Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси

Митрополит  Алексий  - Алексей (Елевферий) Федорович Бяконтов, или Бяконт — второй, после митрополита Петра, московский святитель, причтенный к лику святых. Он возглавлял Русскую церковь в течение более чем двадцати пяти лет и многое сделал для того, чтобы не дать угаснуть московской государственности. Митрополита Алексий Киевский и всея России, святителя, дипломата, государственный деятеля по праву считают  подвижником духовного просвещения и возрождения Руси в эпоху владычества Золотой Орды.

Он родился в Москве около 1293 года и вся его жизнь связана с Москвой. Происходил из знатного боярского рода. Сын боярина Фёдора Бяконта, родоначальника Плещеевых и других дворянских родов. Семейство Алексея Бяконта, будущего Митрополита, занимало очень заметное место среди московского боярства конца XIII—XIVвв. Боярами были младшие братья Алексея — Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых.

Его отец и мать были родом из Чернигова. Но Черниговская земля, опустошенная и разоренная татарами, оказалась беззащитной перед новыми татарскими нашествиями; жить здесь становилась все труднее и опаснее. Как и многие другие, боярин Федор с семьей переехал в Северо-Восточную Русь и перешел на службу к московскому князю Даниилу Александровичу. Федор Бяконт вошел в число ближайших бояр князя Даниила. По некоторым сведениям, князь, а затем и его сыновья не раз на время своих отлучек поручали ему управление Москвой.

Его крестным отцом стал сын Даниила, княжич Иван, будущий Иван Калита, тогда еще отрок. При крещении младенец получил имя Елевферий (или, в просторечии, Алфёр). (Правда, некоторые летописи по-другому называют крестильное имя митрополита Алексея — Симеон.) Уже в детские годы он научился грамоте и хорошо изучил все книги Священного Писания. В совершенстве изучил Елевферий и греческий язык. (Впоследствии, находясь в Константинополе, митрополит Алексей переведет с греческого языка на славянский текст Нового Завета.)

Житие святого рассказывает, что однажды, когда ему было двенадцать лет, его посетило некое чудесное видение. Как-то, когда отрок расставлял в поле сети для ловли птиц, он случайно уснул и услышал во сне голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков». Пробудившись ото сна, отрок никого не увидел и сильно дивился тому, что слышал. «С этого времени, — повествует автор Жития, — он стал много думать и размышлять, что должен значить сей глас». Елевферий начал готовить себя к монашескому служению и, когда ему исполнилось двадцать лет, принял пострижение в московском Богоявленском монастыре Загородье (современный Китай-город). Вместе с ним в то же время в Богоявленском монастыре подвизался и брат святого Сергия Радонежского, Стефан.

По свидетельству Жития, Алексей провел в монастыре двадцать лет. Он пользовался большим авторитетом как в стенах обители, так и вне ее. Московский князь Семен Иванович Гордый (сын Ивана Калиты) и митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской церковью. Алексей был назначен митрополичьим наместником в городе Владимире; именно его видел Феогност своим преемником на митрополичьей кафедре, и митрополита поддерживал в этом князь Семен. Согласно Житию, в таком качестве Алексей пробыл двенадцать лет и три месяца.

Незадолго до своей смерти, в декабре 1352 года, митрополит Феогност возвел Алексея в сан епископа города Владимира. Тогда же от имени митрополита и князя Семена были отправлены послы в Константинополь, к патриарху, с просьбой поставить Алексея в митрополиты Киевские и всея Руси после смерти Феогноста. Послы вернулись на Русь с положительным ответом летом или осенью 1353 года, но за время их отсутствия в Москве произошли трагические события. Начавшаяся эпидемия «черной смерти» (чумы) унесла жизни уже давно тяжело болевшего митрополита Феогноста, а также совершенно здоровых и полных сил великого князя Семена, двух его сыновей и брата Андрея. Московским князем (а затем и великим князем Владимирским) сделался последний брат Семена князь Иван Красный. В своем завещании Семен наказывал брату слушаться «отца нашего, владыку Алексея».

6 декабря 1352 года Алексий Федорович был посвящён во Владимир-на-Клязьме в епископы. Примечателен тот факт, что Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту (30 июня 1354 г.), свидетельствует, что Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения за его духовные достоинства и добродетельную жизнь.

В том же году Алексей отправился за поставлением в Константинополь. Вероятно, он ехал через Орду, где получил ярлык от ханши Тайдулы. В Константинополе Алексей провел около года. 30 июня 1354 года патриарх Филофей издал грамоту, которой утверждал его в сане митрополита Русского. Официально был подтвержден и давно свершившийся факт — перенесение резиденции русских митрополитов из Киева во Владимир (хотя именовался Алексей по-прежнему «митрополитом Киевским»).

