Археолог, внесший большой вклад в изучение и сохранение православных древностей

Немногие, даже москвичи, особенно нынешнего поколения, знают имя историка, археолога, доктора исторических наук и Члена-корреспондента Российской Академии наук Леонида Александровича Беляева. Между тем он известен тем, что на протяжении ряда лет занимался исследованием православных святынь – храмов и монастырей Москвы и ряда других российских городов.

Леонид Александрович – истинный патриот своего города. Здесь он родился в 1948 году, учился на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на кафедре археологии и в ее аспирантуре. Полученная специальность дала ему, как и многим другим археологам его поколения, возможность, участвуя в работе различных экспедиций, познакомиться с разнообразием археологических памятников и культур и определить главное направление собственных научных интересов — архитектурную археологию и изучение религиозных, прежде всего христианских, древностей. В 1974 г. на кафедре археологии Л.А. Беляев защитил кандидатскую диссертацию “Архитектура Древней Руси X — начала XIII в. по данным археологии”. Его научным руководителем был известный ученый, легенда советской археологии академик Б.А. Рыбаков.

Последующие полтора десятилетия исследовательской работы Л.А. Беляева (1976-1989) оказались связаны с институтом “Спецпроектреставрация”, где он, отвечая за археологическое сопровождение реставрационных проектов, прошел все служебные ступени от научного сотрудника до руководителя мастерской. Это было время, когда реставрационные работы на памятниках древнерусского зодчества получили необычайно широкий размах и сопровождались серьезными натурными исследованиями. Перед Л.А. Беляевым открылась счастливая возможность развернуть раскопки на территории выдающихся архитектурных комплексов, потенциал которых как археологических памятников в то время недооценивался.

Им были проведены исследования в Даниловом, Высокопетровском и Богоявленском монастырях в Москве, на памятниках села Коломенского, в Спасском монастыре на Усть-Угры, в Ферапонтовом монастыре, на архитектурных памятниках Болгарского городища и Старого Крыма. В ходе этих работ, в процессе общения с архитекторами, реставраторами и историками формировались новые методы комплексного изучения сложных историко-архитектурных и археологических комплексов и постепенно осознавалась важность археологии для изучения памятников позднего средневековья и раннего нового времени. Собранные в эти годы материалы стали основой для многих последующих трудов исследователя.

Перейдя в 1989 г. на работу в Институт археологии АН СССР, Л.А. Беляев сосредоточился на крупных научных проблемах, обобщая наблюдения, сделанные в ходе натурных архитектурно-археологических работ. В монографии “Древние монастыри Москвы (конец XIII — начало XV в.) по данным археологии” (1994) исследователь поставил проблему не только реконструкции конкретной истории ранних монастырей на основе археологических материалов, но и формирования представления о монастыре как об особом типе археологического памятника, раскрытия функций монастырей и характера монастырской жизни через материальные остатки, сохраняющиеся в культурном слое. В этой книге впервые проанализирована роль монастырей в социально-экономической, политической и духовной жизни ранней Москвы, принципы их размещения, первоначальная история земельных участков, на которых возникли обители, особенности их материально-художественной культуры.

Книга Л.А. Беляева о монастырях как архитектурно-археологических комплексах имела новаторский характер. Традиционная рубрикация памятников средневековой русской археологии включала города, городища, селища, могильники, наконец, храмы, но монастыри при этом оставались как бы вынесенными за скобки. Между тем структурообразующая роль монастырей в средневековом обществе совершенно очевидна. Работы Л.А. Беляева положили начало новому этапу развития русской церковной археологии, заполнили важный пробел в архитектурно-археологических исследованиях. Труд о московских монастырях в 1997 г. был удостоен премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Древнейшие монастыри Москвы стали темой докторской диссертации Л.А. Беляева, защищенной в 1994 г.

Другим направлением исследований Л.А. Беляева стало изучение средневековых надгробий как особой категории артефактов, раскрывающих существенные черты культуры Московской Руси, ее ремесленно-художественных традиций и религиозных представлений. Интерес к белокаменным надгробиям долгое время был весьма ограниченным — фиксировались и исследовались лишь надписи на плитах. Л.А. Беляев не только составил первый каталог выявленных к началу1990-х годов белокаменных плит Москвы и Северо-Восточной Руси, включающий сведения более чем о 1000 памятников. Он предложил новые подходы к их изучению, сочетающие формально-типологический анализ плит; текстуальный и палеографический анализ эпиграфики; археологическое датирование, основанное на стратиграфическом положении надгробий в некрополях. Происхождение и история развития белокаменных надгробий Московской Руси подробно рассмотрены в монографии “Русское средневековое надгробие” (1996). Выявленные в ней культурно-исторические и художественные связи между древнерусскими надгробиями и погребальными памятниками различных областей средневековой Европы стали подлинным открытием в области иконографического анализа. Непосредственным продолжением исследования и публикации корпуса памятников стал вышедший 10 лет спустя новый том материалов к своду надгробий, включающий сведения более чем о 500 белокаменных плитах и валунных надгробиях из некрополей Москвы, городов и монастырей центральных областей Руси, Русского Севера. К составлению этого каталога Л.А. Беляев привлек более двух десятков исследователей из различных научных учреждений.

