиан, с одной стороны, и их общественная бездея­тельность — с другой, вызывали не только презрение, по и ненависть. Страстное обличение христиан содержится у Цельса. Он противопоставляет их веру философским учениям античности. Цельс старается показать неприемлемость христианских догматов для римлян.

Итак, «снисходи­тельное презрение, рационалистическая критика, фанта­стические обвинения — таков был диапазон восприятия христианства его античными противниками. Христианство воспринималось лишь как одно из многих вредных суеверий, с которым, однако, уже необ­ходимо было бороться» (Р. Анисимов. Жрецы и боги в Древнем Риме. М. 1990).

Христиане отвечали своим языческим оппонентам менее активной критикой. Они, в свою очередь нападали па их богов: «христианские апологеты утверждали, что этих богов выдумали древние поэты (так, в частности, писали Афииагор и Феофил Антиохийский). Минуций Феликс полагал, что языческие божества это всего лишь обожествленные предки. 'Гертуллиан называл рассказы о богах баснями. Острой критике подвергались со стороны христианских писателей нравы и этические нормы рим­ского общества. Эта критика была наиболее действен­ной, она находила наибольший отклик в сердцах нехри­стианских читателей и слушателей. Очень резко высту­пали христиане против гладиаторских боев. «Что может быть более бесчеловечным, более жестоким»,— писал об этих боях Киприап. Обличали христиане и беззаконие и взяточничество. Тот же Киприан писал: «Злодеи остают­ся безнаказанными оттого, что скромные молчат, свиде­тели боятся, а те, кто должен судить, подкупаются». «Позволительно сосуществовать с язычниками,— утвер­ждал Тертуллиан,— но разделять с ними общие нравы недопустимо» (С.А. Токарев. Религия в истории народов мира». М. 1986)

Интересно отметить, что эта критика разворачивалась именно тогда, когда в самом христианстве шли процессы приспособления к окружающему обществу, становления церковной организации и христианских догматов. «Если в посланиях Павла, пишет И.С. Свенцицкая, - одним из главных дискуссионных воп­росов был вопрос об отношении к иудаизму, то во II в. гораздо более тесная связь с античным миром и антич­ным духовным наследием поставила перед христиански­ми богословами проблему отношения к этому миру и этому наследию. Но хотя объективно в христианстве про­исходили изменения, способствовавшие сближению его с этим миром, субъективно, осознавая себя как новую ре­лигию, оно продолжало противопоставлять свое учение и свои нормы поведения религиозно-философским учени­ям и общественной практике Римской империи. По-види­мому, критика со стороны христиан, направленная про­тив традиционных ценностей, без которых, казалось, не может существовать государство, заслоняла от властей те уверения в лояльности, которые также звучали в со­чинениях защитников христианства» (И.С. Свенцицкая Первые христиане и Римская империя. — М.: Вече, 2003).

Во второй половине II в. участились случаи преследо­вания отдельных христианских проповедников и групп христиан. Сохранилось предание о мученичестве старого епископа Смирны Поликарпа; один из первых христи­анских писателей — Юстин погиб в конце 60-х годов II в. «Характерно, что слу­чаи преследований были более часты в провинциях, чем в столице. Римские христиане находились под более дей­ственным контролем столичных властей, вели себя более терпимо, имели влиятельных заступников. В провинци­ях, где порою трудно было сдержать недовольство наро­да, страх перед христианами (как и стремление перело­жить на них ответственность за все неурядицы) был сильнее» (А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек  Древний Рим. От основания Рима до падения империи. М. 2001) Один из римских историков сообщает, что им­ператор Север (начало III в.) издал для Египта особое распоряжение (оно не носило общеимперского характе­ра) о запрещении обращаться в христианскую и иудей­скую веру. Такое распоряжение могло быть вызвано тем, что в Египте эти вероисповедания были достаточно рас­пространены и их религиозные лозунги использовались для выступлений против властей; кроме того, сторонники ряда христианских сект уходили в пустыни, в горные ме­стности, образуя изолированные общины или просто ведя отшельническую жизнь, что отрицательно сказыва­лось на экономической и общественной жизни провинции.