В середине XIV века тяжелые времена переживала не только Русь, томившаяся под гнетом Орды, но и сама Орда, раздираемая противоречиями, и Византийская империя, в которой шла настоящая гражданская война. В этих условиях распалась и некогда единая Русская митрополия, земли которой давно уже поделили между собой княжества Северо-Восточной Руси, с одной стороны, и Литва и Польша, с другой. Начались церковные смуты и нестроения. Вскоре после отъезда Алексея в Константинополе был поставлен еще один митрополит на Русскую кафедру — некто Роман, сын тверского боярина и, по некоторым данным, родственник тверского князя, ставленник могущественного литовского князя Ольгерда, отнюдь не желавшего, чтобы входившие в состав Великого княжества Литовского земли, населенные православными, подчинялись митрополиту из Москвы. Поставление Романа, вероятно, было совершено константинопольским патриархом Каллистом, сменившим Филофея после отречения от власти императора Иоанна VI Кантакузина.

Распря с Романом вынудила Алексея осенью 1355 (или 1356) года вновь отправиться в Константинополь. Было решено, что Алексей останется митрополитом «всея Руси»; Роману же достались литовские (Полоцкая и Туровская) и волынские епархии. Впрочем, это решение не удовлетворило Романа; известно, что он пытался подчинить себе Киев, захватил Брянскую епархию, а в 1360 году даже приезжал в Тверь, вероятно, надеясь склонить на свою сторону тверских князей. Распри с Романом продолжались в течение нескольких последующих лет, до смерти Романа в 1362 году.

На обратном пути митрополита Алексея из Константинополя на Русь произошло событие, рассказ о котором вошел в Житие святого. Корабль попал на Черном море в жестокую бурю, так что все отчаялись уже спастись. Святитель усердно молился Богу, причем дал обет: соорудить храм во имя того святого или того праздника, который будет праздноваться в день, когда он высадится на берег. Буря прекратилась, и путешественники благополучно достигли берега. Впоследствии митрополит Алексей исполнил свое обещание: около 1360 года на берегу реки Яузы им был построен храм и монастырь во имя Спаса, Нерукотворного Его Образа (этот праздник отмечается 16 августа). В деле создания монастыря много участвовал преподобный Андроник, ученик святого Сергия Радонежского, ставший первым игуменом обители. По его имени монастырь получил название Спасо-Андроникова.

В августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы Алексей Бяконт отправился в Орду и исцелил ее от болезни глаз. Ханша дала Алексию ярлык, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. С памятью о чудесном исцелении в Орде царицы Тайдулы предание связывает построение митрополитом Алексеем монастыря во имя Чуда святого архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Каменный храм был заложен святителем в московском Кремле в 1365 году и в том же году закончен и освящен; тогда же в монастырь были собраны старцы, частью из Троицкого Сергиева монастыря, частью из других обителей. Этот монастырь, известный под именем Чудова, просуществовал до 30-х годов нашего столетия.

В январе 1359 года, во время смоленско-московско-литовских военных действий, святитель Алексий отправился в Киев, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей, но был схвачен Ольгердом, ограблен и заточен в темницу. Но святитель Алексий смог бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву.

За время отсутствия его в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и митрополит Алексий оказался одним из регентов при малолетнем Димитрии. Обладая выдающимся умом и блестящими способностями, Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трёх Московских князьях. Многолетнее фактическое руководство Алексия Бяконта внешней политикой Великого княжества Московского при князьях Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче придало московско-литовскому соперничеству явный характер религиозного противостояния язычников и христиан. Митрополит умело использовал эту ситуацию в интересах Православной Церкви и государственного ядра России, оказывая при этом воздействие на русских князей.

В качестве государственного и церковного деятеля митрополит Алексий Бяконт лояльно относился к власти мусульманских правителей, и в то же время последовательно проводил политику с целью создания союза русских княжеств, которые могли бы противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV века Орде.

Святитель Алексий является автором Послания и грамоты на Червлёный Яр., Поучения христианам нижегородских и городецких пределов и Устава о новых постах. Послание и грамота связаны со спором между Рязанским и Сарайским епископами о епархиальной принадлежности Червлёного (Черленого) Яра. Вопрос этот уже разбирался ранее митрополитом Феогностом и был решён в пользу Рязанского епископа, но при новом митрополите возник вновь. Святитель Алексий подтвердил решение своего предшественника, снабдив грамоту учительным посланием. Евфимий Чудовский  который в конце XVII века видел в Рязани оригинал грамоты, привёл в своей редакции жития святителя Алексия греческую подпись святителя под нею: «Алексиос, милостию Божиею митрополит всей России и пречестной».