Возглавив в 1993 г. сектор археологии Москвы, Л.А. Беляев много сделал как для организации спасательных раскопок в бурно развивающемся городе, так и для изучения археологических древностей Москвы и ее ближайшей округи как особого культурного феномена, исключительно важного в общем контексте российской истории и археологии. В условиях стремительного строительства, затрагивающего исторический центр города, проблема сохранения археологического наследия стоит в Москве значительно острее, чем во многих других городах. Знаковым событием в развитии охранных раскопок стали исследования остатков снесенного в 1936 г. Казанского собора и окружающих его участков Красной площади. Уже привыкнув к восстановленному зданию Казанского собора, мы редко вспоминаем, что основой для его воссоздания стали тщательные архитектурно-археологические исследования, выполненные в 1989-1992 гг. под руководством Л.А. Беляева.

Итоги историко-археологического изучения Казанского собора подведены в книге “Казанский собор на Красной площади” (1993), написанной Л.А. Беляевым совместно с Г.А. Павловичем. В 1990¬2000-х годах сектор археологии Москвы, выполняя часть общего объема спасательных работ, развернувшихся в столице, неизменно получал яркие материалы, становившиеся ключом к решению проблем московской археологии. Примером таких проектов можно считать новые раскопки в Коломенском, на территории Данилова и других монастырей (особенно широкие исследования в Зачатьевском монастыре, при которых вскрыты остатки четырех каменных храмов, жилые постройки XIV-XVI вв. и некрополь) и только что завершившиеся исследования на территории Подола Московского Кремля, где Л.А. Беляев работал вместе с коллегами из Института археологии РАН и Музеев Московского Кремля. Материалы новейших раскопок в Москве, проведенных сотрудниками сектора археологии Москвы и самим Л.А. Беляевым, стали важным источником для создания обобщающих трудов по истории города (“История Москвы с древнейших времен до наших дней”, 1997).

Именно Л.А. Беляеву принадлежит честь открытия древнейшего пока славянского поселения на территории Москвы (в Даниловом монастыре) и одного из древнейших белокаменных храмов (в Богоявленском монастыре). Оперативное введение этих и других новых материалов в научный оборот фактически подняло московскую археологию на новый уровень. Раскопки в Москве требуют соединенных усилий трех базовых наук — археологии, истории и архитектуры. Пока лишь Л.А. Беляеву удается сочетать их в одном лице на одинаково высоком уровне компетентности, и в этом “секрет” его неизменной удачи. “Путь к звездам” московской археологии пролегает через тернии позднейших наслоений, причем результат достигается не только кропотливым трудом, но и верной постановкой исследовательской задачи. Ясность в ответах на вопрос “что и для чего мы делаем?”, разносторонность, взгляд на проблему в широком общекультурном, общемировом контексте, ну и, конечно, интуиция — вот творческий почерк Л.А. Беляева.

Деятельность Л.А. Беляева как руководителя сектора не сводится только к его собственным высокопрофессиональным исследованиям. Он активно поддерживает перспективные работы своих сотрудников по изучению исторической географии, топографии, ландшафтоведения на территории Москвы и ближнего Подмосковья; их результаты широко публикуются. Сотрудниками сектора составлены подробные археологические карты города, внесен весомый вклад в вещеведение: в изучение керамики, строительных материалов, текстиля, цветного металла.

Как и в начале своей деятельности, Л.А. Беляев не ограничивается изучением исключительно московских памятников. В 1999-2004 гг. он предпринял исследование руин Борисоглебского собора Старой Рязани. Памятник был серьезно поврежден несовершенными раскопками первой половины XIX в., постройкой нового храма в начале XX в.; его раскапывали в 1926 г. В.А. Городцов, а в послевоенное время — А.Л. Монгайт. Казалось, раскопки собора не обещали быть результативными. Однако Л.А. Беляеву удалось вскрыть значительные участки сохранной кладки, найти ряд склепов и погребений, а главное — внести существенные поправки в представления о плане и датировке сооружения.