Однако спорадические преследования не исключали проявления интереса и даже сочувствия к христианству и отдельным его сторонникам. Так, тот же Септимий Се­вер допустил в качестве кормилицы своего сына христи­анку; мать императора Александра Севера — Юлия Мамея переписывалась с Оригеном. Рассказывали, что Александр Север в своем частном святилище рядом с изображением античных божеств поместил изображение Христа. Все это было не случайно: императоры и их ок­ружение ощущали потребность в новых культах, которые сплотили бы население империи и освятили император­скую власть, чего не мог сделать слишком официозный, лишенный живой веры культ императора. При одном из императоров династии Северов была сделана попытка ввести в качестве такого культа поклонение «Непобеди­мому Солнцу» (этот культ затем вводили и некоторые последующие императоры: Аврелиан в конце III в. даже объявил культ «Непобедимого Солнца» государствен­ным), но все подобные культы, как бы далеки они ни были от традиционной римской религии, не выходили за рамки привычных представлений и не порывали полно­стью ни с многобожием, ни с системой духовных ценно­стей, выработанных античным миром.

Интерес к христианству проявлялся не только при дворе римских императоров, но, пожалуй, даже в боль­шей степени у правителей некоторых восточных облас­тей. «К середине III в. добилась независимости от Рима Пальмира — богатый торговый город в Сирии. Прави­тельница Пальмиры Зинобия, хотя и не была христиан­кой, как уже упоминалось, покровительствовала христи­анам, в частности тому самому Павлу из Самосаты, против которого выступили епископы других общин, об­винив его в ереси. Не исключено, впрочем, что интерес Зинобии к христианам был продиктован не только идео­логическими, но и политическими мотивами» (Цацура Л.И. Христианство и Римская империя. «Працы гістарычнага факультэта БДУ. 2008)

В период кризиса III в., сказавшегося на всех сто­ронах экономической и политической жизни империи, происходят изменения в отношении императоров к хри­стианству. Этот кризис совпал с укреплением церковной организации христиан и в известной мере даже способ­ствовал ей (организованные христианские общины мог­ли лучше сохраниться и даже стать прибежищем для всех пострадавших во время смут и междоусобных войн); росло и богатство церкви. Эта организация ста­ла казаться императорам, пришедшим к власти с по­мощью армии, не уверенным в прочности своей власти опасавшимся непрерывных заговоров и выступлений, опасной. Христианство в III в. начинает распространяться и среди солдат; многие из них, приняв христианство, продолжали службу в армии, поскольку эта служба бы­ла единственным источником их существования, но сам факт появления таких солдат, собратья которых по вере часто не желали служить в армии, не мог не беспокоить императоров. Можно сказать, что церковь оказалась раньше подготовленной к союзу с государством, чем им­перия к союзу с христианской церковью. С середины III в. начинаются официальные гонения, направленные специально против христиан.

«В 249 г. восставшие солдаты, которые незадолго пе­ред тем объединились с варварами и открыли им грани­цу империи по Дунаю, провозгласили императором пол­ководца Деция, который был послан с армией для их же усмирения. Деций принял титул (правда, как сообщают источники, против собственного желания), повернул свою армию обратно в Италию и захватил верховную власть. Став таким путем правителем империи, Деций попытался восстановить в ней порядок, ввести некото­рые старо-римские обычаи, поощрял поклонение древ­ним богам и начал, по существу, первое общеимперское гонение на христиан. Жители всей империи должны бы­ли доказать свою лояльность по отношению к властям совершением жертвоприношений в присутствии офици­альных лиц. Тем, кто выполнял эти требования, чинов­ники выдавали специальные удостоверения, в которых указывалось, что такой-то (или такая-то) регулярно со­вершал жертвоприношения; согласно эдикту, он (она) принес жертву, совершил возлияние и вкусил жертвен­ного мяса. Несколько таких «удостоверений» было най­дено исследователями в Египте. Но многие христиане отказывались совершить то, что от.них требовали импера­торские чиновники, и тогда им грозила смерть. Христиа­не бежали из городов, пытались (и не всегда безуспеш­но) подкупать чиновников, лишь бы не поклоняться чу­жим богам. Были, как уже говорилось, среди христиан и такие, кто под страхом смерти совершал то, что от них требовалось. Именно после гонений Деция возникла проблема «падших», т. е. тех, кто отрекся от христианст­ва. Но гонения эти продолжались недолго — Деций пра­вил всего два года; он погиб в битве с германским пле­менем готов. Борьба за императорскую власть после его смерти на время отвлекла внимание от христиан» (Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. — М.: Терра, 2008)