Поучение жителям нижегородских и городецких пределов написано, по всей вероятности, в связи с княжеской усобицей в этой земле в 1365 году, либо в связи с посещением святителем Алексием Нижнего Новгорода в 1370 году. Оно известно в единственном списке рубежа XIV—XV веков в дополнениях к Патерику поглавному Устав (уставная грамота) о новых постах, датированный 18 февраля 1369 года (мартовского 6876), известен в единственном белорусском списке последней четверти XVI века. В нём митрополит, по согласию с князьями Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем, устанавливает новые седмичные посты перед днями памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября), «осенним Юрьевым днем» (26 ноября) и перед памятью святых князей Бориса и Глеба (24 июля). Дата выдачи уставной грамоты в сочетании с выбором святых мучеников (Димитрий Солунский — небесный покровитель великого князя Димитрия Иоанновича, Георгий наряду с Борисом и Глебом традиционно считался покровителем русских князей) заставляет предполагать связь учреждения новых постов с неудачным походом Ольгерда на Москву в ноябре — декабре 1368 года и с надеждой на заступничество святых воинов-мучеников и в дальнейшем. Однако эти новые посты, установленные святителем Алексием, не вошли в практику Русской церкви, возможно, отчасти это связано с общей тенденцией снижения интереса к наследию святителя Алексия в 1390—1420-х годах и с тем, что при распространении в Русской церкви в конце XIV — 1-й половине XV века Иерусалимского устава Георгиевский пост был целиком поглощён более строгим для немонашествующих Рождественским (Филипповым) постом.

В оригинале (дефектном) и в копии XVII века сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолнейсадец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича.

С XVII века, со времени Епифания Славинецкого с именем святителя Алексия принято связывать создание особой редакции перевода на славянский язык Нового Завета (Чудовский Новый Завет), выполненного, несомненно, в Константинополе не позднее конца XIV века. Хотя к настоящему времени исследователи не считают этот кодекс автографом святителя Алексия и отказались от его датировки 1355 годом, временем второй поездки святителя в Константинополь (судя по снимкам, кодекс, пропавший в 1918 году, написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем середина XIV века, и относящимися скорее к концу столетия). В XVII веке Чудовский список Нового Завета использовался Епифанием Славинецким и его сотрудниками как авторитетнейший в книжной справе; традиция эта сохранялась и при подготовке позднейших изданий славянского Нового Завета.

Митрополит Алексий управлял Русской Церковью почти четверть века. Он способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и воссоздание ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области, а также Спасо-Андроников монастырь (1357год), Чудов (около 1365) и Симонов (между 1375 и 1377) монастыри, Введенский Владычный в Серпухове монастырь (1360—1362 гг.), Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастыри, Алексеевский девичий монастырь в Москве (около 1358) Перед смертью митрополит завещал погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре.

Скончался митрополит Алексий 12 февраля 1378 года. По настоянию великого князя митрополита Алексия погребли внутри храма, близ алтаря.

50 лет спустя после его смерти святитель Алексий был канонизован. Его мощи были обретены в 1431году (по другим источникам, в 1439 или 1438 гг.) в основанном им Чудовом монастыре в Кремле в результате восстановительных работ и перенесены в храм Архангела Михаила. В 1485 году отправлены в Алексиевский храм Чудова монастыря. В 1686 году — в новопостроенный храм Благовещения той же обители. С 1947 года мощи митрополита покоятся в Богоявленском соборе Москвы.

В 1448 году митрополит Иона установил празднование успения и обретения мощей святителя Алексия, после чего почитание этого святителя (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило широкое распространение. Начали составлять различные жития святителя Алексия (древнейшее из них — летописная повесть «О Алексее митрополите»), сохранившиеся в большом числе списков XV—XIX веков. Появились храмы, посвящённые святителю Алексию, — первоначально преимущественно в Москве, Подмосковье и Новгороде; при этом древнейшая каменная церковь в честь святителя была заложена в 1483 году в Чудовом монастыре (разрушена в 1929 году), около 1513 года в его честь возвели храм в Александровской слободе (ныне город Александров), где тогда находилась великокняжеская резиденция, а в 1538—1539 годах в Юрьеве под Новгородом была построена трапезная церковь в честь святителя Алексия, отличавшаяся огромными размерами — 17 на 12 сажен (разобрана за ветхостью в 1761 году). Возникла традиция иконописного изображения Алексия, которого, как правило, изображают в святительских одеждах: в белом клобуке, саккосе омофоре и с Евангелием в руке.  

10 октября 2004 года патриархом Алексием II было установлено празднование Собора Самарских святых в честь святых Самарской земли. Список возглавляет святитель митрополит Алексий. В 1357 году через территорию нынешний Самарской губернии лежал его путь в город Сарай, столицу Золотой Орды.

1 сентября 2021 года в  нижегородском Благовещенском монастыре был открыт памятник святителю Алексию (автор памятника — нижегородский скульптор Алексей Щитов).

(из книги А. Медельцова «Правители.книга четвертая. Русь и Россия. От Рюрика до Николая II. Минск. 2022. Использованы также православные источники)

Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси