Христианские добродетели
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», — написал апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам (13:13).
Эти добродетели имеют для христианства всегдашнее значение. Так, митрополит Филарет (Дроздов) составил свой Христианский катехизис из трёх частей. О вере в Бога и таинства, которые он открывает — Филарет истолковывает Символ веры и рассказывает о семи Таинствах. О надежде на Бога и средствах утвердиться в ней — Филарет объясняет молитву Отче наш и Нагорную проповедь. О любви к Богу и ко всему, что Он любить повелевает — автор рассказывает о Десяти заповедях.
Заключенные в этих понятиях добродетели олицетворены в женских именах, издревле почитаемых народами разных стран.
История семьи
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (само имя София означает Премудрость).
Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно — по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов»1 (Иак.3:17).
У нее были три дочери, которым она дала имена, соответствующие 3 христианским добродетелям.
По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах.
Повинуясь матери своей, они преуспевали во всем и. отличались необычайной красотой и благоразумием.
Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их увидеть.
И как только он лично увидел их, тотчас же убедился, что они — христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто перед всеми прославляли Христа Господа, будучи совершенно чуждыми языческим идолам.
О всём этом Антиох доложил царю Адриану, и тот послал своих слуг с тем, чтобы они привели девушек к нему.
Помолившись и поклонившись Господу Богу, все четверо — мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, в сопровождении стражи, пошли к царю и, взирая на небо и с тайною молитвою уповали на помощь Того, Кто повелел не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).
Видя их благоразумие и глубочайшую веру во Христа, Адриан попытался совратить их с христианского пути и через своих подданных — приспешников уловками, уговорами, соблазнами, обещая различные почести, угрожая, пытался склонить сестёр принести жертву Артемиде.
Но сёстры были непоколебимы и открыто исповедали веру во Христа.
Мученицы за христианскую веру
И вот все четверо предстали на суд перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.
Мать же их София укрепляла дочерей вдохновенными от Бога словами.
«Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: „Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя“ (Ис.49:15)»
Вере было 12 лет, Надежде — 10, Любови — 9 лет.
Юные христианки и их мать были тверды в благочестивой вере — Божественная сила Христа и Матери Божией укрепляла и вдохновляла этих страдалиц.
На глазах матери девочек по очереди подвергали жестоким пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София, страдая как мать, призывала их быть стойкими и не бояться мук.
София погребла тела дочерей недалеко от города. Находясь на их могиле три дня, она усердно молилась Богу и сама почила, будучи с дочерьми.
Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом, и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа
Подвиги святых юных христианок уподобились крестному подвигу Христа, а мучения их матери, видевшей страшную казнь своих детей, были также безысходны, как страдания Божией Матери у Креста Сына Своего.
Укрепимся же и мы в вере и в жизни
Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь укрепляет и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Первые версии жития этих мучениц, составленные на латинском, греческом, болгарском, грузинском и армянском языках, появились в VII-VIII вв.
Именно на это время приходятся сообщения о том, что мощи св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по распоряжению папы Римского Павла I (757— 767) с кладбища были перенесены в церковь на Марсовом поле, а часть их передана в дар монастырю св. Иулии. На Руси изначальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, и только имя их матери Софии («Мудрость») сохранило оригинальное звучание
Обращаясь к эти святым именам, мы верим и убеждены. что Господь в любых испытаниях ведёт своих чад; и жизнь и смерть человека есть одно целое, и понимать их надо как последовательные вехи одного большого пути нашей бессмертной души в ее движении к Богу.
Ибо Бог создал человека для Себя, а значит, для вечной жизни
«Нет скорбей — нет и спасения» — учит преподобный Серафим Саровский. Ибо от «Скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5.3)».
Единственный путь, единственное средство постижения Бога и общения с Богом, а значит и основа спасения — есть искренняя, сердечная вера. С верой непрерывно соединена христианская надежда. Но совершенной степенью христианского благочестия является любовь от чистого сердца.
Библиография:
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2000
- http://www.pravosludm.narod.ru/lib/filaret/katexizis
- http://ru.wikipedia.org.
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6502.htm
- В. Пономарева http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-49168/
- Н . В . Герасименко Вера, Надежда, Любовь и София Православная энциклопедия. Т. VII. М. : 2004. с. 702-704. 752 .
- Патриарх Пимен (Извеков Св. мцц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София http://www.pravoslavie.ru
А.А. Соколовски