Новая полоса гонений наступила при императоре Валериане, занявшем престол спустя два года после смерти Деция. Валериан был в свое время приближен­ным Деция и, по-видимому, разделял его взгляды на христиан. Валериан прежде всего выступил против цер­ковной организации. Эдиктом 257 г. епископам и другим христианским священнослужителям было запрещено со­вершать богослужение; им предписывалось публично принести жертвы римским богам; христианам запреща­лось также устраивать собрания. На следующий год был издан еще один эдикт, угрожавший наказаниями хри­стианам, входившим в высшие сословия. Сенаторы-хри­стиане лишались своих званий, имущество христиан кон­фисковывалось, а сами они, прежде всего те, которые находились на государственной службе (гражданской и военной), ссылались на тяжелые работы в рудники и ка­меноломни (нехватка рабочих рук заставила императо­ров заменить казни принудительными работами). Прес­ледования времен Валериана ставили своей целью ук­репление имперского аппарата, вышедшего из повинове­ния в период кризиса, и пополнение государственной казны за счет конфискованного церковного имущества и имущества отдельных христиан. Ссылались не только мужчины; указ Валериана особо оговаривает наказа­ние знатных женщин-христианок (Гиббон.Э. Указ. соч.)

Во время этих гонений погиб епископ Киприан; его приговорили к казни за то, что он вел «безбожную жизнь» (с точки зрения римлян) и «побуждал других к злонравию». Согласно христианским преданиям, во вре­мя его казни собралась масса христиан, чтобы присут­ствовать при кончине своего мученика и собрать его кровь. Этот рассказ говорит о том, что преследования были направлены не столько против рядовых христиан, сколько против их руководителей, и наказывался не столько сам факт принадлежности к христианству, сколько христианская пропаганда, «побуждение к зло­нравию». Невозможность уничтожения всех христиан Валериан, вероятно, понимал. Ему важно было остано­вить распространение новой религии и очистить аппарат управления и армию от сомнительных элементов. Но эти меры не привели к сколько-нибудь ощутимым резуль­татам. Более того, осуждение на каторжные работы се­наторов и знатных женщин вызывало недовольство не только среди христиан, но и среди всех тех, кто был так или иначе связан с этими людьми.

Император Валериан кончил печально: он попал в плен к персам, которые в это время начали вторжение в восточные провинции империи. Христианские авторы с удовлетворением рассказывали, что, находясь в плену, он влачил рабское существование: каждый раз, когда царь персов садился на коня, римский император дол­жен был сгибать спину, чтобы его владыка оперся на нее ногой. Сын Валериана Галлиен, вынужденный непре­рывно отбиваться от натиска варваров, отменил гоне­ния, возвратил ссыльных. Галлиен был одним из пер­вых императоров, который проявил по отношению к хри­стианам веротерпимость (Гиббон.Э. Указ. соч.).

Однако христианам предстояло пережить еще одно и, пожалуй, самое жестокое гонение. В 284 г. императором стал Диоклетиан, сын далматинского вольноотпущен­ника, видный политический деятель, человек нес­гибаемой воли и энергии. Он провел целый ряд реформ по административному управлению и налоговому обло­жению империи и на время сумел справиться с восста­ниями и сепаратистскими движениями. В частности, бы­ло жестоко подавлено восстание в Галлии багаудов (бор­цов), среди которых было много христиан. Диоклетиан требовал, чтобы ему оказывались божеские почести. Чувствуя свою силу, он решил расправиться с теми ре­лигиозными течениями, которые, по его мнению, могли составить оппозицию его личному культу. Он выступал не только против христиан: первые религиозные гонения Диоклетиана были направлены против приверженцев манихейства — учения, возникшего в III в. в Иране и начавшего распространяться в восточных провинциях империи.

Неприятие сущест­вующего общества сближало манихеев с теми группами христиан, которые сохраняли традиции первоначального иудеохристианства. Неудивительно, что Диоклетиан прежде всего начал борьбу с этим течением. Манихеи были объявлены вне закона. Вслед за этим Диоклетиан начал преследовать христиан. В эти преследования он вложил ту же неукротимую энергию, что и в другие свои начинания. В 303 г. он издал постановление, запрещав­шее по всей империи христианские богослужения. Цер­ковные здания сносились, имущество христиан конфи­сковывалось. Из армии и государственного аппарата бы­ли изгнаны все люди, подозревавшиеся в принадлежно­сти к христианству, многие были казнены, христианские книги сжигались. Говорили, что даже жена Диоклетиа­на должна была совершить публичное жертвоприноше­ние, чтобы не быть заподозренной в христианстве. В разгар гонений во дворце Диоклетиана в городе Никомедии (там была резиденция императора) вспыхнул пожар; в поджоге обвинили христиан. (Князький И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб. «Античная библиотека. 2010)

Репрессии, направленные против христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата. Напротив, преследования со стороны всесильного импе­ратора вызывали сочувствие к христианам, явное и тай­ное, со стороны многих людей, страдавших от тяжкого гнета непомерно разросшегося при Диоклетиане бюрок­ратического аппарата. Церковь к тому времени была до­статочно организована, чтобы спасать свои книги, обес­печивать убежище скрывшимся, оказывать помощь по­страдавшим и их семьям. Никакой альтернативы хри­стианству как идеологии Диоклетиан противопоставить не мог. В 305 г. Диоклетиан отрекся от власти, а в 311 г. один из его преемников (империя была разделена меж­ду несколькими правителями), Галерий, которого упор­но называли инициатором преследований при Диокле­тиане, вынужден был эти преследования отменить. Без­результатность их стала очевидной. Пришло время не только для терпимого отношения к христианству, но и для союза императорской власти с христианской церковью, не с христианством вообще, а именно с церковью — организацией, которая могла бы обеспечить «идеологическую» поддержку правителям империи.

Приложение

Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века

Нерон (54–68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.

В это гонение пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом.

Веспасиан (69–79) и Тит (79–81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.

Домициан (81–96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96–98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.

Траян (98–117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.

Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение. Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова.

Адриан (117–138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться. При нём впервые выступают защитники христиан – апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат. Их апологии способствовали изданию указанного закона.

Антонин Пий «Благочистивый» (138–161) продолжал политику Адриана в отношении христиан.

Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161–180) в 177 году запретил христианство законом. До него гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными. Христиан преследовали, как уголовников (приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ).При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене (См. Евсевий. Церк. ист. V, 1–2 главы).

Коммод (180–192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно – тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб

Септимий Север (193–211) При нем:

· в числе других был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена,

· брошена в кипящую смолу девица Потамиена,

· принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы.

· В Лионе был замучен св. Ириней, тамошний епископ.

В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.

Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

Каракалл (211–217) продолжал частные и местные преследования.

Гелиогабал (218–222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство. К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.

Александр Север (222–235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан.Но христианство все же не объявлялось «религией дозволенной».

Максимин Фракиянин (Фракиец) (235–238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

Гордиан (238–244) Преследований не было.

Филипп Аравитянин (244–249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.

Деций Траян (249–251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.В это жестокое гонение многие отпали от христианства.Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний. Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский. А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших. Гонение продолжалось только около двух лет.

Галл (252–253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, сменившие друг друга епископы.

Валериан (253–260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования. Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания. В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы.

Галлиен (260–268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество. Для христиан надолго наступило спокойное время.

Домиций Аврелиан (270–275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.

Использованые источники:

Анисимов Р.Н. Жрецы и боги в Древнем Риме. М. 1990).

Бадак А.Н. Войнич И.Е., Волчек Н.М.  Древний Рим. От основания Рима до падения империи. М. 2001).

Всемирная история Изд. АН СССР. 1958 г. т.2

Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. — М.: Терра, 2008

Иосиф Флавий. Иудейские древности. М. 1984

Князький И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб. «Античная библиотека. 2010)

Свенцицкая И.С.  Первые христиане и Римская империя. — М.: Вече, 2003).

Свенцицкая И.С.  Раннее христианство. Страницы истории.М.1987

 Токарев С.А.. Религия в истории народов мира». М. 1986)

Цацура Л.И. Христианство и Римская империя. «Працы гістарычнага факультэта БДУ. 2008).

 Александр Медельцов

историк, член Союза писателей Беларуси