Научные интересы Л.А. Беляева ни в коей мере не ограничены позднесредневековыми русскими древностями. Стремление проследить истоки культурных и художественных традиций, складывавшихся в средневековой Руси, раскрыть общий контекст становления древнерусской христианской культуры естественным образом подвело ученого к исследованию раннехристианских памятников, церковных древностей Востока и Запада, религиозной археологии дохристианского периода в Средиземноморье. В 1994-1996 гг. Л.А. Беляев совместно с А.В. Чернецовым выступили в Российском православном университете с курсом лекций “Русские церковные древности (археология христианских древностей средневековой Руси)”. В 1996 г. ими было опубликовано учебно-методическое пособие, первое в своем роде в нашей стране после весьма длительного перерыва. Пособие привлекло внимание отечественных и зарубежных специалистов и было опубликовано в переводе на японский язык.

Программа изучения христианских памятников как единой культурной зоны была в полной мере реализована в книге “Христианские древности. Введение в сравнительное изучение” (1998), представляющей обзор истории открытия и исследования древностей христианской цивилизации от ее зарождения в эпоху поздней античности до позднесредневекового периода в Европе, Азии и Северной Африке. Эта яркая книга совмещает рассказ об изучении отдельных памятников, сведения о важнейших архитектурных и археологических объектах христианской культуры и категориях христианских древностей и, наконец, обзор основных проблем христианской археологии как особой научной дисциплины.

Л.А. Беляев свободно ориентируется в новейших тенденциях современной зарубежной науки, поддерживает постоянные контакты с археологами и историками западноевропейских стран и США. Существенную роль в развитии этих контактов и в расширении научного кругозора исследователя сыграли многочисленные и долгосрочные лекционные и исследовательские поездки в лучшие университеты США, Италии и Германии. Справедливо полагая, что ключевые научные труды зарубежных авторов должны публиковаться в русском переводе, Л.А. Беляев сам активно претворяет эту идею в жизнь. Среди наиболее значительных научных работ англоязычных исследователей, опубликованных в переводе и по инициативе Л.А. Беляева, — классический труд Р. Краутхаймера (2000) и фундаментальная монография Р. Оустерхаута “Византийские строители” (2005).

Наконец, Л.А. Беляев не пренебрегает научно-популярным жанром. Очень важной стороной его деятельности является работа в жанре исторических эссе и обзоров московской археологии, публикуемых в зарубежных изданиях. Ему принадлежат увлекательные, богато иллюстрированные книги, адресованные старшеклассникам, и живо написанные пособия для студентов (“Московская Русь: от средневековья к Новому времени” (2005); “Московская Русь” (2001)). Он обладает редким умением сочетать в одной работе просветительскую и исследовательскую направленность: многие статьи для “Православной энциклопедии” (которых им написано уже более 100) — не что иное, как готовый материал для будущих монографий. Его усилия в области просвещения высоко оценены Церковью: в 2004 г. Л.А. Беляев награжден орденом митрополита Макария, в 2007 г. — орденом Даниила, князя Московского.

В 2001 г. Л.А. Беляев был утвержден главным редактором журнала “Российская археология”. Работа в журнале хорошо знакома Леониду Андреевичу; с 1989 г. он — член редколлегии “Российской археологии”, а с 1991 г. — заместитель главного редактора. Сохраняя общую концепцию журнала как фундаментального периодического издания по археологии, продолжая сложившиеся традиции работы редколлегии, Л.А. Беляев принес в журнал немало нового, способствуя привлечению новых авторов, расширению тематики публикаций, обсуждению разнообразных аспектов взаимоотношений археологической науки и общества, современных вызовов и угроз археологическому наследию. Как разносторонний ученый, хорошо ориентирующийся в различных областях археологической науки, Л.А. Беляев сумел обеспечить в журнале свойственную ему полноту хронологического и географического охвата древности, поступление статей, представляющих результаты наиболее значимых археологических проектов последних лет. К числу его достижений следует отнести подготовку ряда тематических выпусков журнала и серии номеров, составленных к пятидесятилетию “Российской археологии”.

Назовем лишь некоторые работы Леонида Александровича Беляева: «Реставрация архитектурных памятников. Учебное пособие для ВУЗов». М., 1988; «Казанский собор на Красной площади». М., 1993 (в соавторстве с Г. А. Павловичем)»; «Древние монастыри Москвы по данным археологии». М., 1994; «Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв». М., 1996; «Русские церковные древности: археология христианских древностей средневековой Руси». М., 1996; «Христианские древности. Введение в сравнительное изучение». М., 1998; «Московская Русь: от Средневековья к Новому времени». М., 2005;«Некрополь Данилова монастыря в XVIII–XIX веках: историко-археологические исследования» (1983–2008). М., 2012»; «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история». М., 2013.
(из книги А. Медельцова «Историки России и Беларуси. XX – начало XXI в.» Минск, изд. Колорград. 2023 г.)

 Александр Медельцов

историк, член Союза писателей Беларуси