Изданная в конце ХХ века книга «Исторические кладбища Санкт-Петербурга», посвятила нашему земляку всего несколько строк: «Многие могилы, известные в начале нынешнего века оказались, затерянными или не найденные ныне. В числе их Григорович Иоанн Иоаннович, протоиерей Аничкова дворца, богослов, церковный археограф».
А вот еще один документ – «Формулярный список о Священнослужителях, с их семействами, церкви собственного Его Императорского Величества Дворца за 1850 год» об Иоанне Григоровиче хранит краткую запись. В графе «В какой нации и из каких чинов» значится: «Из белорусской, протоиерейский сын».
Так кто же таков – Иоанн Иоаннович Григорович? Как указывает «Энцыклапедыя гісторыі Беларусі” (Минск изд. “Беларуская энцыклапедыя”.1996, т.3.с. 162). он был “белорусскі гісторык, археограф і мовазнавец”. Ну и, конечно же, священник. Он родился 12 сентября 1790 года в семье православного священника в маленьком профинциальном городке Могилевской губернии Пропойске. Сейчас этот город называется Славгород. Иоанн Иоаннович Григорович-старший имел в нем небольшой приход. Он преподавал риторику в Могилевской семинарии, потом был священником в Рогачеве, Пропойске, Гомеле. Мать Мария Романовна была племянницей известного белорусского богослова Георгия Конисского – Архиепископа Могилевского.
Семейное предание гласило, что Георгий Конисский был первым покровителем юного Иоанна Григоровича. Его отец, Григорович-старший, человек почтенный и уважаемый в городе, передал сыну любовь к древности и родной земле, к Православию. Проповеди отца мальчик слушал с детства. Православный храм с его строгостью, торжественностью и спокойствием притягивал его душу, будил в ней свет, дарил радость и благодать. А старинные книги, рукописи Георгия Конисского уводили в мир древности, знакомили с жизнью предков.
Видя способности сына и его рьяное старание к наукам, отец принял решение отправить мальчика в Могилевскую семинарию, в которую он поступил в 1802 году. Когда он в 1811 году закончил учебу, семинария аттестовала Иоанна как одного из лучших воспитанников. Латынь, греческий, польский языки, которые он изучал здесь, впоследствии много помогли ему в археографических изысканиях. Его определили преподавателем в Могилевское духовное училище. Позже ученики вспоминали о нем как о самом достойном своем наставнике. Он умел не только ясно и внятно преподавать, но и отличался вежливым и гуманным обхождением.
Но наступает 1812 год, война с Наполеоном. Могилев был занят французскими солдатами… Поруганные святыни, застывшие в скорби храмы, оскверненный Спасский собор, вскрытый гроб с телом архиепископа Георгия Конисского – все это пришлось увидеть и пережить Иоанну Григоровичу. Но все выдержал православный народ, и наконец, радуясь победе над врагом, над городом вновь поплыл благовест.
Живя в Могилеве, Иоанн часто навещал престарелых родителей, к тому времени осевших в Гомеле.. Здесь же бывал и владелец Гомеля граф Николай Петрович Румянцев, хорошо знавший Григоровича-старшего. Граф заметил в юноше глубокое знание древних языков, богатые сведения об отечественной истории. И тут же предрек ему известность в будущем. Граф видел перед собой человека, готового посвятить себя труду, для которого он не пожалел бы ни сил, ни здоровья, но у которого не было денег для дальнейшего образования.
По его настоянию юноша подает прошение в Петербургскую духовную академию. В нем он указал, что необходимую для учебы сумму внесет за него граф Николай Петрович Румянцев.
В доме Румянцева собирался кружок “Ученая дружина”. В него входил и Григорович. Там были ученые-историки: Бантыш-Каменский, Малиновский, Строев. После того, как Румянцев вышел в отставку, вся отечественная наука сконцентрировалась, по сути, в его доме.Сюда приезжали и гостили у него, некоторые даже годами, ученые из Москвы, Петербурга, других городов.. И свой дом Румянцев превратил в “храм муз”. Встречаясь по воскресеньям у графа со многими знаменитыми учеными, молодой Григорович не раз вступал в исторические споры.
Во время учебы в Петербургской духовной академии он выполнял поручения своего опекуна: отыскивал в библиотеках и архивах редкие книги и предлагал их на переиздание, собирал необходимые для него сведения в рукописях, переводил с латинского и польского языков архивные документы и письма.
Его кандидатской диссертацией стало исследование про новгородских посадников. Написал также исторические сведения о Василие Ярославиче, князе Боровском, святом Дмитрии Солунском, о Новгород-Северском Преображенском монастыре и др. Закончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Незадолго до этого Иоанн Григорович получил письмо от своего отца: “Слишкол стар я стал и слаб, и не в силах более служить Богу и Отечеству. Готовься ты быть ему достойным слугой.” Он решает выполнить волю отца, но науку не оставлять.
“По самой цели моего образования и по желанию моего престарелого родителя, - пишет он графу Румянцеву, - я должен возвратиться в духовное звание той епархии, из которой за четыре пред сим года поступил в академию. Прибавьте к сему и то, что столько же времени я не видел не их, ни родины. И то, и другое равно питает во мне желание ехать в Гомель”.
И вернувшись в Гомель, он занял место отца – служителя гомельского кафедрального собора. В декабре 1820 года посвящен в священника, введен в сан протоиерея гомельской церкви, одновременно назначен ректором Гомельских уездного и приходского училищ, цензором проповедей Гомельского духовного правления.
Благословен и плодотворен этот период в его жизни – время успешного сотрудничества с графом Николаем Петровичем Румянцевым. При кураторстве Румянцева диссертация Григоровича в 1821 г. была напечатана в Москве под названием “Исторический и хронологический опыт о посадниках Новгородских. Из древних русских летописей”. В 1824 году он написал труд “Белорусская иерархия” и направил его для утверждения в Синод, где он пролежал 170 лет. Был издан только в 1992 году в Минске в переводе на белорусский язык.
Иоанн Григорович искал и собирал также документы, которые отражали политическую и социально-экономическую жизнь Беларуси. Он начинает работу над “Белорусским архивом древних грамот”, ищет и копирует акты и грамоты в монастырях Могилева, Мстислава, Орши. Это был первый в белорусской науке археографический сборник – книга, которой он жил и дышал.
Наконец, книга написана. Григорович, издав первый том Архива, с удовлетворением написал брату: “Теперь и наша Беларусь не совсем исчезнет с лица земли, но да ведает свет, что были времена, когда она была славнее и добродетельнее, чем ныне.”
Граф Румянцев с одобрением встретил предложение Иоанна Иоанновича Григоровича об издании второй части “Белорусского архива”. Но осуществить задуманное им не удалось, в 1826 году Николая Петровича не стало. Тело покойного по его завещанию было погребено в Гомеле. На отпевании его отец Иоанн сказал: “Он жив в сердцах всех сынов Церкви и Отечества. Он рожден был для добрых дел и творил их всю свою жизнь. Города, целые области и даже далекие страны, в которых он разливал свои милости, благославляют имя его – и не отойдет память его и имя его поживет в роде родов”.
В 1829 году Иоанна Григоровича перевели в Витебск, где он был назначен ректором уездного и приходского училища, преподавателем гимназии. Здесь им была сделана первая проба научного описания Спасо-Евфросиниевской церкви в Полоцке. (Весткі пра старажытны храм Хрыста Збавіцеля, пабудаваны ў 12 ст. прападобнай Ефрасінняй паблізу Полацка”.)
С 1831 года жил и трудился в Петербурге. Здесь он продолжил работу над второй частью «Белорусского архива», в 1834 году издал книгу «Переписка пап с российскими государями», в которой собраны документы внешнеполитического характера. Он подготовил, написал предисловие и издал в 1835 году работы архиепископа Георгия Конисского, привлекшие внимание А.С. Пушкина: «…И. Григорович, издавший сочинения великого архиепископа Беларуси, сделал обществу важную услугу».
В 1837 г. Иоанна Иоанновича Григоровича приняли в члены археографической комиссии. В результате его неутомимой деятельности вышли в свет 4 тома «Актов, относящихся к Западной России». В 1847 году начал работу над «Слоўнікам заходнярускіх гаворак”. Свой подход к этой работе он сформулировал следующим образом: “Складальнік слоўніка, як праўдівы летапісец, павінен запісаць усе словы, якія ўжывае народ у сваім хатнім побыце, у служэнні і ў сваіх малітвах да Бога і ў сваіх законах. Слоўнік ёсць летапіс мовы, і ў гэты летапіс павінны быць унесены ўсе факты, якія былі і ёсць”. К сожалению, закончить работу над словарем Григоровичу не удалось. Сохранились рукописи на буквы «А», «Б», «В». Умер И.И. Григорович в 1852 году. Был похоронен на Волковском православном кладбище в Петербурге. Могила утрачена.
Архив Иоанна Иоанновича Григоровича находится в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства.
По историческим и православным источникам:
«Энцыклапедыя гісторыі Беларусі” (Минск изд. “Беларуская энцыклапедыя”.1996
Священник А. Хотеев “ Труды протоиерея Иоанна Григоровича по белорусской археографии.” Сайт прихода святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Минске.
В. Голубева. Иоанн Иоаннович Григорович. Ж-л “Неман”. Минск. 2004. № 3
Н.Н. Улащик. Очерки по археографии и источниковедению истории Белоруссии феодального периода. Минск, изд. БГУ. 1982
“Протоиерей Иоанн Григорович- историограф Беларуси”. Краеведческий сайт Гомеля и Гомельской области.
Православная энциклопедия. Т. 13
Александр Медельцов,
историк, член Союза писателей Беларуси